Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:10, контрольная работа
Светское осмысление политических проблем общества было начато мыслителями Китая, Индии, Древней Греции и Древнего Рима. Эта эпоха охватывает примерно 6-3 века до н.э. Политический анализ выражается преимущественно в форме философских трактов, реже- в изложении и толковании законов или этических норм, традиции жизни того или иного общества. Наиболее существенный вклад в формирование политической мысли древности внесли крупнейшие философы Древней Греции Платон и Аристотель.
1. Возникновение и развитие буржуазной политико-правовой мысли стр. 3
2. Теория «естественного права». стр. 7
3. Теория «общественного договора». стр. 9
Список использованной литературы. стр. 12
Академия
права и управления
Федеральной службы исполнения наказаний
Российской федерации
юридический
факультет заочная форма обучения
Специальность
021100 – «Юриспруденция»
Контрольная
работа
Дисциплина:
Политология
Тема: Теории «естественного
права» и «общественного договора».
Слушатель
Гададов А.М.
Дата отправки на факультет Место работы и занимаемая должность:
ФГУ ЛИУ№17 УФСИН России по ХМАО-Югре,
инспектор отдела охраны.
Дата регистрации факультетом Индекс, почтовый адрес слушателя:
626400,ул.
Трубная д.5/1 кв.70
1. Возникновение
и развитие буржуазной политико-правовой
мысли стр. 3
2. Теория «естественного
права».
3. Теория «общественного
договора».
Список
использованной литературы.
1.Возникновение
и развитие буржуазной
Светское осмысление политических проблем общества было начато мыслителями Китая, Индии, Древней Греции и Древнего Рима. Эта эпоха охватывает примерно 6-3 века до н.э. Политический анализ выражается преимущественно в форме философских трактов, реже- в изложении и толковании законов или этических норм, традиции жизни того или иного общества. Наиболее существенный вклад в формирование политической мысли древности внесли крупнейшие философы Древней Греции Платон и Аристотель. Сам термин «политика» этимологически происходит от греческого «полис». Полисами именовались древнегреческие города-государства, в которых только свободные граждане могли участвовать в государственных делах. Внутри городов происходила ожесточенная борьба за государственную власть, форма которой изменялась от монархии к аристократии, от аристократии к демократии и тирании. Платон. Именно в условиях расцвета, а затем кризиса государственности Афин создавал свои политические труды Платон (427 – 347 до н. э.). Он был автором более 30 философских диалогов; некоторые из них были специально посвящены вопросам политики, государства и права. В диалоге «Государство» Платон описывает семь типов государственного устройства: один – идеальный, которого не было в действительности; два – правильных (монархия и аристократия) и четыре – несовершенные политические формы (тимократия, олигархия, демократия и тирания). Причём демократию он считает главной бедой политики, ибо она неминуемо ведёт к тирании большинство. В демократии, по его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдства. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану. Идеальное государство Платон видел в справедливом правлении избранных мудрецов – философов, ибо только им доступно истинное знание и добродетель. В политическом идеале Платона личность, общество и государство растворены в полисе, Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий:
- философы – правители (высший класс);
- стражи и воины;
- ремесленники и крестьяне (физический труд).
У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. Платон выдвигает плодотворную идею общественного разделения труда, распространяет ее на сферу управления государством. В конце жизни взгляды Платона на государство сильно меняются. В этот период он утверждал идею тоталитаризма.
Являясь учеником Платона, Аристотель (384- 322 до н.э ) анализировал многие политические понятия. Он первым выделил все политическое в особую отрасль социального сознания. Главное политологическое сочинение Аристотеля - «Политика». Он утверждал, что государство – естественное образование, развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству (городу – полису). Аристотель считал, что государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан. Он не выделял государство из общества, хотя попытки их разграничения у него были. В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции; человек – часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только так противоположность рабству: граждане – не рыбы, ими никто не владеет, они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов. Наряду с этим он говорит о приобщении свободных людей к управлению греческим полисом, об их политическом общении и выдвигают свое знаменитое положение о том, что человек есть «существо политическое». Формы государственного устройства Аристотель делит на три «правильные» (монархий, аристократия, полития) и при «неправильные» (тирания, олигархия, демократия). Лучшей формой Аристотель считал политию, которая должна объединить три элемента: добродетель, богатство и свободу - и тем самым сочетать интересы богатых и бедных.
Знаменитый римский оратор и
политический мыслитель Марк
Туллий Цицерон (106 -43до н.э.) в
своей трактовке государство представляет
как согласованное правовое общение, в
котором он видел воплощение справедливости
и права. В отличие от Платона и Аристотеля,
считавших естественное право и государство
неотделимыми, Цицерон говорил, что естественное
право возникло раньше любого писаного
закона, раньше создания государства.
В этом отношении Цицерон стоял у истоков
понимания идеи «правого государства».
Наиболее разумной он считал смешанную
форму государства, в которой соединялись
бы царская власть, аристократия и демократия.
Спецификой развития политической мысли
в Древнем Риме вообще оказалось её базирование
на законодательстве. Здесь в наибольшей
степени, чем где – либо в Древнем мире,
были разработаны правовые принципы и
нормы общественных отношений. Римское
право, содержащее стройную систему норм
социально- имущественного характера,
оказывало решающее воздействие на идеологию,
на политическое мышление. Идеи государственного
устройства, управления, прав и свобод
личности во многом исходили из положений
правового порядка. На протяжении длительного
периода Средневековья господствовала
христианская концепция политики. Её создателями
считаются Августин Аврелий (354 – 430)
и Фома Аквинский (1226 – 1274). В их учениях
государство рассматривается как некая
часть универсального порядка, создателем
и правителем которого является Бог. Поэтому
цель государства – сохранение порядка
и гражданского мира. Согласно Аквинату,
власть имеет божественный характер. Идеальной
формой государства он, как и Аристотель,
считал смешанную форму, при который монарх
олицетворяет единство, аристократия
– службу интересам государства, а подданные
(народ) представляются гарантией социального
мира и согласия. Причём власть монарха
должна быть ограничена законами. Но поскольку
власть по своей сущности является божественной,
то считается смертным грехом выступление
против власти государства. Правда, при
нестерпимой тирании Аквитан считает
правомерным тираноубийство. Важной идеей
этого времени было обоснование верховенства
церкви над светской властью; её смысл
сводился, в частности, к выводу, что все
формы правления должны уважать Бога и
человека. Оба теоретика христианской
политики считали, что церковь выше любого
государства, поскольку она владеет душой
человека, духом, а государству принадлежит
лишь бренное человеческого тело. Христианство
пыталось удержать политику в подчинённом
положении как светский придаток религии,
навязывало идею о том, что государство
и власть – элементы божественной деятельности
и подконтрольны церкви. Наряду с этим
Фома Аквинский уделял большое внимание
вопроса права. В своём знаменитом труде
«Сумма теологии» он признает существование
четырёх видов права: вечное, божественное,
естественное, позитивное и показывает
преимущества различных форм государственного
устройства, проводя сравнительный анализ
их характеристик. Религиозная концепция
политики и государства носит явно апологетический
характер, хотя и содержит некоторые положения,
развитые позже в политической науке.
Для этого потребовался коренной пересмотр
политических постулатов религиозного
толка, начатый Н. Макиавелли в условиях
Возрождения и продолженный мыслителями
следующей исторической эпохи.
2. Теория «естественного права».
«Западноевропейские мыслители 17 века отразили в своих трудах процессы распада феодальных и зарождения капиталистических общественных отношений. Они пытались осмыслить широкий круг проблем политической жизни современного им общества, прежде всего политических отношений указанных классов, сущность и назначение различных политических институтов».* При этом их взгляды базировались на определенных теоретических и методологических основаниях, в качестве которых выступали теории естественного права и общественного договора. Начало разработке этих теорий положил выдающийся голландский ученный в области права и политики Гуго Гроций. В работах «Свободное море» и «О праве войны и мира» он развивает эти теории и в их свете основывает назначение ряда политических институтов, прежде всего гражданской власти и государства, а также принципов и норм международного права. Он всесторонне борьбу голландского торгового капитала за свободу морей.
Естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом. Оно обусловлено естественной природой человека как существа, общающегося с себе подобными, задано этой природой. Его принципы и нормы вырабатываются в процессе общения между людьми осознано и не осознано, в том числе на основе инстинктов, прежде всего инстинктов самосохранения и сохранения рода. Поэтому естественное право глубоко укоренено в поведении и деятельности людей. Люди в той или иной степени осознают складывающиеся нормы естественного права. В силу этого данные нормы выступают как «предписания здравого разума». Их соблюдение основано на понимании того. Что они выражают интересы многих людей, абсолютного большинства,
*Политология: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ, 2002.- 367с. Стр.46
охраняют их от произвола кого-либо, обеспечивают их достойное существование в обществе. И как общий вывод: естественное право выражает справедливость, воплощает их в себе таков смысл и значение естественного права в представлении Гроция. Методологической основой самой теории естественного права выступает учение о справедливости. Из этой теории Гроций делает вполне конкретные практические выводы о регулировании на основе естественного права имущественных, политических, правовых, нравственных и других отношений между людьми.
Этому служат частное право, государственное право и международное право. Эти виды права отличаются от естественного права тем, что сознательно разрабатываются людьми, выражают их волю.
Как и его предшественники Т. Гоббс и Дж. Локк, Жан Жак Руссо рисует некую картину естественного состояния общества. Однако дает принципиально иное толкование жизни людей в их естественном, «догосударственоом» состоянии, чем - то, которое предложил Гоббс. Руссо указывал на» первобытную простоту людей», проявляющую в их естественном состоянии. Не испорченная «никакими цивилизациями», она способствует развитию добродетели и вызывает равнодушие ко всему, что недостойно наполняет сердце человека и неспособно сделать его лучше. « От скольких преступлений, войн и убийств. От скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля никому»- так писал Руссо в одном из своих трудов. Он считал, что социальное неравенство противно естественному праву, так как оно не совпадает с неравенством физическим. В результате получается, что «глупец руководит мудрецом», горсть людей утопает в роскоши, тогда как огромное большинство народа нуждается в самом необходимом.
3. Теория «общественного договора».
Вершиной
теоретического творчества Руссо явилось
его учение об общественном договоре.
Он отверг такое понимание общественного
договора, согласно которому народ передаёт
свои права правительству, которое затем
осуществляет власть от имени народа и
над народом, над всеми гражданами государства.
Подобные взгляды выражали, как сказано
выше, Г. Гроций, Т. Гоббс и отчасти Дж.
Локк. Для Руссо такой подход неприемлем.
Он считал возможным заключение между
представителями самого народа такого
договора, при котором каждый гражданин
оставался бы свободным и пользовался
соответствующими политическими правами.
Он так сформулировал суть общественного
договора и его основную задачу: Найти
такую форму ассоциации или общественного
соединения, которая защищала и охраняла
бы всей общей силой личность и имущества
каждого члена и благодаря которой всякий,
соединяясь совсем, повиновался бы только
себе и оставался так же свободным, как
и прежде. Объединившись на основе общественного
договора, люди выступают как единое «политическое
целое» с их «общей волей». Это не лишает
их свободы и не мешает реализовать их
личные интересы, если они не наносят вреда
интересам других людей. «Однако с
этого момента возникают общие интересы,
выступающие одновременно как интересы
каждого из них. Руссо пришел к идее народного
суверенитета, выражающей полноту народовластия
и получившей глубокое обоснование и его
работе «Общественный договор»»*. По
утверждению Руссо, народный суверенитет,
проявляющийся как «верховная власть»
народного государства, «никогда не может
отчуждаться».
Информация о работе Теории «естественного права» и «общественного договора».