Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:23, контрольная работа
Проблема становления и развития политической науки – проблема сложная и многоаспектная. Термин «политология» - буквально означает знание о политике, политической жизни. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «аристократия», «демократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце XIX – начале XX в. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно. В Германии о формировании политологии можно говорить с возникновением в первой половине XIX в. так называемой правовой школы.
Содержание.
1.
Введение. Формирование политологии………………
2.
Особенности развития и
2.1.
Повременное становление и
3. Заключение.
Итоги становления
Список
литературы………………………………………………….
Формирование политологии.
Проблема
становления и развития политической
науки – проблема сложная и
многоаспектная. Термин «политология»
- буквально означает знание о политике,
политической жизни. Политическая наука
столь же стара, сколь и современна.
Уже в древней Греции Аристотель
дал определение политических режимов,
введя такие понятия, как «монархия»,
«олигархия», «аристократия», «демократия».
С тех пор политика становится
непременным атрибутом духовной
жизни всех обществ. Процесс формирования
и выделения политологии из общей
системы социальных и гуманитарных
наук занял несколько десятилетий
в конце XIX – начале XX в. Привязывать
же ее рождение к какой-либо конкретной
дате в той или иной стране можно только
условно. В Германии о формировании политологии
можно говорить с возникновением в первой
половине XIX в. так называемой правовой
школы. Ее ведущие представители глубоко
изучали важнейшие проблемы права, государства
и государственной власти. Во Франции
начало научной политологи положила «свободная
школа политических наук», основанная
в 1871 г. и завершившая свое формирование
в первые десятилетия XX в. Важную роль
в английской политической науки сыграла
лондонская школа экономики и политики,
основанная в конце XIX в. В США зарождение
политологии приходится на 1880 г., когда
совет правления колумбийского колледжа
по инициативе ученого Дж. Берджеса принял
решение о создании школы политологической
науки. Тогда же была введена система
подготовки научных кадров с написанием
и защитой диссертацией. В настоящее время
политология занимает важное место среди
обществоведческих дисциплин в индустриально
развитых странах мира, а значит изучение
проблемы становления и развития политологии
является актуальным и по сей день. Цель
работы поэтапно рассмотреть формирование
политологии, начиная с древних времен
и заканчивая настоящим временем.
Повременное становление и
Возникновение
политических идей на Дальнем Востоке
(Египет, Вавилония, Персия, Индия, Китай)
и на Древнем Западе (Греция, Рим)
связано с развитием
Своего
наивысшего развития политическая наука
античности достигла в учениях древнегреческих
философов Платона и
Платон
выступал идеологом афинской рабовладельческой
аристократии, что наиболее ярко видно
из его проекта идеального общественного
устройства, разработанного в трактате
«Государство». Согласно этому проекту,
свободные эллины должны быть разделены
на три сословия: правителей, воинов
и трудящихся. Такое устройство общества
Платон выводит из трех начал человеческой
души – разумной, яростной и вожделеющей,
которым в государстве
Власть вручалась философам, так как только они способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. Чтобы оградить философов от всяких низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, Платон настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Одновременно он предложил упразднить для философов индивидуальный брак и моногамную семью. Тем людям, у которых преобладает мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. На воинов в государстве Платона возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны установленного порядка. Это сословие также нуждается в оградительных мерах. У стражей не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству. Третье сословие – трудящиеся, его составляют те граждане, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная. Поэтому в их обязанность вменяется производительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Решение всех вопросов регламентации их жизни Платон оставил на усмотрение двух первых сословий. В платоновской теории разделения труда и специализации сословий отсутствует класс рабов, он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Рабство просто упоминается, как сама собой подразумевающаяся предпосылка, как условие деятельности свободной части общества. Таким образом, философы и воины становятся коллективными рабовладельцами, на которых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя.
Платоновский
проект идеального государства справедливо
расценивается как утопия. Но, как
всякая утопия, она сочетает в себе
различные элементы. Прежде всего
в ней нашли отражение ряд
реальных черт уже существовавших в
прошлом общественных и государственных
форм. Одновременно в ней содержатся
критика недостатков
Дальнейшее развитие политическая наука античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом а работе «Политика». Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Главный его упрек Платону состоит в том, что тот преступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Считая, что предполагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства ,Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. В сущности, Аристотель явился основоположником неисторического взгляда на проблему природы государства и человека. По его мнению, государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Точно также и каждый человек по природе своей есть существо политическое и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. Политика, как считал Аристотель, не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, является либо животным, либо божеством.1
Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве – это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо оттого, правит ли один, немногие или многие. Неправильным – такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил: монархию, аристократию и политию. Столько же у него неправильных государственных форм: тирания, олигархия и демократия. Последнее развивается из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Среди правильных форм государства наилучшей Аристотель считает политию. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. Из неправильных форм государства Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной.
Таким
образом, если Платон искал «идеальное»
государство, то Аристотель был более
реалистичен, соглашаясь принять одну
из существующих форм. Он был убежден
в том, что человек – «существо
государственное», а политика имеет
своей задачей выработку
История древнеримской политической науки охватывает период с VIII в. до н.э. по V в.н.э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей, их представления об идеальном государственном устройстве. Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а применяли их творчески с учетом особенностей и задач римской действительности. Из произведений мыслителей Древнего Рима Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, видными представителями которого являлись Луций Анней Синека, Эпиктет и Марк Аврелий Антонин. Синека, например, считал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная – естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди, поэтому он призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. Марк Аврелий Антонин развивал преставление о государстве с равным для всех законом, о царстве, превыше всего чтущем свободу подданных.
Общественно – политические устремления социальных низов Римской империи выражало христианство, которое возникло в I в.н.э. Политическая идеология первохристиан носит эсхатологический характер. Эсхатология – это религиозное учение о «последних временах», об идеальном порядке на земле, который явится результатом вмешательства божественного спасителя. Согласно данному учению, такой порядок осуществится через второе пришествие Иисуса Христа. Он устроит «последний суд» и вместо господствующего на земле зла установит «Царство Божие», то есть идеальное государство, которое будет состоять из совершенных людей и в котором будут царить вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость. Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие «Царство Божие» осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего политическая власть рабовладельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого государства. Данная идеология имеет большой революционный заряд, в ней ярко выражено настроение освободительного бунтарства, которое было характерно для социальных низов, особенно в отдельных провинциях империи.
Своеобразие
средневековой политической науки
связано с исключительно
При
всем влиянии церкви в различных
сферах жизни в средние века все
же появлялись учения, в которых
оспаривался приоритет
Информация о работе Становление и развитие политической науки