Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:45, контрольная работа
Политическая власть — это разновидность социальной влас¬ти.
Социальная власть возникает вместе с человеческим обще¬ством как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, не¬обходимости продолжения рода человеческого, объективной не¬однородности социальной структуры любого общества, коллектив¬ном (общественном) характере труда, персональных преимуще¬ствах людей в определенной сфере жизни.
1. Общая характеристика социальной помощи...................................................3
2. Политическая власть и ее значение..................................................................8
3. Понятия и особенности государственной (политической) власти..............13
Библиографический список..................................................................................20
Политическая власть, решая стоящие перед ней задачи, непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества, поскольку они регулируются правовыми нормами. Через властеотношения политическая власть соединяется с реальной жизнью, они — основной канал ее реализации в социальных процессах.
Как и любые отношения, властеотношения имеют внутреннее строение. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.
Субъектом политической власти, как уже отмечалось, могут быть социальные или национальные общности, классы, народ, от имени которого действует государство.
Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.
Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона ~ властвующий — навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне — подвластным, направляя их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Политическая власть есть особое свойство и результат общения людей. Ее социально-гражданская обусловленность сочетается с совокупностью физических, интеллектуальных, психологических и иных способностей и возможностей человека. Она получает воплощение в четко выраженных организационных структурах, способных аккумулировать социальную силу и волю заинтересованных групп, слоев, классов, осуществляется через специальные органы и должностных лиц, чьи решения могут быть нормативными, носить формализованный документированный характер, поддающийся внешнему контролю.
2. Политическая власть сложна по своей структуре и формам проявления. Интересы и цели политических организаций могут не совпадать, у них могут быть различные ценностные ориентиры, средства и методы осуществления власти. Общим для любых проявлений власти является ее легитимный характер. Все, что за пределами легитимности, носит антисоциальный, а значит, и антиполитический характер.
3. Политическая власть объективируется в системе властеотношений по организации и руководству обществом. Политическая власть выступает одновременно орудием достижения цели властвующим субъектом (народом, классом, нацией) через государство и средством разрешения конфликтов, обеспечения устойчивого развития социальных институтов и процессов.
4.Методы, обеспечивающие доминирование в обществе воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношеиия протекают беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). Когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.
5. Для гражданского общества в целом и в пределах всей территории страны политическая власть есть власть государственная. Государственная власть всегда власть политическая.
В литературе дано много определений и характеристик, раскрывающих понятие государственной власти. Например, К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали ее так: "Политическая власть в собственном смысле слова, — это организованное насилие одного класса для подавления другого"'.
По поводу этого определения можно сказать следующее.
Во-первых, здесь понятие "политическая власть" полностью отождествляется с понятием "государственная власть", ибо только последняя способна обеспечить организованное, т. е. через специально созданный аппарат, насилие.
Во-вторых, такая характеристика государственной власти подходит разве что для классово-антагонистического общества. Политическую власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к классовому "организованному насилию". В противном случае создается впечатление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть есть зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф служит одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, сначала умаления, а затем и уничтожения государства.
Между тем функционирующая на научной основе подлинно демократическая власть — великая конструктивная и созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает людей от внутренних и внешних посягательств и др.
В самой государственной власти с учетом ее генезиса, природы и взаимодействия со средой можно выделить следующие основные признаки:
1. Социально-необходимый характер государственной власти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражающийся в постоянном повышении уровня организации, степени упорядоченности в социальном сообществе и пространстве. Власть осуществляет в данном случае примерно те же функции в обще-ственном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе. Социальность государственной власти проявляется и в том, что, формируясь, "вырастая" для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуждена защищать интересы всего общества в пределах его территориальной организации и даже вне ее.
2. Организационно-волевой характер отражает активные, деятельные, управленческие аспекты власти. Одной из главных целей государственной власти является управление людьми, регулирование отношений, осуществление контроля за социальными процессами. Организующий характер власти позволяет учитывать интересы различных социальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречий, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства.
3. Информационно-интеллектуальный характер государственной власти означает:
а) любые процессы организации требуют информационного
обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде, в которой тот находится;
б) информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость, "кто обладает информацией, тот обладает властью";
в) информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства;
г) интеллект (разум, знание) является главным основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализировать и целенаправленно осуществлять политику.
4. Организационно-силовой характер государственной власти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы, силу и мощь специальных государственных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т. и.) для достижения поставленных целей. Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена бесконечным многообразием социальных ситуаций, противоречивым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения людей.
5. Психолого-идеологический характер власти отражает специфику отношений между властвующим субъектом и подвластным объектом, обозначая способность одного подчинять, организовывать и подавлять и способность другого покоряться чужой воле, понимать необходимость подчинения, видеть бесполезность сопротивления силе и мощи властвующего. Идеологический аспект раскрывает стремление властвующего подготовить подвластного к принятию того или иного решения, оправдать сделанное, объяснить необходимость и цели принуждения. Важное значение здесь имеют энергия и навыки управленцев, лояльность и профессионализм аппарата, а также прогрессивные теории и культурные традиции, религиозные и нравственные ценности.
6. Системный характер государственной власти проявляется двояко:
во-первых, власть выступает мощным системообразующим фактором, связывая и объединяя различные социальные структуры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т. п.;
во-вторых, государственная власть сама по своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером планетарных взаимоотношений.
7. Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от имени общества, осуществление специальным аппаратом профессиональных управленцев, обеспеченность принудительной силой. Государственная власть — всегда политическая власть.
8. Правовой характер государственной власти означает то, что:
а) в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают;
б) население осознанно принимает власть, оказывает ей определенное доверие, кредит которого может возрастать и может уменьшаться в зависимости от реальных дел властных государственных структур;
в) государство издаст законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституционными требованиями и само подчиняется им.
Вышеприведенные характеристики показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлений. Власть определяют как свойство государства, как его мощь и силу, как отношение подчинения и господства, как организацию и руководство обществом, как волю, способную подчинять других, и т. д. и т. п.
Думается, что в объективном плане государственную власть можно определить в качестве системы организационно-волевых отношений, складывающихся между органами государства, институтами гражданского общества и гражданами, концентрированно отражающих интересы и волю определенного социального слоя или большинства населения, обеспеченных авторитетом, мощью и принудительной силой государства, направленных на создание стабильного правового порядка в обществе.
Государственная власть в обществе проявляется весьма многообразно. В данной главе следует отметить два аспекта — суверенитет гражданина и суверенитет государства.
Первое понятие еще не устоялось в литературе и здесь несет учебную нагрузку. Суверенитет гражданина — это политико-правовое качество человека, состоящего в отношениях гражданства (подданства) с государством, выражающееся в его независимости во взаимоотношениях с другими гражданами, вгосударственной защите от посягательств на его своооду и ола-гополучие как внутри страны, так и вне ее пределов.
Суверенитет гражданина раскрывается через:
а) общественное равенство, независимо от национальной, расовой и классовой принадлежности;
б) личную независимость и свободу в общении с согражданами и подданными других государств;
в) охрану семьи и собственности;
г) государственные гарантии безопасности от вторжения в личную жизнь;
д) возможности участия в политической жизни страны;
е) наличие особых прав и обязанностей по сравнению с иностранцами, лицами без гражданства и т. и.
Важнейшим проявлением сущности государства (государственной власти) выступает суверенитет — политико-правовое свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости ее в отношениях с другими государствами.
Внутренний суверенитет включает в себя:
а) независимость принятия властных решений, обусловленных общественной пользой, интересами и общей волей;
б) распространение этих решений на все население в пределах государственной территории;
в) прерогативу отмены любых решений общественно-политических организаций в интересах общественной безопасности и защиты прав человека и гражданина;
д) монополию на легитимное насилие;
е) монополию на содержание и применение средств принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).
Внешний суверенитет охватывает:
а) независимость принятия внешнеполитических решений в интересах государства и общества;
б) неподчинение государственной власти законодательству другого государства;
в) неподсудность судебным органам другого государства;
г) неподчиненность нормам международного права и международных договоров, нарушающим безопасность страны, права человека и гражданина.
Сущность самой государственной власти выявляется через вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и в чьих интересах она осуществляется. Здесь также нет однозначного ответа.
Сторонники социально-биологических теорий считают, что власть завоевывают и осуществляют наиболее сильные и приспособленные к условиям проживания люди. В результате борьбы за выживание, естественного отбора, разрешения социальных конфликтов формируются индивиды, группы, способные навязать свою волю остальным сородичам, соплеменникам, согражданам при решении общих дел.
Представители психологической теории делают упор на субъективном восприятии власти. Упрощенно их позицию можно представить следующим образом. Существуют три типа людей: одни стремятся к власти, к господству над другими и обладают всеми необходимыми для этого психологическими качествами (сильная воля, развитое чувство самосохранения, способность к организации и самоорганизации и др.); другие готовы подчиняться чужой воле, слепо повиноваться ей, они чувствуют себя комфортно, когда ими командуют; третьи всегда выражают чувство недовольства и непокорности при властном воздействии, они являются "бунтарями" по природе, но без властных амбиций.