Сущность народного комиссариата внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) — центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917—1930 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял государственные функции, связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности, а также в сфере коммунального хозяйства и экономики молодого советского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Становление НКВД…………………………………………………….4
1.1.Развитие……………………………………………………………….4
1.2.Структура……………………………………………………………..7
1.3.Функции……………………………………………………………….8
2.Деятельность НКВД……………………………………………………11
2.1.Массовые репрессии………………………………………………….11
2.2.Разведывательная и контрразведывательная деятельность……….12
2.3.Борьба с уголовной преступностью…………………………………14
2.4.НКВД и партийное движение………………………………………..17
3. НКВД и ВОВ……………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     16 марта 1937 года в составе Главного  управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). В утвержденном НКВД СССР Положении об отделе указывалось, что он создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией.

     В 30-е годы существенно расширились  возможности милиции в области внесудебной репрессии. 27 мая 1935 года приказом НКВД была объявлена подписанная Ягодой и Вышинским инструкция тройкам НКВД по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах и злостных нарушителях положения о паспортах. Инструкция предусматривала обязательное участие в заседании тройки прокурора и лица, привлекаемого к ответственности. Решение тройки приводилось в исполнение немедленно, а протокол направлялся на утверждение Особого совещания НКВД СССР.

В тройках  рассматривались дела о следующих категориях лиц:

а) имеющих  судимости или приводы за уголовные  преступления и не порвавшие связи  с уголовно-преступной средой;

б) не имеющих  судимостей или приводов, но не занятых  общественно полезным трудом, не имеющих  определенного места жительства и связанных с уголовно-преступной средой;

в) воров-рецидивистов, уличенных в конкретных преступлениях;

г) хулиганов-рецидивистов, приговоренных ранее судом за хулиганство не менее двух раз  к тюремному заключению или к  принудительным работам на срок от года и более, в случае совершения ими хулиганства, вызывающего необходимость привлечения их снова в уголовном порядке;

д) нищих-профессионалов;

е) злостных нарушителей паспортного режима.

     Эти меры повлияли на снижение уровня преступности. Так, 17 марта 1936 года НКВД СССР издал специальный приказ по итогам работы за 1935 год, в котором говорилось, что по сравнению с 1934 годом в СССР число вооруженных грабежей снизилось на 45 процентов, невооруженных грабежей – на 46 процентов, квалифицированных краж – на 32 процента, конокрадства – на 55 процентов.

     Усилившаяся международная напряженность сделала  необходимым осуществление мер, обеспечивавших готовность милиции  к работе в условиях военной обстановки. С этой целью приказом НКВД СССР от 3 июля 1939 года было введено в действие наставление по мобилизационной работе в органах рабоче-крестьянской милиции. Наставление определяло ее задачи, и обязанности на случай военного времени. Одновременно на места была направлена директива по вопросам разработки мобилизационных планов территориальных органов внутренних дел. Новые задачи по повышению боевой готовности милиции были поставлены в приказе НКВД от 26 февраля 1941 года. Каждый орган обязывался иметь планы сбора личного состава по тревоге.

     Подготовка  страны к обороне обусловила необходимость наделения НКВД СССР и его органов некоторыми новыми функциями. В частности, в октябре 1940 года на органы внутренних дел была возложена задача организации местной противовоздушной обороны страны.

     В соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 1 сентября 1939 года на органы милиции возлагалась обязанность осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы. В предвоенные годы они проделали значительную работу по систематизации и учету военнообязанных, организации и призыву на действительную военную службу в Красную Армию.

 

2.Деятельность  НКВД. 

     Хотя  НКВД имело важную функцию государственной  безопасности, имя этой организации до сих пор ассоциируется, в основном, с поверхностным рассмотрением преступлений, политическими репрессиями и устранениями, военными преступлениями, жестокостью по отношению к советским и иностранным гражданам. Выполнение советской внутренней политики связано с врагами государства(«враг народа»), их массовыми арестами и расстрелами советских и иностранных граждан. Миллионы были сосланы в лагеря ГУЛАГа и сотни тысяч были казнены НКВД. Большинство этих людей были осуждены тройками НКВД — особым явления советского суда. Доказательства не играли особой роли, достаточно было анонимного доноса для ареста. Использование «Физической диалектики наказания» был санкционировано специальным указом государства, которое открыло двери многочисленным злоупотреблениям в подсчете арестованных и сотрудников самого НКВД. Сотни массовых захоронений были результатами таких операций, обнаруженных позже по всей стране. Документальные доказательства доказывают «плановую систему» массовых расстрелов. Такие планы показывали количество и соотношение жертв (официально, «врагов народа») к определенным районам. Семьи репрессированных, включая детей, должны были быть автоматически репрессированы, согласно приказу по НКВД № 00486 Процессы проводились согласно решениям Политбюро Коммунистической Партии (например, «Шахтинское дело» — процесс против инженеров, партийной и военной элиты («фашистский заговор») и медицинского персонала («Заговор врачей»)). Процессы также организовывались против лиц нерусских национальностей (включая, украинцев, татаров, немцев и многих других, обвинённых в «буржуазном национализме», «фашизме» и.т.д.) и религиозных деятелей. Число массовых операций НКВД было направленно против целых народностей. Народы определенного этноса могли быть насильно переселены. Однако, русские, всё же, составляют большую часть жертв НКВД.Сотрудники НКВД становились не только палачами, но также и жертвами. Большинство сотрудников НКВД (несколько тысяч), включая весь командный состав, были казнены в 30-х 40-х гг. 

2.1.Массовые репрессии. 

     Среди заключённых и арестованных НКВД в 1939—1941 значительную часть составляли политические активисты, религиозные  деятели, представители интеллигенции, некоторые чиновники, военные и  полицейские, включая пенсионеров, активисты национальных движений, представители буржуазии и т. д. Общее количество жертв оценивается приблизительно в 100.000 человек, в том числе только на Западной Украине более 10,000 человек, в Виннице около 9.000 человек.

     Многие  тысячи политических заключённых содержались  во временных тюрьмах приграничных регионов, ожидая депортации в Мордовию или Сибирь. 

2.2.Разведывательная  и контрразведывательная  деятельность. 

Разведывательная деятельность включала:

     Основывание широкой разведывательной сети, работающей на Коминтерн ,обучение множества других агентов, которые показали свой талант во время холодной войны, своими разведывательными операциями МГБ-КГБ.

     Разведывательная  деятельность в годы Великой Отечественной  войны и сотрудничество НКВД с  советскими партизанами на оккупированных территориях, описаны в книгах Алексея Попова «НКВД и партизанское движение» и «Диверсанты Сталина. НКВД в тылу врага».

Контрразведывательная деятельность.

     17 июля 1941 года Государственный Комитет  Обороны принимает ПОСТАНОВЛЕНИЕ  № 187 сс о преобразовании органов Третьего управления Народного Комиссариата Обороны от отделений в дивизиях и выше в особые отделы НКВД СССР, а Третье управление — в Управление Особых отделов НКВД СССР. В ДИРЕКТИВЕ № 169 от 18 июля 1941 года Народного Комиссара НКВД СССР Л. П. Берии отмечалось, что «Смысл преобразования органов Третьего управления в Особые отделы с подчинением их НКВД заключается в том, чтобы вести беспощадную борьбу со шпионами, предателями, диверсантами, дезертирами и всякого рода паникерами и дезорганизаторами. Беспощадная расправа с паникерами, трусами, дезертирами, подрывающими мощь и порочащими честь Красной Армии, так же важна, как и борьба со шпионажем и диверсией».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Государственного Комитета Обороны "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ».

21 апреля 1943 г.

УТВЕРДИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ» — (СМЕРТЬ ШПИОНАМ) И ЕГО ОРГАНОВ НА МЕСТАХ.

Председатель  Государственного Комитета Обороны  И. Сталин.

ПОЛОЖЕНИЕ

О Главном  Управлении контрразведки Народного  Комиссариата Обороны ("Смерш")и  его органов на местах.

1. Общие  положения.

1. Главное  Управление контрразведки НКО  («Смерш» — смерть шпионам)  создан на базе бывшего Управления  Особых отделов НКВД СССР, входит в состав Народного Комиссариата Обороны. Начальник Главного Управления контрразведки НКО («Смерш») является заместителем Народного Комиссара Обороны, подчинен непосредственно Народному Комиссару Обороны и выполняет только его распоряжения.

2. Задачи органов «Смерш».

1. На  организацию «Смерш» возлагаются  следующие задачи:

а) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью  иностранных разведок в частях и  учреждениях Красной Армии;

б) борьба с антисоветскими элементами, проникшими в части и Управления Красной Армии;

в) принятие необходимых агентурно-оперативных  и иных (через командование) мер  к созданию на фронтах условий, исключающих  возможность безнаказанного прохода  агентуры противника через линию  фронта с тем, чтобы сделать линию фронта непроницаемой для шпионских и антисоветских элементов;

г) борьба с предательством и изменой родине в частях и учреждениях Красной  Армии (переход на сторону противника, укрывательство шпионов и вообще содействие работе последних);

д) борьба с дезертирством и членовредительством на фронтах;

е) проверка военнослужащих и других лиц, бывших в плену и окружении противника;

ж) выполнение специальных заданий Народного  Комиссара Обороны.

2. Органы  «Смерш» освобождаются от проведения  всякой другой работы, не связанной непосредственно с задачами, перечисленными в настоящем разделе.

5. Организационная  структура органов «Смерш».

1-й Отдел  — агентурно-оперативная работа  по центральным органам Красной  Армии — Управлениям Наркомата  Обороны.

2-й Отдел — работа среди военнопленных, представляющих интерес для органов «Смерш», проверка военнослужащих Красной Армии, бывших в плену и окружении противника.

3-й Отдел  — борьба с агентурой противника (парашютисты), забрасываемые в наш  тыл.

4-й Отдел  — контрразведывательная работа на стороне противника в целях выявления каналов проникновения агентуры противника в части и учреждения Красной Армии.

5-й Отдел  — руководство органами «Смерш»  военных округов.

6-й Отдел  — следственный.

7-й Отдел  — оперативный учет, статистика.

8-й Отдел  — оперативно-технический.

9-й Отдел  — обыски, аресты, установки, наружное  наблюдение.

10-й  Отдел «С» — работы по особым  заданиям.

11-й  Отдел — шифросвязь. 

2.3.Борьба  с уголовной преступностью. 

     Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. демократизировали уголовный процесс, утвердив гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. В уголовном законодательстве все большее значение приобретали общесоюзные нормы. В то же время характерным было ужесточение мер наказания. По нынешним представлениям суровость предусмотренного наказания часто не соответствовала опасности преступления. Но в те времена исходили не из оценок, сделанных из нашего «прекрасного далека».

       В феврале 1931 г. была установлена  уголовная ответственность за  порчу или поломку принадлежавших  колхозам, совхозам и МТС тракторов и сельхозмашин. Если порча была вызвана халатным отношением, наказанием были принудительные работы на срок до шести месяцев. За те же неоднократные или повлекшие крупный ущерб действия - лишение свободы на срок до трех лет.

      7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Оно возвело расхитителей в ранг врагов народа, приравнивало хищения к государственным преступлениям, предполагало суровые репрессии и ограниченный выбор у суда мер наказания. Постановление не содержало градаций размеров похищенного, и его проведение в жизнь сопровождалось произволом (лишь с сентября 1937 г. перекосы стали выправляться).

Информация о работе Сущность народного комиссариата внутренних дел