Структура политической власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках. Другие считают властью результат, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

Содержание

Введение 3
1. Законодательная власть 4
2. Исполнительная власть 13
3. Судебная власть 17
4. Региональная власть 23
5. Местное самоуправление 28
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Семестровая по политологии вариант 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

       Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Кроме рассмотрения исков о признании таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти вмешательством в дела местного самоуправления.

       Компенсация дополнительных расходов, возникших  в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.

       Сущность  запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления как путем принятия решений вместо них, так и путем наложения запрета на осуществление ими своих полномочий.

       Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.

       Следует отметить, что решения органов  и должностных лиц местного

       самоуправления  могут быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда. Дополнительной гарантией обязательности решений органов и должностных лиц местного самоуправления является указание Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3 ст. 44) на ответственность за исполнение или ненадлежащее

       исполнение  таких решений.

       В качестве гарантии местного самоуправления выступает и особый порядок рассмотрения обращений органов и должностных  лиц местного самоуправления. В соответствии с нормами Федерального закона (ст. 45) такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

       К гарантиям местного самоуправления следует отнести установленную  Федеральным законом ответственность  его органов и должностных  лиц. Такую ответственность указанные  субъекты несут перед:

       населением  муниципального образования государством;

       физическими лицами (гражданами);

       юридическими  лицами.

       При этом основания ответственности  могут быть различными. Так, ответственность  органов местного самоуправления перед  населением наступает в результате утраты доверия населения. Условия и порядок такой ответственности определяются уставами соответствующих муниципальных образований.

       Основаниями ответственности местного самоуправления перед государством является нарушение  Конституции России, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.

       Такое нарушение должно быть установлено  решением суда. В случае, если суд  определил деятельность органа местного самоуправления или его должностного лица несоответствующей Конституции России и другим правовым актам, то решение суда является основанием для рассмотрения органами государственной власти вопроса о прекращении их полномочий.

       Органы  местного самоуправления и их должностные лица могут нести ответственность перед государством за осуществление отдельных, переданных им государством, полномочий, но только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

       Основания и порядок привлечения органов  местного самоуправления и их должностных  лиц к ответственности перед  физическими и юридическими лицами устанавливается соответствующими федеральными законами (кодексами) законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

       Определенной  гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства служит осуществление  прокурорского надзора за исполнением  ими Конституции России, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований.

       К числу актуальных вопросов совершенствования  правовой регламентации организации  и деятельности местного самоуправления относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного самоуправления — в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.

       Таким образом, был рассмотрен вопрос о  народовластии (местное самоуправление) - важнейшего элемента из основ конституционного строя, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Были рассмотрены вопросы механизма местного самоуправления; основных принципов местного самоуправления; полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления и гарантий осуществления местного самоуправления.

Список  литературы

  1. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М.; 2010.
  2. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и прикладная политология. – М.; Ассоц. «Рос.полит.энцикл.», 2007
  3. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов – М.; Приор-издат., 2008.
  4. Основы политологии: Курс лекций. (под. ред. В.П.Пугачева. – М.; 2007
  5. Панарин А.С. Политология. Учебник. – М.; 2007
  6. Политология: Энциклопедический словарь. (Общ. ред. и сост. Аверьянов Ю.И. – М.; Изд-во Коммерч. Ун-та: Инф.-аналит. и деловой центр «БиГ – Н», 2006
  7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.; 2007
  8. Цыганков П.А. Международные отношения. – М.; 2008
  9. Конституция Российской Федерации, "Российская газета", N 7, 21.01.2009

Информация о работе Структура политической власти Российской Федерации