Сущность политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:45, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть — это разновидность социальной влас¬ти.
Социальная власть возникает вместе с человеческим обще¬ством как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, не¬обходимости продолжения рода человеческого, объективной не¬однородности социальной структуры любого общества, коллектив¬ном (общественном) характере труда, персональных преимуще¬ствах людей в определенной сфере жизни.

Содержание

1. Общая характеристика социальной помощи...................................................3
2. Политическая власть и ее значение..................................................................8
3. Понятия и особенности государственной (политической) власти..............13
Библиографический список..................................................................................20

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Политическая власть, решая стоящие перед ней задачи, непре­рывно воздействует на общественные процессы и сама выражает­ся в особом виде отношений — властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества, поскольку они регулируются правовыми нормами. Через властеотношения по­литическая власть соединяется с реальной жизнью, они — основ­ной канал ее реализации в социальных процессах.

Как и любые отношения, властеотношения имеют внутреннее строение. Сторонами данных отношений выступают субъект госу­дарственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующе­го подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом политической власти, как уже отмечалось, могут быть социальные или национальные общности, классы, народ, от имени которого действует государство.

Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений заключается в том, что одна сторо­на ~ властвующий — навязывает свою волю, обычно возведен­ную в закон и юридически обязательную, другой стороне — под­властным, направляя их поведение и действия в русло, определен­ное правовыми нормами.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие вы­воды:

1. Политическая власть есть особое свойство и результат об­щения людей. Ее социально-гражданская обусловленность соче­тается с совокупностью физических, интеллектуальных, психоло­гических и иных способностей и возможностей человека. Она по­лучает воплощение в четко выраженных организационных струк­турах, способных аккумулировать социальную силу и волю заин­тересованных групп, слоев, классов, осуществляется через специ­альные органы и должностных лиц, чьи решения могут быть нор­мативными, носить формализованный документированный харак­тер, поддающийся внешнему контролю.

2. Политическая власть сложна по своей структуре и формам проявления. Интересы и цели политических организаций могут не совпадать, у них могут быть различные ценностные ориентиры, средства и методы осуществления власти. Общим для любых про­явлений власти является ее легитимный характер. Все, что за пре­делами легитимности, носит антисоциальный, а значит, и антипо­литический характер.

3. Политическая власть объективируется в системе властеот­ношений по организации и руководству обществом. Политичес­кая власть выступает одновременно орудием достижения цели властвующим субъектом (народом, классом, нацией) через госу­дарство и средством разрешения конфликтов, обеспечения устой­чивого развития социальных институтов и процессов.

4.Методы, обеспечивающие доминирование в обществе воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сто­рон. Если интересы и воля властвующего и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношеиия протекают беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же ин­тересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). Когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

5. Для гражданского общества в целом и в пределах всей территории страны политическая власть есть власть государствен­ная. Государственная власть всегда власть политическая.

 

3. Понятие и особенности государственной (политической) власти

 

 

В литературе дано много определений и характеристик, рас­крывающих понятие государственной власти. Например, К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали ее так: "Политическая власть в собственном смысле слова, — это организованное насилие одно­го класса для подавления другого"'.

По поводу этого определения можно сказать следующее.

Во-первых, здесь понятие "политическая власть" полностью отождествляется с понятием "государственная власть", ибо толь­ко последняя способна обеспечить организованное, т. е. через спе­циально созданный аппарат, насилие.

Во-вторых, такая характеристика государственной власти под­ходит разве что для классово-антагонистического общества. Политическую власть, тем более демократическую, вряд ли допусти­мо сводить к классовому "организованному насилию". В против­ном случае создается впечатление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созида­нию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть есть зло, которое обще­ство вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф служит одним из источников разного рода проектов свертывания госу­дарственного управления, сначала умаления, а затем и уничтоже­ния государства.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно демократическая власть — великая конструктивная и созидатель­ная сила, обладающая реальной возможностью управлять действи­ями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчи­нять их единой властной воле методами убеждения, стимулирова­ния, принуждения. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает людей от внутренних и внешних посягательств и др.

В самой государственной власти с учетом ее генезиса, приро­ды и взаимодействия со средой можно выделить следующие ос­новные признаки:

1. Социально-необходимый характер государственной влас­ти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражаю­щийся в постоянном повышении уровня организации, степени упо­рядоченности в социальном сообществе и пространстве. Власть осуществляет в данном случае примерно те же функции в обще-ственном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе. Социальность государственной власти проявля­ется и в том, что, формируясь, "вырастая" для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуж­дена защищать интересы всего общества в пределах его террито­риальной организации и даже вне ее.

2.    Организационно-волевой характер отражает активные, деятель­ные, управленческие аспекты власти. Одной из главных целей государ­ственной власти является управление людьми, регулирование отноше­ний, осуществление контроля за социальными процессами. Организу­ющий характер власти позволяет учитывать интересы различных со­циальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречий, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства.

3. Информационно-интеллектуальный характер государ­ственной власти означает:

а) любые процессы организации требуют информационного

обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде, в которой тот находится;

б) информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость, "кто обладает информацией, тот обладает властью";

в) информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства;

г) интеллект (разум, знание) является главным основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализиро­вать и целенаправленно осуществлять политику.

4. Организационно-силовой характер государственной вла­сти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы, силу и мощь специальных государствен­ных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т. и.) для достижения поставленных целей. Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена бесконечным многообразием социальных ситуаций, противоречи­вым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения лю­дей.

5. Психолого-идеологический характер власти отражает спе­цифику отношений между властвующим субъектом и подвласт­ным объектом, обозначая способность одного подчинять, органи­зовывать и подавлять и способность другого покоряться чужой воле, понимать необходимость подчинения, видеть бесполезность сопротивления силе и мощи властвующего. Идеологический ас­пект раскрывает стремление властвующего подготовить подвлас­тного к принятию того или иного решения, оправдать сделанное, объяснить необходимость и цели принуждения. Важное значение здесь имеют энергия и навыки управленцев, лояльность и профес­сионализм аппарата, а также прогрессивные теории и культурные традиции, религиозные и нравственные ценности.

6.  Системный характер государственной власти проявляет­ся двояко:

во-первых, власть выступает мощным системообразующим фактором, связывая и объединяя различные социальные структу­ры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т. п.;

во-вторых, государственная власть сама по своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером планетарных взаимоотношений.

7. Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от име­ни общества, осуществление специальным аппаратом профессио­нальных управленцев, обеспеченность принудительной силой. Го­сударственная власть — всегда политическая власть.

8. Правовой характер государственной власти означает то, что:

а) в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают;

б) население осознанно принимает власть, оказывает ей опре­деленное доверие, кредит которого может возрастать и может умень­шаться в зависимости от реальных дел властных государствен­ных структур;

в) государство издаст законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституцион­ными требованиями и само подчиняется им.

Вышеприведенные характеристики показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлений. Власть определяют как свойство государства, как его мощь и силу, как отношение подчи­нения и господства, как организацию и руководство обществом, как волю, способную подчинять других, и т. д. и т. п.

Думается, что в объективном плане государственную власть можно определить в качестве системы организационно-волевых отношений, складывающихся между органами государства, ин­ститутами гражданского общества и гражданами, концентри­рованно отражающих интересы и волю определенного соци­ального слоя или большинства населения, обеспеченных автори­тетом, мощью и принудительной силой государства, направленных на создание стабильного правового порядка в обществе.

Государственная власть в обществе проявляется весьма мно­гообразно. В данной главе следует отметить два аспекта — суве­ренитет гражданина и суверенитет государства.

Первое понятие еще не устоялось в литературе и здесь несет учебную нагрузку. Суверенитет гражданина — это политико-правовое качество человека, состоящего в отношениях граж­данства (подданства) с государством, выражающееся в его независимости во взаимоотношениях с другими гражданами, вгосударственной защите от посягательств на его своооду и ола-гополучие как внутри страны, так и вне ее пределов.

Суверенитет гражданина раскрывается через:

а) общественное равенство, независимо от национальной, ра­совой и классовой принадлежности;

б) личную независимость и свободу в общении с сограждана­ми и подданными других государств;

в) охрану семьи и собственности;

г) государственные гарантии безопасности от вторжения в личную жизнь;

д) возможности участия в политической жизни страны;

е) наличие особых прав и обязанностей по сравнению с ино­странцами, лицами без гражданства и т. и.

Важнейшим проявлением сущности государства (государ­ственной власти) выступает суверенитет — политико-правовое свойство государства, выражающееся в верховенстве государ­ственной власти внутри страны и независимости ее в отноше­ниях с другими государствами.

Внутренний суверенитет включает в себя:

а) независимость принятия властных решений, обусловлен­ных общественной пользой, интересами и общей волей;

б) распространение этих решений на все население в преде­лах государственной территории;

в) прерогативу отмены любых решений общественно-полити­ческих организаций в интересах общественной безопасности и за­щиты прав человека и гражданина;

д) монополию на легитимное насилие;

е) монополию на содержание и применение средств принуж­дения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

Внешний суверенитет охватывает:

а) независимость принятия внешнеполитических решений в интересах государства и общества;

б) неподчинение государственной власти законодательству другого государства;

в) неподсудность судебным органам другого государства;

г) неподчиненность нормам международного права и между­народных договоров, нарушающим безопасность страны, права человека и гражданина.

Сущность самой государственной власти выявляется через вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и в чьих интересах она осуществляется. Здесь также нет однозначного от­вета.

Сторонники социально-биологических теорий считают, что власть завоевывают и осуществляют наиболее сильные и приспо­собленные к условиям проживания люди. В результате борьбы за выживание, естественного отбора, разрешения социальных конф­ликтов формируются индивиды, группы, способные навязать свою волю остальным сородичам, соплеменникам, согражданам при ре­шении общих дел.

Представители психологической теории делают упор на субъективном восприятии власти. Упрощенно их позицию можно представить следующим образом. Существуют три типа людей: одни стремятся к власти, к господству над другими и обладают всеми необходимыми для этого психологическими качествами (сильная воля, развитое чувство самосохранения, способность к организации и самоорганизации и др.); другие готовы подчинять­ся чужой воле, слепо повиноваться ей, они чувствуют себя ком­фортно, когда ими командуют; третьи всегда выражают чувство недовольства и непокорности при властном воздействии, они яв­ляются "бунтарями" по природе, но без властных амбиций.

Информация о работе Сущность политической власти