В
социально-экономической жизни Западной
Европы начиная с XIV в. в Италии и
с XV в. в других странах происходит целый
ряд изменений, знаменующих начало той
исторической эпохи, которая получила
название Возрождения. Разложение феодализма,
появление и развитие капиталистических
производственных отношений обусловили
выход на новые рубежи и политической
мысли. Центральное место в социально-политических
теориях эпохи Возрождения занимает идеология
централизованного государства. Передовым
мыслителям становилось ясно, что только
сильное централизованное государство
может преодолеть внутреннюю разобщенность,
а также отстоять национальный суверенитет
в борьбе против универсальной папской
церковной гегемонии. Наиболее ярким представителем
политической науки в эпоху Возрождения
по праву считается флорентиец Никколо
Макиавелли. Политика, по его мнению, есть
лишь автономная сторона человеческой
деятельности, она является воплощением
свободной человеческой воли в рамках
необходимости. Политику определяют не
Бог и мораль, а сама практика, естественные
законы жизни и человеческая психология.
Макиавелли приходит к пониманию того,
что в конечном счете в основе политической
деятельности лежат реальные интересы,
корысть, стремление к обогащению. Главным
в политических воззрениях Макиавелли
является выдвинутый им принцип политического
реализма, который предполагает учет в
политике подлинных условий действительности,
подчинение политических действий практическим
интересам и оставление без внимания того,
что должно быть согласно априорным схемам
или предписаниям религиозной морали.
Другой идеолог централизованного государства
– Жан Боден – определил его как правовую
власть над социальными вопросами нескольких
семей, власть, которой принадлежит решающая
сила. Монарх – единственный, абсолютный
источник права. Важную роль в преодолении
феодальных распрей, объединении государств
и укреплении их внутреннего мира сыграла
выдвинутая Боденом одна из самых значительных
политических идей того времени – идея
государственного суверенитета. По его
мнению, самым существенным признаком
государства является суверенитет, под
которым он понимал высшую, абсолютную
и постоянную власть над подданными в
политическом сообществе. Понятие суверенитета
оказалось весьма плодотворным, оно стало
одним из самых употребительных в политической
и правовой науке. В настоящее время оно
используется не только по отношению к
государству, но и применительно к стране,
народу и даже личности.
Дальнейшее
развитие политической теории в западных
странах происходит на фоне буржуазных
революций XVI – первой половины XIXв.
Политические идеи нового класса – буржуазии,
зародившиеся еще в предшествующей эпохе,
получают свою всестороннюю разработку
в последующее, Новое время. Совокупность
социально-политических идей, выдвинутых
буржуазными мыслителями Нового времени,
получила название либерализма. Отцом
современной политологии как науки считают
англичанина Томаса Гоббса. Государство
Гоббс рассматривал как человеческое,
а не божественное установление. Оно возникло,
по его мнению, на основе общественного
договора из естественного догосударственного
положения, когда люди находились в состоянии
«войны всех против всех». Государство
было учреждено в целях обеспечения всеобщего
мира. В результате общественного договора
на государя были перенесены права отдельных
граждан, тем самым добровольно ограничивших
свою свободу. Но на государя одновременно
была возложена функция охраны мира и
благоденствия. Бесспорной заслугой Джона
Локка является выдвижение его идеи разделения
власти в государстве между различным
органами, для того чтобы не допустить
ее деспотического использования и злоупотребления
ею. Существенное развитие политической
идеи получили в трудах мыслителей французского
Просвещения. Его наиболее видными представителями
являются Шарль Луи Монтескье, Вольтер,
Жан Жак Руссо. В их произведениях принципы
свободы и равенства превратились в развернутые
политические учения. Так, развивая идею
разделения властей, Монтескье доказывал,
что политическая свобода может быть гарантирована
только при относительно независимом
существовании законодательной исполнительной
и судебной властей. Он считал, что политическая
свобода может быть обнаружена только
там, где нет злоупотребления властью.
Вольтер считал своим политическим идеалом
«просвещенную монархию», где просвещен
не только сам монарх, но и его подданные.
Руссо принадлежит заслуга в выдвижении
идеи народовластия. Он считал, что никакой
парламент не может представлять народ,
а поэтому каждый закон должен быть принят
всем народом, то есть плебисцитом.
Значительные
заслуги в развитии политических
идей принадлежат немецким мыслителям
Иммануилу Канту, Иоганну Готлибу
Фихте, Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю.
Кант, к примеру большое внимание
уделял обоснованию идеологии либерализма.
Краеугольным принципом его политической
теории является положение о том
,что каждый человек обладает абсолютной
ценностью и не может быть орудием
осуществления каких бы то ни было
целей. Этот нравственный по своей сути
закон он назвал «категорическим
императивом», считая, что его велением
должны руководствоваться все люди.
Надо отметить, что утверждение либеральных,
демократических идей в общественном
сознании и политической жизни стран
Западной Европы отнюдь не было легким
и беспрепятственным. Во многих случаях
они осуществлялись в ходе насильственных
революционных преобразований. Это
вызвало со стороны ряда мыслителей
отрицательную реакцию на политические
идеи просветительства. В результате
в Новое время зародилось и
стало развиваться такое течение
политической науки, как консерватизм.
В ходе своего развития консерватизм
оформился как политическое течение,
ориентирующееся на сохранение, преемственность,
учет национальной почвы в процессе
общественного развития. В настоящее
время он вобрал в себя многие принципы
классического либерализма. Однако
в период своего становления консерватизм
выступил с прямо противоположными
либерализму политическими идеями.
Например, Берк полагал, что во имя
стабильности общества следует критиковать
и даже высмеивать революционные
идеи, противостоять революционерам
и их преобразованиям.
Наряду
с политическими идеями либералистов
и консерваторов в Западной Европе
развивалось направление общественно-политической
мысли, представители которого в
своих трудах целиком отрицали как
старый, феодальный, так и новый,
буржуазный, социально-политический строй,
выступая защитниками интересов угнетенных
народных низов. Это направление получило
название утопического социализма. Его
наиболее известными представителями
являются англичанин Томас Мор, Шарль
Фурье, Роберт Оуэн. В произведениях одних
социалистов-утопистов будущее общество
связывается с народовластием, с самым
широким участием трудящихся в управлении
общественными делами. Так, в идеальном
государстве, описанном Томасом Мором
в книге «Утопия», все должностные лица
избираются народом, действуют в интересах
народа и отчитываются перед ним. В сочинениях
других социалистов-утопистов прослеживается
критическое отношение к институтам государственной
власти. Фурье считал, что ни народный
суверенитет, ни вообще избирательное
право, ни республиканские учреждения
не изменят жалкого положения народа.
В силу этого политика и политическая
деятельность представлялись ему бесполезным
занятием.
Законным
преемником и продолжателем революционно-демократических
и социалистических традиций, развивавшихся
западноевропейской социально-политической
мыслью Нового времени, явилось учение
Карла Маркса – марксизм. Вместе
с тем марксизм есть не простое
продолжение предшествующих ему
социально-политических идей. В центре
его внимания оказались вопросы
о сущности, тенденциях развития, движущих
силах и будущем буржуазного
общества, всех его институтов с
точки зрения интересов человеческой
свободы. В контексте этого анализа
марксизм выработал новые подходы
и к объяснению государства, политики
и права. Сущность этого подхода
состоит прежде всего в диалектико-материалистическом
понимании государства, политики и
права – в утверждении того,
что их базисом является совокупность
господствующих в классовом обществе
производственных отношений, в раскрытии
характера взаимодействия базиса и
политической надстройки. Такой подход
хотя и может приводить к недооценке
чисто политических явлений в
общественном развитии, позволил по-новому
взглянуть на многие вопросы, которые
на протяжении веков волновали политическую
мысль. В первую очередь это относится
к пониманию природы государства и права.
По Марксу и Энгельсу земные основы государства
коренятся в материальных экономических
отношениях. Государство порождает не
свободной волей людей, а есть закономерный
результат разделения труда и связанного
с ним образования социальных классов.
Точно также Маркс и Энгельс объясняют
право: его нормы выступают не как свод
установленных людьми правил своего поведения
в соответствии с абстрактными представлениями
о добре и справедливости, а являются юридическим
выражением и закреплением существующих
общественных отношений и прежде всего
тех, которые имеют место в сфере материального
производства. Руководящей нитью марксистского
анализа политики как общественного явления
выступает выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом
положение о сущности классовой борьбы
как борьбы политической, направленной
на завоевание и удержание власти. Ранее
буржуазные мыслители, а также социалисты-утописты
тоже знали о существовании классов и
классовой борьбы, подробно описали ее
в своих произведениях, но они не рассматривали
борьбу классов как движущую силу истории.
К. Маркс и Ф. Энгельс с классовых позиций
подходили и к сущности политической власти,
определяя ее как организованное насилие
одного класса для подавления другого.
По Марксу, политическая власть капиталистического
общества выступает в виде системы
диктатуры буржуазии над пролетариатом.
В свете этих основополагающих идей К.
Маркс и Ф. Энгельс рассматривают вопросы
о происхождении политической власти,
об исторических формах государства, о
его будущем, а также многие другие теоретические
и практические вопросы политики. Обосновывая
закономерность движения человеческой
истории «к уничтожению всяких классов
и к обществу без классов», они выдвинули
положение о закономерности отмирания
государства и всякой политики, ибо в обществе
без классов и классовых противоречий,
с их точки зрения, государство не нужно
и невозможно.
Без
марксистской методологии сегодня
невозможно дальнейшее развитие политической
теории. Ведь только на основе сопоставления
и синтеза результатов, полученных
различными научными школами, и может
сложиться целостное политологическое
знание.
Таким
образом, в произведениях западных
мыслителей эпохи Возрождения и
Нового времени заложены основы и
разработаны важнейшие положения
современной политической науки. Среди
них идеи о земном происхождении
государства, об общественном договоре,
обусловленности политических отношений
способом производства материальной жизни,
такие демократические принципы
как свобода и социальное равенство
индивидов, государственный суверенитет,
народовластие, разделение властей, верховенство
закона и другие. В этот период формируются
основные идейно-политические течения
– либерализм, консерватизм и социализм,
принципы которых сегодня продолжают
оставаться базовыми для характеристики
различных идейно-политических направлений,
для оценки и анализа политической
практики.
Формирование
политологии в России шло с
некоторым запозданием, но этот процесс
значительно ускорился в результате
отмены крепостного права, судебной
и земской реформ, реформы армии
и других преобразований в последние
десятилетия XIX в. По сути, реформы, ориентированные
в конечном счете на утверждение начал
гражданского общества и правового государства,
в огромной степени стимулировали интерес
русских обществоведов к проблемам права,
конституционализма, истории государственного
строительства и т.д. немалая заслуга в
формировании российской политологии
принадлежит Б.Н. Чичерину, Н.К. Михайловскому,
Л.И. Петражицкому, П.И. Новгородцеву, Н.А.
Бердяеву и другим ученым и политическим
деятелям.
В
принципе развитие политологической мысли
в России в тот период шло в
целом в том же русле, что и
на Западе, в середине 20-х годов
процесс формирования и институциализации
политологии был прерван в
силу определенных причин. Как самостоятельная
область научного знания политология
так и не сформировалась. Возможно, причиной
этого было господствовавшее среди руководства
страны, части ученых – обществоведов,
идеологов и некоторых групп граждан убеждение
в том, что со временем государство как
орган насилия будет заменено самоуправлением
народа в масштабах всего общества. Предполагалось,
что место политики и свойственных ей
методов и средств решения социальных
проблем, регулирования человеческих
отношений и поведения займут нравственные
нормы, обычаи и традиции.
Новым
этапом в развитии политологической
науки стали послевоенные десятилетия.
Уже в первые годы после Второй
мировой войны развернулся бурный
процесс сначала восстановления,
а затем и дальнейшего развития
политической науки во всем мире. Прежде
всего обращает на себя внимание неуклонное
расширение диапазона политологии.
В круге ее интересов вошли
политические системы; политический процесс
и политические партии; политическое
поведение и политическая культура;
политическое лидерство и элита;
история политических учений и т.д.
Немаловажную
роль сыграл международный коллоквиум
по вопросам политической науки, организованный
по инициативе ЮНЕСКО была создана, функционирующая
по сей день, Международная ассоциация
политической науки, в задачу которой
входит координация политологических
исследований во всем мире.
Итоги
становления политической мысли.
Политология
– наука столь же старая, сколь
и современная. Она берет свое
начало еще с Древних Времен. Уже
в Древней Греции Аристотель был
убежден в том, что человек
– «существо государственное», а
политика имеет своей задачей
выработку законов, основанных на справедливости,
соответствующих правильным формам государственного
устройства. Своеобразие средневековой
политической науки связано с исключительно
сильным влиянием на нее христианской
религии и римско-католической церкви.
Оценивая
мировую практику, можно сказать,
что в последние десятилетия
XIX – начале XX в. сфера политическая окончательно
выделилась как самостоятельная подсистема
общественной жизни и тогда же окончательно
сформировались и утвердились в большинстве
индустриально развитых стран важнейшие
институты, которые в совокупности составили
современную политическую систему в различных
ее типах и формах. Речь идет прежде всего
о четком разделении властей, то есть утверждении
законодательной, исполнительной и судебной
ветвей власти как самостоятельных властных
институтов, о партиях и партийных системах.
Следует
отметить, что вплоть до первых десятилетий
XX в. политология воспринималась как «новая»
наука, еще продолжались дискуссии и споры
относительно «законности» ее права на
существование. Естественно, эти споры
и дискуссии в каждой стране несли на себе
печать национально-культурных и идейно-политических
традиций. Кроме того, на равных употреблялись
различные термины – «политическая наука»,
«наука о политике», «политология». В целом
этот период отмечен существенным вкладом
в разработку основных проблем политического
знания.