Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может быть депутатом законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Содержание

Ведение 3
1.Общие положения. 4
2. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы 7
3. Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. 10
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16

Работа содержит 1 файл

основы права.docx

— 45.23 Кб (Скачать)

1) Соблюдать этические нормы, правила  утвержденные Государственной Думой.

2) Представлять декларацию о доходах  и об имуществе.

В числе прочих составляющих многие выделяют круг подведомственных депутату Государственной Думы вопросов: поставленные перед ним цели и задачи, возложенные на него функции, ответственность. Любая функция всегда подчинена цели, работает на нее. Депутат Государственной Думы является избранником народа, представителем его воли во власти, поэтому одной из его целей и задач является представительство интересов избирателей во власти. На него возлагаются такие функции как обязательная работа с избирателями: рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведения личного приема и встреч с гражданами.

Также депутат Государственной  Думы является участником соответствующей  фракции, в составе которой он был избран, и его задачей является посещение и участие в её заседаниях, с целью совместной деятельности и выражения единой позиции, выработке  единой программы по вопросам, рассматриваемым  Государственной Думой.

Форма деятельности депутата Государственной  Думы определяется в соответствии с  характером депутатского мандата.

Б.А. Страшун, Н.А. Сахаров, О.В. Шуваев в качестве элемента правового статуса  должностного лица - депутата Государственной  Думы выделяют порядок его формирования, который представляет собой избрание в депутаты Государственной Думы на основе всеобщих выборов при пропорциональной избирательной системе; и порядок  прекращения или отрешения от исполнения должностных полномочий.

Деятельность депутата Государственной  Думы прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Государственной  Думы, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Еще одним очень важным элементом  правового статуса Депутата Государственной  Думы является гарантии его деятельности, посредством которых депутат  имеет возможность беспрепятственно и эффективно осуществлять свою деятельность.

Среди таких гарантий выделяются депутатский  иммунитет, как особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский индемнитете, как  «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его  труд и способствующих утверждению  депутата как личности»4.

В соответствии с вышесказанным, можно  сделать вывод, что под правовым статусом депутата Государственной  Думы в широком смысле следует  понимать обусловленное социально-политической сущностью общества фактическое  положение депутата, регламентируемое правовыми и иными социальными  нормами и обеспечиваемое соответствующими гарантиями. В узком смысле правовой статус депутата Государственной Думы складывается из упорядоченной совокупности элементов, всесторонне характеризующих  сущность и содержание правового  положения депутата, а именно из их прав, обязанностей, гарантий и форм депутатской деятельности, осуществляемой в соответствии с характером депутатского мандата.

«Определение характера мандата, модели взаимоотношений депутата Государственной  думы с избирателями, - свободный  или императивный мандат играет решающую роль при определении правового  статуса выборного должностного лица, так как является его (статуса) основополагающим принципом».

Депутатский мандата «в отечественной  науке традиционно рассматривается  в трех значениях:

1)как документ, удостоверяющий законность полномочий депутата;

2)совокупность его прав, обязанностей, привилегий и других рассмотренных выше элементов правового статуса;

3)определенная форма взаимоотношений депутата с избирателями, определяемая сущностью и политико-правовой природой такого мандата»5

По форме взаимоотношения депутата с избирателями «в теории конституционного права традиционно выделяют: свободный  и императивный мандат депутата» 

Под императивным мандатом подразумевается  представительство депутатом, прежде всего, своего избирательного округа, его ответственность перед избирателями. Депутат следует наказам избирателей, и может быть отозван избирателями, в случае, если он не оправдал их доверия. Императивный мандат дает минимальный  набор социальных гарантий депутатской  деятельности. Такой вид мандата  характерен только для депутатов  представительных органов муниципальных  образований.

Под свободным мандатом подразумевается, что «депутат является представителем всего народа государства, не может  быть связан наказами избирателей, не должен отчитываться перед ними о  своей деятельности и соответственно не может быть отозван ими».

В Законе прямо и четко не говорится  о характере мандата депутата Государственной Думы, что при  анализе основных законов: Конституции  Российской Федерации, Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Регламента Государственной Думы и др., можно сделать вывод, что для депутата Государственной Думы в большей степени характерно наличие свободного мандата.

Подтверждением наличия свободного мандата у депутата Государственной  Думы является Постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности  положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации  законодательной (представительной) и  исполнительной власти субъектов Российской Федерации», где «был сделан вывод  о свободном характере депутатского мандата на федеральном уровне, позволив депутатам Государственной Думы при осуществлении своих полномочий следовать Конституции Российской Федерации и своей совести».

Свободный мандат является одним из важнейших признаков парламентаризма, так как в рамках свободного мандата  депутат может действовать «исходя  из своих персональных убеждений  в интересах всего народа, а  при несовпадении общих и местных  интересов народа, он обязан отдавать предпочтение общегосударственным  интересам»6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы

 

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы имеют право  законодательной инициативы, которое  осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной  Думы может вносить предложения  о поправках к Конституции  Российской Федерации и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей  палатой Федерального Собрания Российской Федерации, а также комитетом, комиссией  данной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной и специальной комиссией, членами  которых они являются.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы реализуют  на заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии данной палаты, согласительной и специальной комиссии, предоставленные  им права. Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы принимают  личное участие в заседании соответствующей  палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членами  которых они являются, в порядке, установленном регламентами палат  Федерального Собрания Российской Федерации. В случае невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине  член Совета Федерации, депутат Государственной  Думы заблаговременно информируют  об этом соответственно Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной и специальной  комиссии.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат  Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Федерации, Государственная  Дума вправе направить парламентский  запрос Председателю Правительства  Российской Федерации, членам Правительства  Российской Федерации, Генеральному прокурору  Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям  других избирательных комиссий, председателям  комиссий референдума, Председателю Счетной  палаты Российской Федерации, руководителям  иных федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда  Российской Федерации, Фонда социального  страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного  медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в  компетенцию указанных органов  и должностных лиц, с соблюдением  требований, предусмотренных ст. 18 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации».

Парламентский запрос принимается  большинством голосов от общего числа  членов или депутатов соответствующей  палаты Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном  регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Должностное лицо, которому направлен  парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании  соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или  письменной форме не позднее чем  через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный  соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок. Ответ должен быть подписан тем должностным  лицом, которому направлен парламентский  запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания, от имени которой был направлен парламентский запрос.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы (инициатор  запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям  других избирательных комиссий, председателям  комиссий референдума, руководителям  иных федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда  Российской Федерации, Фонда социального  страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного  медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в  компетенцию указанных органов  и должностных лиц, с соблюдением  требований, предусмотренных ст. 18 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации».

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует  оглашения на заседании соответствующей  палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Должностное лицо, которому направлен  запрос, должно дать ответ на него в  письменной форме не позднее чем  через 30 дней со дня его получения  или в иной, согласованный с  инициатором запроса срок.

Инициатор запроса имеет право  принимать непосредственное участие  в рассмотрении поставленных им в  запросе вопросов, в том числе  на закрытых заседаниях соответствующих  органов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор  запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня  до дня заседания соответствующего органа. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока своих  полномочий. Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут  быть: привлечены к уголовной или  к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме  случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному  досмотру, за исключением случаев, когда  это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные  транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и  багаж, на их переписку. В случае возбуждения  уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы, орган дознания или следователь  в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Генеральный  прокурор РФ в недельный срок после  получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в  соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление  о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу, дело не может быть передано в суд  без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Информация о работе Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы