Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и описание разновидностей партийно-политических систем и анализ эффективности их функционирования на примере различных стран мира.
Задачами данной работы являются:
Рассмотрение и описание разновидностей демократических партийно-политических систем на примере различных стран мира.
2. Выявление особенностей становления и характеристика
партийно-политической системы Российской Федерации.
Проведение анализа эффективности различных типов
партийно-политических систем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТЬ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 4
2. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 10
2.1. Многопартийные системы (Италия и др.) 10
2.2. Двухпартийные системы (США и др.) 12
2.3. Многопартийные системы с доминантной партией (Япония и др.) 15
2.4. Система «двух с половиной партий» (ФРГ и др.) 17
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Современная партийно-политическая система Российской Федерации берет свое начало с 1993 года, когда новая конституция Российской Федерации провозгласила становление новой российской государственности.
Всего выделяют три основных этапа становления партийной системы современной России:
1) этап формирования предпосылок с 1988 по 1993 г.;
В данный период происходит ликвидация однопартийной системы путем раскола коммунистической партии, а также формирование и усиление демократической партии, что ознаменовывало переход от авторитарной к демократической партийно-политической системе и от однопартийной к двухпартийной.
2)этап формирования партийно-
В РФ зародилась и активно стала участвовать в общественной жизни многопартийная система, в данный период в стране было зарегистрировано максимальное число политических партий - 139.
3) этап формирования и
Начиная с декабря 1999 и по текущий момент, в РФ прослеживается четкий курс на многопартийную систему с доминантной партией. В данный период произошло принятие закона «о политических партиях» (2001г.), что способствовало установлению нового порядка образования и функционирования политических партий в Российской Федерации.
Закон был направлен на структурирование политического пространства и преодоление чрезмерной фрагментации ППС. Если в 1999 году в России были зарегистрированы 139 партий, то в 2004-м их осталось 48, в 2005-м - 36, в 2008-м, когда российская экономика вступила в кризис, - 14, а на текущий момент их количество равно 73.
Этап формирования партийно-политической системы доминантного типа ознаменовался сменой президента, к власти пришел волевой, сильный человек, которому для закрепления своей власти необходимо было создать устойчивый и успешный механизм преемственности своего правления. В качестве этого механизма подразумевалась созданная накануне выборов партия «Единство». Данная партия, впоследствии, обеспечив господство в парламенте, стала крайне полезной на электоральной арене. Таким образом, выбор этого инструмента отчасти носил тактический характер – он давал монополизацию административного контроля над политической повесткой дня и пресекал возможность альтернативной координации элит, не допуская каких-то других политических группировок
Причем данные обстоятельства помимо изменения режима предопределили некоторые долгосрочные выгоды правящей элите, а именно:
- Первое, увеличение легитимности режима за счет патронажа лояльных групп и подавления нелояльных групп, сужая, тем самым поле для альтернатив действующему режиму.
- Второе, это гораздо более простой и эффективный механизм реализации политического курса, приведения в жизнь повестки дня.
Это не значит, что сам политический курс
властей оказывается
Это был очень хороший замысел с точки зрения стратегов, тех, кто планирует деятельность правящей группы. Если сравнивать процесс создания авторитарного режима с некоторым предприятием, то для создания персоналистского режима не требуется практически никаких инвестиций. Но в то же время он несет за собой очень серьезные риски, и те лидеры постсоветских стран, которые лишились власти в ходе «цветных революций», эти риски ощутили на себе в полной мере. Напротив, создание режима с доминирующей партией требует очень существенных инвестиций, и надо сказать, что российский режим эти инвестиции сделал в полной мере.4
В соответствии со стратегией по формированию режима с доминирующей партией, в последующие годы правящей элитой РФ были приложены усилия для создания доминирования «Единой России» на трех уровнях. Это парламентский уровень, региональный и электоральный, для этого было сделано следующее:
В результате проведенных реформ и предпринятых мер правящей элитой, партийно-политическая система Российской Федерации присущи следующие черты:
а) Наличие многопартийной системы с доминантной партией;
Доминантной партией является «Единая Россия», в качестве типичных примеров остальных партий можно выделить Либерально-Демократическую партию России (ЛДПР) или партию Справедливая Россия.
б) Присутствие высокого барьера для прохождения партий в Государственную думу;
С 2003 года заградительный барьер для прохождения партий в Государственную Думу был поднят до 7%, по мировым меркам высокий барьер.
в) Запрет на предвыборные блоки;
Этот момент довольно сильно способствует достижению электорального доминирования.
г) Наличие «партии власти»;
Присутствие «партии власти» в партийно-политической системе дает возможность политической элите сохранить власть вне зависимости от предпочтения электората.
д) Отсутствие спроса на политическую идеологию;
Стоит отдельно отметить, что сформировавшаяся в 2000 году система с доминирующей партией, слабо представляет многообразие общественных интересов, а выражает в первую очередь интересы политической и экономической элиты России. Такие процессы вполне закономерны, так как происходят в рамках партийно-политической системы, главным актером которой является Кремль, не только определяющий общие правила игры, но и принимающий конкретные решения (или стимулирующий их принятие) в данной сфере5.
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Практика оценки эффективности партийно-политической системы современными политологами показывает, что не существует единого стандарта и подхода в оценках эффективности тех или иных партийных систем. Однако важнейшим основанием при анализе являются следующие немаловажные и общепринятые политологами факторы:
а) обеспечение политической системой чуткости к социальным запросам и нуждам населения;
б) возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан;
в) способность населения к демократическому контролю над деятельностью правящих элит.
Таким образом, при оценке авторитарной, тоталитарной и демократической партийно-политической системы наиболее эффективной является последняя, т.к. она:
Менее эффективной является авторитарная партийно-политическая система, т.к. она:
Тоталитарная же партийно-политическая система – не обладает ни одним из перечисленных факторов, учитывая лишь мнение правящей элиты.
При анализе эффективности
Большинство политологов всегда склоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы:
а) Двухпартийная система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между политических партия и их постепенному переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.
б) Другое преимущество двухпартийной системы усматривают в том, что она позволяет одержавшей победу на выборах партии сформировать «не подверженное» кризисам правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две политические партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест, и вынести вотум недоверия ее лидеру – премьер-министру невозможно.
в) С точки зрения избирателя,
несомненное достоинство
д) Наконец, утверждают, что только двухпартийная система позволяет приблизится к идеалу ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна из политических партий находится у власти, другая в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того чтобы отправить его в отставку.
Сравнивая, в свою очередь, совершенную и несовершенную (Система «двух с половиной партий») двухпартийность необходимо отметить, что несовершенная двухпартийная система является промежуточным звеном между совершенной двухпартийной партийно-политической системы и многопартийной партийно-политической системы.
Следовательно сиситема «двух
с половиной партий». Весьма положительная
система для стран с устоявшейся одно
или двухпартийной схемой. Конституционное
введение в политическую систему общества
обязательной дополнительной партии социальной
справедливости (по образцу социалистической
или коммунистической) с закреплением
за этой партией 10% мест в парламенте (другие
варианты: не менее 10%, не более 10%, не менее
5% и не более 15% по результатам выборов)
дает неоспоримые преимущества любой
стране. Положения программы (устава) дополнительной
партии, опять же конституционно, должны
содержать минимальный набор социальных
обязательств (бороться за то, добиваться
этого, вносить в парламенте социально
ориентированные поправки к законам и
т.д.).
В
результате анализа и обобщения
полученной информации можно сделать
вывод, что современный политический
мир располагает богатым
Все вышеперечисленное имеет яркое отражение, на примере нашего государства, показывая, как менялась партийно-политические системы по мере «взросления» Российской Федерации, и можно смело утверждать, что данный процесс еще продолжается.
Процесс изучения партийно-политических
систем очень интересен и
По результатам проделанной работы считаю, что все поставленные задачи в контрольной работе решены, тема раскрыта и цель достигнута в соответствии с намеченным планом работы.
2. Литература