Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:45, контрольная работа
Политическая власть — это разновидность социальной влас¬ти.
Социальная власть возникает вместе с человеческим обще¬ством как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, не¬обходимости продолжения рода человеческого, объективной не¬однородности социальной структуры любого общества, коллектив¬ном (общественном) характере труда, персональных преимуще¬ствах людей в определенной сфере жизни.
1. Общая характеристика социальной помощи...................................................3
2. Политическая власть и ее значение..................................................................8
3. Понятия и особенности государственной (политической) власти..............13
Библиографический список..................................................................................20
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Политология
На тему: Сущность политической власти
Выполнил
Спец. МО
Проверил:
Сыктывкар 2011г.
Содержание
1. Общая характеристика социальной помощи........................
2. Политическая власть и ее значение......................
3. Понятия и особенности государственной (политической) власти..............13
Библиографический список........................
Политическая власть — это разновидность социальной власти.
Социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, необходимости продолжения рода человеческого, объективной неоднородности социальной структуры любого общества, коллективном (общественном) характере труда, персональных преимуществах людей в определенной сфере жизни. Важное значение имеет психологический фактор, суть которого состоит в том, что некоторые люди по своей природе склонны к доминированию над другими людьми. В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Большой вклад в развитие теории социальной власти внес М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта утверждать в сфере социальных отношений собственную волю, несмотря на сопротивление. Суть власти и заключается в способности навязывать другим свою волю и соответствующее этой воле поведение.
Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Прежде всего следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законодательную, исполнительную и судебную), партийную, власть общественно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть неформальных лидеров, объединений, групп.
Социальная власть предопределяется экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которой невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие "властвующий субъект" — первоисточник, первоноситель власти.
Власть невозможна без объектов воздействия — индивидов, их объединений, групп, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают (непосредственно общественная власть), но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.
Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять значение и других ее структурных элементов, в частности силы. Речь идет не о физической силе, хотя власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле ("сила закона", "сила привычки"). Социальная власть может быть слабой, но лишенная силы, она превращается в фикцию, так как неспособна, претворить властную волю в жизнь.
Власть бывает, сильна поддержкой, доверием широких масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей\воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе обман и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.
Социальная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью и организованностью.
Таким образом, представляется возможным дать определение власти с двух позиций. В субъективном плане власть — это способность и реальная возможность субъекта осуществлять, а в необходимых случаях — навязывать свою волю другим людям. В объективном значении власть — это система отношений подчинения одних субъектов (подвластных) воле других (властвующих) при помощи силы авторитета, закона, принуждения. Определяющая черта власти — способность властвующих субъектов навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования.
Вебер различал следующие легитимные (одобряемые) основания господства властвующих субъектов: традиционное; харизматическое; легальное.
Традиционное господство опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековой привычки. Господство харизматическое легитимируется не привязанностью к традиции, т. е. к тому, что давно устоялось и стало обычным, а, напротив, "авторитетом внеобычного личного дара" (харизмой). Однако при всем различии традиционного и харизматического видов господства их все же объединяет личный характер отношений между властвующим и подчиненными субъектами. Только мотивом личной преданности харизматику (государю, вождю, лидеру) является не традиция, а яркое эмоциональное чувство, вера в его необычный дар, желание не расставаться с подобным чувством.
Легальное господство предполагает подчинение не личностям, а общим правилам (нормам), установленным законом, перед которым все без исключения равны. По мысли М. Вебера, легальное (рациональное) господство не имеет ценностной (традиция, харизма) опоры, поэтому оно не столь мощно легитимируется, как первые два вида. И все же легальное господство более надежно и менее подвержено субъективизму.
Некоторые политологи основой легитимности власти считают ее сакральность, т. е. таинственность, мистичность.
Политическая власть — ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Это фундаментальное, многомерное явление и понятие. Его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.
Кроме того, политическая власть, пожалуй, самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей, нередко окруженный ореолом таинственности и непознаваемости. В понятиях "политическая власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных общностей, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы политической власти волновали в прошлом и ныне волнуют ученых, политиков, богословов, писателей.
Политическая власть функционирует в структурно сложном, внутренне противоречивом обществе, она играет роль своеобразного обруча, удерживающего общество от саморазрушения. Будучи разновидностью социальной власти, политическая власть обладает всеми признаками последней, но имеет немало качественных особенностей.
Политическая власть неразрывно связана с государством, исторически она появляется имеете с ним. И длительное время политическая власть правомерно отождествляется с государственной. Но развитие всех сфер жизнедеятельности общества, усложнение и структуризация социально-политических институтов, усиление взаимодействия между государственными и общественными образованиями объективно влечет и усложнение по своей структуре и формам выражения политической власти.
В условиях гражданского общества, где функционирует развитая правовая система, созданы определенные предпосылки для идеологического и политического плюрализма, гарантии самостоятельности органов местного самоуправления и свободного развития личности, политическая власть на некоторых уровнях имеет тройственную форму проявления — она осуществляется в виде государственно-политической власти, власти муниципальных образований и общественно-политической власти.
Государственно-политическая (государственная) власть в пределах государственной территории распространяется повсеместно и объектом своим имеет все население страны (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы). В федеральных государствах она подразделяется на общефедеральную власть, власть субъектов федерации (краев, областей, республик, штатов и т. п.) и местную власть (управляющие, префекты). В унитарных государствах различают власть центральную и местную. В демократических государствах в соответствии с принципом разделения властей конституционно обозначается законодательная, ' исполнительная и судебная власть. При этом следует заметить, что это не разные власти, а лишь "ветви", проявление одной верховной государственной (политической) власти, характеризующейся целостностью, единством и неделимостью.
Власть муниципальных образований имеет свои особенности, которые заключаются в следующем.
Во-первых, ей присуще сочетание публичных и гражданско-общественных начал в формировании и реализации властных отношений.
Во-вторых, она носит местный, локальный характер и распространяется только на территории конкретного муниципального образования.
В-третьих, муниципальная власть является результатом непосредственного выражения воли населения и она прямо направлена на решение общих дел местного значения.
Политический характер власти муниципальных образований обусловлен тем, что она формируется при участии определенных политических сил и отражает общие интересы населения территории, использует силу и рычаги принуждения, вправе издавать и применять нормативно-правовые акты. Круг вопросов, которые решает муниципальная власть, в своей совокупности имеет общегосударственное, общеполитическое значение. Кроме того, органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными полномочиями государственной власти1.
Специфика общественно-политической власти состоит в том, что она распространяется только на членов конкретных политических организаций (движений) и осуществляется в рамках членства. Можно выделить несколько уровней и подсистем функционирования общественно-политической власти.
Во-первых, это власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры. Данный институциональный уровень политической власти является наиболее зримым и реальным. По вертикали система политической власти каждого институционального политического образования состоит из подсистем местного, регионального (субъектов федерации), общефедерального масштаба.
Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений нескольких социально однородных политических организаций или блока политических партий, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов парламентских фракций. Коалиция политических сил также может функционировать на местах, в регионах и в рамках всей страны.
В-третьих, необходимо выделить общий для страны общественно-политический уровень власти. Здесь концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутые в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил, взаимодействия общественно-политических институтов с государственно-политическими структурами. Если такие результаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то общественно-политическая власть совпадает с государственно-политической властью, приобретает всеобщий властный политический характер и осуществляется государством. В иных случаях (а это, как правило, в периоды революционных ситуаций, перехода от одного строя к другому, становления нового общественного уклада и т. п.) она реализуется через политические органы разновременного характера (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты).