Сущность народного комиссариата внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) — центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917—1930 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял государственные функции, связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности, а также в сфере коммунального хозяйства и экономики молодого советского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Становление НКВД…………………………………………………….4
1.1.Развитие……………………………………………………………….4
1.2.Структура……………………………………………………………..7
1.3.Функции……………………………………………………………….8
2.Деятельность НКВД……………………………………………………11
2.1.Массовые репрессии………………………………………………….11
2.2.Разведывательная и контрразведывательная деятельность……….12
2.3.Борьба с уголовной преступностью…………………………………14
2.4.НКВД и партийное движение………………………………………..17
3. НКВД и ВОВ……………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

       В 1934 г. в уголовном праве  появилась статья об измене  Родине (действия, совершенные гражданами  СССР в ущерб его военной  мощи, государственной независимости  или неприкосновенности его территории). При смягчающих обстоятельствах  измена Родине каралась лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества, а для военнослужащих высшей мерой с конфискацией имущества.

       Постановлением  ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо опасные  государственные преступления - шпионаж,  вредительство, диверсию повышался  срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы. В 1940 г. был признан преступлением выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции или с нарушением стандартов, и виновные лица (директор, главный инженер, начальник ОТК), наказывались лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

     10 августа вышел Указ «Об уголовной  ответственности за мелкие кражи  на производстве и за хулиганство», по которому мелкие кражи наказывались  лишением свободы сроком на  один год. Устанавливалась уголовная  ответственность с 12-летнего возраста за тяжкие преступления (убийства, насилия и увечья). К этой же группе относились действия несовершеннолетних, которые могли вызвать крушение поездов. За все остальные преступления уголовная ответственность наступала с 14 лет (к несовершеннолетним не применялась высшая мера). В уголовном порядке преследовались привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, принуждение их к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством.

     В начале 30-х годов в связи с  урбанизацией и ломкой патриархальных норм, с наплывом в города больших масс насильно выброшенных из деревни во время раскулачивания озлобленных людей произошел всплеск уголовной преступности: убийств, разбоев, грабежей и злостного хулиганства. С этим велась борьба мерами административного права (паспортный режим) и ужесточением обычного уголовного права. Однако эти меры не достигли цели, и государство пошло на внесудебные репрессии.

       При управлениях милиции на  уровне области были созданы  милицейские «тройки», для рассмотрения  дел рецидивистов и неработающих лиц, связанных с преступной средой (в основном скупщиков краденого и держателей притонов). Дела разбирались в присутствии обвиняемого и прокурора. «Тройки» рассматривали до трети подобных дел. Применяемые ими репрессии были в большой мере превентивными - они не столько наказывали индивидуального преступника, сколько разрушали преступную среду, что несовместимо с нормами правового государства. Этими мерами волна преступности была сбита, за один год число грабежей снизилось почти вдвое, квалифицированных краж на треть, конокрадства в три раза. Сильный удар с помощью внесудебных репрессий был нанесен организованной преступности . Она быстро формировалась в России в начале века, была подорвана репрессиями ВЧК, а затем ожила в условиях НЭПа. Жестокие меры 30-х годов надолго парализовали ее, что было особенно важно во время войны. Надо вспомнить, что крах Российской империи в 1917 г. частично был вызван тем, что во время войны организованная преступность установила контроль над целыми секторами хозяйства (например, рынком металла) и стала диктовать свою волю государству.

       Убийство С.М.Кирова 1 декабря 1934 г. было использовано для ужесточения  норм в отношении преступлений, относимых а государственным.  Был установлен особый порядок  производства по делам о «террористических организациях» с необычайно кратким сроком расследования дел - не более 10 суток. Вместо трех суток копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за сутки до слушания дела. Прокурор не участвовал в таких процессах, т.е. был устранен надзор прокуратуры за соблюдением законов. Защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Отменялось обжалование приговора в кассационном порядке и возможность ходатайства о помиловании. Позже аналогичные нормы стали действовать по отношению к обвиняемым во вредительстве и диверсиях. Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД вообще действовало вне процессуальных норм и не было строго связано нормами права.

       Некоторые секретные, не подлежавшие  публикованию нормы открыто противоречили  Конституции, например, постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О порядке согласования арестов» (1935 г.). Оно установило, что на аресты руководителей предприятий и специалистов требовалось разрешение соответствующего наркома (профессора вуза нельзя было арестовать без санкции наркома высшего образования). Для ареста члена партии требовалась санкция секретаря райкома. Это нарушало конституционный принцип равенства граждан перед законом. Разумеется, это положение часто нарушалось: маршал Тухачевский был арестован без санкции прокурора, санкция на арест кандидата в члены Политбюро наркома земледелия Эйхе была оформлена задним числом через несколько месяцев после ареста.

     Тем не менее, примечателен сам факт, что  принимались специальные усилия, чтобы создать правовое обеспечение политических репрессий. Советское государство не пошло по пути возложения репрессий на неформальные организации и никогда не выпускало из рук монополии на физическое насилие. 

2.4.НКВД  и партизанское  движение. 

     Как правило, в партизанском формировании организовывал разведку и руководил  ею заместитель командира по разведке. Заместителями командиров по разведке и их помощников рекомендовалось  назначать людей, имеющих опыт такой  работы. Предпочтение отдавалось офицерам НКВД и ГРУ.

     Непосредственное  руководство деятельностью разведаппарата партизанских бригад, полков и отрядов, действующих на оккупированных территориях, в масштабе областей осуществляли областные  оперативно-разведывательные группы при подпольных обкомах. В зависимости от условий в которых действовали партизанские силы в той или иной области, по-разному складывался и центральный областной разведорган и его организация.

     Основой для улучшения ведения агентурной разведки явился приказ НКО СССР № 00189 от 5 сентября 1942 года «О задачах партизанского движения», подписанный И. В. Сталиным. Он дал точные указания о создании партизанами в тылу противника мощной агентурной разведки, внедрения её во все органы фашистского управления, созданного ими на оккупированной территории, а также насаждении агентуры на всех предприятиях и коммуникациях противника.

     Не  менее важную роль в организации  агентурной разведки партизан сыграли  и оперативные группы органов  государственной безопасности, забрасываемые в район действия партизанских формирований. Многие опергруппы органов госбезопасности базировались в расположении партизанских бригад и отрядов, что давало им возможность при относительно небольшом численном составе успешно противостоять карательным экспедициям гитлеровцев, маскировать свою работу в общей разведывательной деятельности партизан, облегчало связь с разведчиками, работавшими на вражеских объектах. Например, опергруппа «Юрий» НКГБ СССР дислоцировалась при 1-й Минской бригаде, спецгруппа «Кочубей» НКГБ БССР — при штабе Борисовского зонального соединения.

     Такая тактика вполне себя оправдала. В  Полоцком районе Витебской области  спецгруппа под командованием А. И. Бабушкина, базировавшаяся при партизанской бригаде им. В. И. Ленина, сумела выявить, опираясь на помощь советских патриотов, 3 фашистские разведшколы, 4 карательных формирования, 12 заброшенных в советский тыл диверсантов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.НКВД  и ВОВ. 

     Накануне  Великой Отечественной войны, в  состав Наркомата внутренних дел СССР наряду с пограничными войсками входили войска по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности; конвойные войска и оперативные войска.

     К началу войны войска НКВД состояли из 14 дивизий, 18 бригад и 21 отдельного полка  различного назначения, из которых в западных округах находились 7 дивизий, 2 бригады и 11 оперативных полков внутренних войск, на базе которых в Прибалтийском, Западном и Киевском особых округах перед войной началось формирование 21-й, 22-й и 23-й мотострелковых дивизий НКВД. Кроме того, на западной границе было 8 пограничных округов, 49 погранотрядов и других частей. В погранвойсках НКВД насчитывалось — 167 600 военнослужащих. Во внутренних войсках НКВД насчитывалось — 173 900 военнослужащих., в т.ч:

оперативные войска (без учета военных училищ) — 27,3 тысяч человек;

войска  по охране железных дорог — 63,7 тысяч  человек;

войска  по охране особо важных промышленных объектов — 29,3 тысяч человек.

     В конвойных войсках численность  личного состава составляла 38,3 тысячи человек.

     Главной задачей пограничных войск НКВД СССР считалась охрана государственной  границы Советского Союза; борьба с  диверсантами и выявление нарушителей  погранрежима.

     Основной  задачей оперативных войск НКВД СССР была борьба с политическим и  уголовным бандитизмом и бандпособничеством на территории страны; обнаружение, блокирование, преследование и уничтожение бандформирований.

     Задачами  железнодорожных войск НКВД СССР были как охрана, так и оборона  объектов «стальных магистралей», для  чего они располагали, в частности, бронепоездами.

     Боевая  служба войск НКВД СССР по охране особо  важных объектов промышленности строилась  на принципах, положенных в основу охраны государственной границы.

     Главной служебной задачей конвойных  войск НКВД СССР было конвоирование осужденных, военнопленных и лиц, подлежащих депортации, а также они осуществляли внешнюю охрану лагерей военнопленных, тюрем и некоторые объекты, на которых использовался труд «спецконтингента».

     Первый  удар германских войск 22.06.41г. приняли  на себя 47 сухопутных, 6 морских пограничных отрядов, 9 отдельных пограничных комендатур НКВД СССР западной границы Советского Союза от Баренцева до Чёрного морей. Гитлеровское командование в своих планах отводило всего 30 минут на уничтожение пограничных застав. А пограничники стояли и сражались насмерть дни, недели. Одному из первых, начальнику погранзаставы, выпускнику Саратовской 4-й школы пограничной охраны и войск ОГПУ Лопатину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ныне Саратовское краснознаменное высшее командное училище МВД РФ имени Ф. Э. Дзержинского.

     Один  из первых итогов работы военной контрразведки  НКВД был подведен 10 октября 1941 г. «Особыми отделами НКВД и заградительными  отрядами НКВД по охране тыла было задержано 657 364 военнослужащих, из них: шпионов — 1 505; диверсантов — 308; изменников — 2 621; трусов и паникеров — 2 643; распространителей провокационных слухов — 3 987; самострельщиков — 1 671; других — 4 371».[источник не указан 668 дней]

     Оборона Сталинграда. Первый удар приняла на себя и сдерживала натиск противника до подхода дивизий Красной Армии 10-я стрелковая дивизия внутренних войск НКВД СССР.[источник не указан 668 дней] В обороне Ленинграда и охране правопорядка принимали участие и войны 41-й отдельной бригады конвойных войск НКВД.

     Кроме уничтоженной в боях живой силы и  техники противника внутренние войска НКВД за весь период Великой Отечественной  войны провели 9 292 операции по борьбе с бандитизмом, в результате было убито 47 451 и захвачено 99 732 бандита, а всего обезврежено 147 183 преступника. Кроме того, пограничными войсками было ликвидировано в 1944—1945 годах 828 банд, общей численностью 48 тысяч бандитов. В годы войны железнодорожными войсками НКВД охранялись около 3 600 объектов на всех железных дорогах страны. Караулы войск сопровождали поезда с военными и ценными народнохозяйственными грузами.

     24 июня 1945 года в Москве на параде  Победы на Красную площадь  первым вышел сводный батальон  со знаменами и штандартами  побежденных германских войск,  сформированный из военнослужащих войск НКВД — это было признание бесспорных боевых заслуг воинов-чекистов, проявленных в годы войны (1941—1945 гг.) 
 

   Заключение

     Таким образом, с первых дней войны войска НКВД оказались на переднем крае борьбы с врагом, участвуя как в непосредственной защите городов, так и в обеспечении тыла действующей армии. Особое место отводилось войскам в предупреждении попыток фашистской агентуры и диверсантов проникнуть в расположение соединений и частей, в предупреждении диверсий врага на фронтовых коммуникациях. Деятельность всей системы государственного аппарата, войск и органов НКВД была подчинена единой цели - обеспечить необходимый режим для действующей армии и тыла.

     Правовой  базой для действия внутренних войск  являлись указы и постановления  Президиума Верховного Совета, Совнаркома СССР, приказы и распоряжения НКВД и командования войск, постановления Военного Совета фронта.

     Великая Отечественная война - это беспримерный подвиг миллионов советских людей  на фронте, в тылу и на оккупированной врагом территории.

     Можно по- разному относиться к функциям и деятельности НКВД как карательного органа, однако никто не может умалить  его роли в защите Отечества и  борьбе с дестабилизацией общественной жизни в эти трудные годы. Многие бойцы НКВД награждены орденами и медалями за героизм и отвагу, многие из них стали Героями Советского Союза.

Информация о работе Сущность народного комиссариата внутренних дел