Становление и развитие политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Проблема становления и развития политической науки – проблема сложная и многоаспектная. Термин «политология» - буквально означает знание о политике, политической жизни. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «аристократия», «демократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце XIX – начале XX в. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно. В Германии о формировании политологии можно говорить с возникновением в первой половине XIX в. так называемой правовой школы.

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 34.31 Кб (Скачать)

    Содержание.

   1. Введение. Формирование политологии…………………………..Стр.3.

   2. Особенности развития и становления  политической науки…….Стр.4.

       2.1. Повременное становление и развитие  политической науки.Стр.4.

   3. Заключение. Итоги становления политической  мысли…….…..Стр.18.

   Список  литературы…………………………………………………..Стр.20.  
Формирование политологии.
 

   Проблема  становления и развития политической науки – проблема сложная и  многоаспектная. Термин «политология» - буквально означает знание о политике, политической жизни. Политическая наука  столь же стара, сколь и современна. Уже в древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «аристократия», «демократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей  системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий  в конце XIX – начале XX в. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно. В Германии о формировании политологии можно говорить с возникновением в первой половине XIX в. так называемой правовой школы. Ее ведущие представители глубоко изучали важнейшие проблемы права, государства и государственной власти. Во Франции начало научной политологи положила «свободная школа политических наук», основанная в 1871 г. и завершившая свое формирование в первые десятилетия XX в. Важную роль в английской политической науки сыграла лондонская школа экономики и политики, основанная в конце XIX в. В США зарождение политологии приходится на 1880 г., когда совет правления колумбийского колледжа по инициативе ученого Дж. Берджеса принял решение о создании школы политологической науки.  Тогда же была введена система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертацией. В настоящее время политология занимает важное место среди обществоведческих дисциплин в индустриально развитых странах мира, а значит изучение проблемы становления и развития политологии является актуальным и по сей день. Цель работы поэтапно рассмотреть формирование политологии, начиная с древних времен и заканчивая настоящим временем.    

        

     Повременное становление и развитие  политической науки. 

   Возникновение политических идей на Дальнем Востоке (Египет, Вавилония, Персия, Индия, Китай) и на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного  способа производства, классовой  дифференциацией  общества, возникновением и функционированием государства. На политические представления людей  в этот период сильное влияние  продолжает оказывать религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Общей особенностью политической науки античности является обоснование  божественной, сверхъестественной природы  политической власти, а также объяснение с этих позиций социального, политического  и правового неравенства членов различных сословий общества. Политические взгляды мыслителей античности тесно  переплетаются также с философскими и моральными представлениями.

   Своего  наивысшего развития политическая наука  античности достигла в учениях древнегреческих  философов Платона и Аристотеля.

   Платон  выступал идеологом афинской рабовладельческой  аристократии, что наиболее ярко видно  из его проекта идеального общественного  устройства, разработанного в трактате «Государство». Согласно этому проекту, свободные эллины должны быть разделены  на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Такое устройство общества Платон выводит из трех начал человеческой души – разумной, яростной и вожделеющей, которым в государстве аналогичны три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Отсюда и деление  граждан на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определенные общественные функции.

   Власть  вручалась философам, так как  только они способны руководствоваться  разумно понятыми общими интересами. Чтобы оградить философов от всяких низменных страстей, связанных с  обладанием собственностью, Платон настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Одновременно он предложил упразднить для философов индивидуальный брак и моногамную семью. Тем людям, у которых преобладает мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. На воинов в государстве Платона возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны установленного порядка. Это сословие также нуждается в оградительных мерах. У стражей не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству. Третье сословие – трудящиеся, его составляют те граждане, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная. Поэтому в их обязанность вменяется производительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Решение всех вопросов регламентации их жизни Платон оставил на усмотрение двух первых сословий. В платоновской теории разделения труда и специализации сословий отсутствует класс рабов, он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Рабство просто упоминается, как сама собой подразумевающаяся предпосылка, как условие деятельности свободной части общества. Таким образом, философы и воины становятся коллективными рабовладельцами, на которых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя.

   Платоновский  проект идеального государства справедливо  расценивается как утопия. Но, как  всякая утопия, она сочетает в себе различные элементы. Прежде всего  в ней нашли отражение ряд  реальных черт уже существовавших в  прошлом общественных и государственных  форм. Одновременно в ней содержатся критика недостатков современных  автору диалога греческих полисов, а также его представления  о лучшем и совершенном общественном устройстве.

   Дальнейшее  развитие политическая наука античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом а работе «Политика». Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Главный его упрек Платону состоит в том, что тот преступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Считая, что предполагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства ,Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. В сущности, Аристотель явился основоположником неисторического взгляда на проблему природы государства и человека. По его мнению, государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Точно также и каждый человек по природе своей есть существо политическое и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. Политика, как считал Аристотель, не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, является либо животным, либо божеством.1

   Аристотель  различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве  – это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует  в суде и управлении. В зависимости  от целей, которые ставят правители  государства, Аристотель различает  правильные и неправильные государственные  устройства. Правильным он считал такой  государственный строй, при котором  преследуется общее благо, независимо оттого, правит ли один, немногие или  многие. Неправильным – такой, при  котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил: монархию, аристократию и политию. Столько же у него неправильных государственных форм: тирания, олигархия и демократия. Последнее развивается из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Среди правильных форм государства наилучшей Аристотель считает политию. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. Из неправильных форм государства Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной.

   Таким образом, если Платон искал «идеальное»  государство, то Аристотель был более  реалистичен, соглашаясь принять одну из существующих форм. Он был убежден  в том, что человек – «существо  государственное», а политика имеет  своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих  правильным формам государственного устройства.

   История древнеримской политической науки  охватывает период с VIII в. до н.э. по V в.н.э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей, их представления об идеальном государственном устройстве. Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а применяли их творчески с учетом особенностей и задач римской действительности. Из произведений мыслителей Древнего Рима Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, видными представителями которого являлись Луций Анней Синека, Эпиктет и Марк Аврелий Антонин. Синека, например, считал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная – естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди, поэтому он призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. Марк Аврелий Антонин развивал преставление о государстве с равным для всех законом, о царстве, превыше всего чтущем свободу подданных.

   Общественно – политические устремления социальных низов Римской империи выражало христианство, которое возникло в  I в.н.э. Политическая идеология первохристиан носит эсхатологический характер. Эсхатология – это религиозное учение о «последних временах», об идеальном порядке на земле, который явится результатом вмешательства божественного спасителя. Согласно данному учению, такой порядок осуществится через второе пришествие Иисуса Христа. Он устроит «последний суд» и вместо господствующего на земле зла установит «Царство Божие», то есть идеальное государство, которое будет состоять из совершенных людей и в котором будут царить вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость. Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие «Царство Божие» осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего политическая власть рабовладельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого государства. Данная идеология имеет большой революционный заряд, в ней ярко выражено настроение освободительного бунтарства, которое было характерно для социальных низов, особенно в отдельных провинциях империи.

   Своеобразие средневековой политической науки  связано с исключительно сильным  влиянием на нее христианской религии  и римско-католической церкви. На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная или светская. Конечно же, этот вопрос мыслителями средневековья разрешался в пользу церкви. Ими была создана христианская политическая концепция, согласно которой государство выступало частью универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья является Аврелий Августин. Основная черта его социально-политических воззрений – обоснование и оправдание неравенства в обществе. По его мнению, это предопределено миром небесным. Однако наиболее интересным элементом его учения, изложенном в книге «О граде Божьем», является понимание истории человечества как борьбы «двух градов»: «града божьего», состоящего из праведников, которые следуют не земным, а божественным установлениям, и «града земного» или светского государства, в котором борются за материальные блага и притесняют праведников. В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе «града Божьего» над «градом земным»2. Своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков явились сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского. В своих работах он пытался приспособить взгляды Аристотеля к догмам католической церкви. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, а не души. Верховная, всеобъемлющая власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Таким образом, в учении Аквинского государственная власть выступает скорее не как непосредственное, а как опосредованное церковью установление Бога. Лучшей формой государства Аквинский считал монархию, что вполне отвечало особенностям общества. По его мнению, основной задачей монарха является забота о добродетельной жизни подданных. Власть доброго и справедливого короля, должна быть отражением власти Бога в мире.

   При всем влиянии церкви в различных  сферах жизни в средние века все  же появлялись учения, в которых  оспаривался приоритет духовенства  в регулировании земных дел людей. Наиболее интересные идеи в этом направлении  были выдвинуты Марсилием Падуанским. В своем пространном сочинении  «Защитник мира» он обвинил церковь  во всех бедах и несчастьях мира. Однако зло на земле можно устранить, если впредь служители церкви будут  заниматься исключительно делами духовной жизни людей. Государство, по его  мнению, есть человеческое установление с вполне человеческими целями и  потому оно должно быть отделено от церкви, как разум от веры. Церковь  же должна подчиняться светской власти и только народ является верховным  законодателем и настоящим источником всякой власти, как светской, так  и духовной. В то же время он считал, что именно законы, будучи как и  государство, человеческой конструкцией, превыше всего, а не монарх или  правительство. Одним из первых он стал проводить четкое различие между  законодательной и исполнительной властями. Указанные политические новации  Марсилия Падуанского и по настоящее  время не утратили своей теоретической  и практической значимости.

Информация о работе Становление и развитие политической науки