Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может быть депутатом законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Содержание

Ведение 3
1.Общие положения. 4
2. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы 7
3. Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. 10
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16

Работа содержит 1 файл

основы права.docx

— 45.23 Кб (Скачать)

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при  голосовании в соответствующей  палате Федерального Собрания РФ и  другие действия, соответствующие статусу  члена Совета Федерации и статусу  депутата Государственной Думы, в  том числе по истечении срока  их полномочий. Если в связи с  такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили  публичные оскорбления, клевету  или иные нарушения, ответственность  за которые предусмотрена федеральным  законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

В случае причинения члену Совета Федерации, депутату Государственной  Думы увечья или иного повреждения  здоровья, повлекших утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация  в размере разницы между ежемесячным  денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на день выплаты  компенсации и назначенной пенсией  без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию. В  случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы материальное обеспечение членов семьи умершего члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы осуществляется в порядке, установленном  федеральным законом о материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы.

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается  в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный  трудовой стаж сохраняется при условии  их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев  после прекращения полномочий члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной  Думы по трудовому договору, после  прекращения их полномочий предоставляется  прежняя работа, а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность).

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной  службы, органов прокуратуры, органов  налоговой полиции, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами  Совета Федерации, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании  срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных  органах) или досрочно уволиться  с военной службы (службы в указанных  органах). По окончании срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы им предоставляется прежняя  должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы.

Супругу члена Совета Федерации, супругу  депутата Государственной Думы, уволенным  в связи с переездом члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы для осуществления ими своих  полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается  в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного  вознаграждения за выслугу лет, на выплату  вознаграждения по итогам работы организации  за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы.

В случае роспуска Государственной  Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции РФ, депутат Государственной  Думы имеет право на получение  единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его  ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских  полномочий. Депутату Государственной  Думы и проживающим совместно  с ним членам его семьи, находящимся  на день роспуска Государственной Думы вне их постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и  бесплатный провоз принадлежащего им имущества (в контейнерах общим  весом до десяти тонн) к постоянному  месту жительства депутата. Депутату Государственной Думы, который имеет  трудовой стаж, равный требуемому для  назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи  с роспуском Государственной  Думы, с его согласия государственная  пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации  пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату  к государственной пенсии в соответствии со ст. 29 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации».

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы вправе иметь  до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной  Думе, а также по работе в субъекте Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов Государственной  Думы, избранных по одномандатным  избирательным округам). Число помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому  договору, по работе соответственно в  Совете Федерации, Государственной  Думе не может быть более двух. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории «помощники (советники)», замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающие по срочному трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы вправе иметь  до сорока помощников, работающих на общественных началах. Помощником члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может  быть только гражданин Российской Федерации. Помощнику выдается удостоверение, в котором указывается место  работы помощника: Совет Федерации, Государственная Дума, субъект РФ, избирательный округ. В удостоверение  помощника, работающего на общественных началах, вносится запись о его работе на общественных началах.

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов  государственной власти, избирательных  комиссий и комиссий референдума, органов  местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации», в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных Федеральным законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений Федерального закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.

Неправомерное воздействие на члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или  угрозы применения насилия, оказанное  в целях прекращения ими деятельности в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или  в целях изменения ее характера, влечет за собой ответственность, предусмотренную  уголовным законодательством.

 

Заключение

 

Анализируя Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания" можно  выявить некоторые пробелы. Например, законодательство половинчато решает вопрос о природе мандата парламентария. В целом можно считать, что  императивный мандат отвергнут, поскольку  права отзыва уже нет. Не существует и юридически закрепленной обязанности  депутата поддерживать политику какой-либо политической партии, строго следовать  фракционной дисциплине и отчитываться перед избирателями. Но свободный  мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами - например, обязанностью депутата информировать избирателей  о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться  предвыборной программой. Однако отсутствие санкций за нарушение этих обязанностей позволяет депутату в целом поступать  в соответствии со своими убеждениями, т.е. действовать свободно. Практически  таким же статусом обладают и члены  Совета Федерации. Хотя они являются представителями органов государственной  власти своих субъектов РФ, но не предусмотрено никакой ответственности  членов палаты перед этими органами, как и обязанности, выполнять  наказы избирателей, избравших их в  эти органы.

Принятие Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», одновременно определяющего статус членов обеих палат парламента, было вызвано тем, что, согласно ч. 7 раздела второго Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения», Совет Федерации первого созыва избирался сроком на два года. Таким образом, в Конституции прямо определено, что члены Совета Федерации первого созыва являлись избираемыми представителями, т.е. депутатами.

В будущем является не только возможным, но и необходимым принятие отдельных  федеральных законов о статусе  депутата Государственной Думы и  статусе члена Совета Федерации.

 

Список  использованных источников и литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2005

2. Федеральный закон от 31.07.98 № 137-ФЗ «О материальном обеспечении членов семьи            

     умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального  

     Собрания Российской Федерации»

3. Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - М.: Норма, 2001

4. Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика // «Законодательство и       

    экономика», 2005. - N 11

5.  Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата Государственной Думы                 

    (индемнитет) // «Социальное и пенсионное право», 2006. - N 3

1 Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - М.: Норма, 2001. - 688 с. .

2 Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской   Федерации: учебник. - М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. -С.308

3  Бородин В., Миронов В. Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федерации // Право и жизнь, 2003. - № 10..

4  Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата Государственной Думы (индемнитет) //«Социальное и пенсионное право», 2006. - N 3.

5  Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. - М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. -С.303.

6  Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. - М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. -С.304

 


Информация о работе Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы