Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:49, лекция
Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.
Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию.
Достаточно
важным вопросом является проблема идентификации
граждан с определенными
Деление на левых и правых имеет достаточно длительную историю со времен Великой французской буржуазной революции данные слова применялись для характеристики идеологической позиции политических сил. Левыми обычно называли тех, кто выступал за социальные перемены, равенство и социальную справедливость, правых — тех, кто был сторонником status quo, выступал с поддержкой ценностей индивидуализма, частной собственности, против социального равенства.
Вместе с тем в каждой отдельно взятой стране смысл, вкладываемый в данные понятия, несколько отличается. Эти отличия обусловлены историческими традициями, например формой и содержанием основного политического раскола. Кроме того, на смысловое содержание данных понятий наложили отпечаток особенности социальных конфликтов и социально-политических проблем на определенных этапах развития.
3.3. Политические мифы
Обращение
к мифам в политике в те или
иные периоды исторического развития
характерно для всех государств. Оно
связано с особыми социально-
Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются.
Замена
одних мифов другими — явление
закономерное для периодов революций
и реформаций. Оно объясняется
тем, что политические цели меняются
коренным образом и требуют обеспечения
веры в ту или иную идею, а также
поддержки соответствующих
Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающие потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.
Интерес
к мифам со стороны исследователей
проявляется давно. Изучением этой
проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд,
А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю
и др. Однако предметом их изучения
были мифы, относящиеся к сфере
культуры. Разумеется, многие их рассуждения
вполне применимы и к политическим
мифам, так как и те и другие
имеют общую природу и
Однако политические мифы — это совершенно иное явление и их нельзя рассматривать как неотъемлемую часть человеческой природы, изгнание которых из жизни людей обеднило бы их существование.
Для политических мифов характерны следующие специфические особенности:
— они не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно и целенаправленно;
— основу их составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием;
— в
них соединяются два
— они не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания. Политические мифы в лучшем случае — полуправда;
— для них характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдывать тот или иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций;
— политические мифы появляются значительно позже мифов художественных, что обусловлено созданием политических структур и социальной дифференциацией.
Политическим мифам присуще определенное противоречие,
С одной
стороны, они обладают особой устойчивостью,
в основе которой находятся: взаимообусловленность
мифа и массового сознания: миф
творится и поддерживается массовым
сознанием, массовое сознание опирается
на миф; живучесть элементов
С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.
Что же вызывает к жизни политические мифы в наше время?
Во-первых,
необходимой предпосылкой продуцирования
и репродуцирования мифов является
наличие коллективного
Во-вторых,
для появления мифов необходимо
соответствующее
Не случайно большинство исследователей пришло к выводу, что существует определенная закономерность — политические мифы утверждаются наиболее легко в странах, где существуют кризисные ситуации, а люди не обладают достаточным уровнем политической культуры. В таких условиях усваиваются любые мифы, в том числе противоречивые, нелепые и утопичные.
Однако наличие этой закономерности не исключает утверждения политических мифов и в странах с благополучной социально-политической ситуацией, где в качестве предпосылки выступают желания и надежды людей как коллективное бессознательное, нуждающееся в соответствующем оформлении (в том числе и в мифе).
4. Политический менталитет
4.1. Определение и сущность
Менталитет – это совокупность образов и представлений, которыми руководствуется человек или группа людей. Менталитет лежит между двумя формами познания: рациональным и религиозным, взаимодействуя как с первым, так и со вторым.
В свое время
в обществознание понятие "менталитет"
было введено представителями
Исследователи
акцентируют вопрос о соотношении
менталитета и ментальности. Суть
этого соотношения состоит в
следующем: в отличие от менталитета
под ментальностью понимается частичное,
аспектное проявление менталитета
не столько в умонастроении
Существуют
различные трактовки
Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя: 1) представления о политической реальности; 2) ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер; 3) политические установки, стихийные предрасположенности особым образом реагировать на политическую ситуацию.
В обобщенном виде
менталитет можно рассматривать
как социально-политическую категорию,
представляющую собой отражение
социально-психологического состояния
субъекта (этноса, социальной группы, человека),
которое складывается в результате
исторически длительного и
4.2. Особенности формирования
Хотя менталитет и является наиболее устойчивой и стабильной частью духовной культуры человека (слоя, класса, общества, народа), он, сохраняя в себе в традиционном виде общечеловеческие этические и нравственные нормы и требования, тем не менее, постоянно меняется под влиянием изменений в общественной жизни. И эти изменения тем заметнее, чем решительнее и кардинальнее изменяется жизнь человека. Поэтому отчетливее всего изменения в менталитете наблюдаются на переломных этапах в жизни общества, когда переделывается веками складывающийся уклад. Имея обыкновение запаздывать в своем появлении, они продолжают действовать и тогда, когда общественная мысль уже претерпела радикальные перемены.
С функциональной
социально-политической точки зрения
общий для той или иной группы
менталитет способствует поддержанию
преемственности ее существования
и устойчивости поведения входящих
в нее членов, прежде всего в
относителъно стабильных, но особенно
в кризисных ситуациях. Главной
особенностыо последних является такое
разрушающее воздействие на менталитет,
которое подвергает опасности его
целостностъ и сплачивающе-
В подобных
случаях возникает особый, "кризисный
менталитет" как выражение определенного
этапа распада устойчивых прежде
социально-политических образований,
определяющих поведение людей, в
структуре сознания и в психике
в целом. Главными его особенностями
являются своеобразная мозаичность, несистематизированность,
отсутствие целостности и устойчивости,
ситуативность и непрерывная
изменчивость. В отличие от докризисного,
достаточно устойчивого и
Информация о работе Сущность и структура политического сознания