Становление и развитие идеи правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

В России процесс формирования правового государства можно подразделить на несколько этапов.
Первый этап начался в начале 90-х годов, когда в Конституцию РСФСР (1978 года) вносились изменения, которые коренным образом изменили действовавшие государственные институты, социально-экономические и политико-правовые отношения.
Второй период начался с принятия новой Конституции РФ принятым всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация – есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления»2.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства 6
Глава 2. Основные характеристики правового государства. 16
2.1 Определение и основы правового государства 16
2.2 Признаки правового государства 18
2.3 Основные черты правового государства 19
2.4 Основные принципы правового государства 20
2.5 Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России 22
2.6 Взаимная ответственность личности и государства. 26
Глава 3. Практика становления правового государства в России. 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ!!!!!.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

    Для демократического общества принцип  разделения  властей особо  важен  и значим.  Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию,  превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип  в  демократическом обществе предполагает,  что все три власти одинаковы,  равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них.  Например,  превращения управленческой  власти  в  авторитарную,  а  законодательной – во "всевластие",  в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

    Но  даже если соблюдено требование разделения властей,  задействована система  "сдержек  и противовесов",  то государство еще не обязательно  является правовым.  Поэтому мы  переходим к следующему признаку правового государства.

2.6 Взаимная ответственность  личности и государства.

 

 

    Взаимная  ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового  государства.  В недемократическом  государстве признается только ответственность гражданина перед  государством.  Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус.  В правовом же государстве,  напротив, делается акцент  на  ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы.  Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих  жесткие  санкции за это.

    Важным  гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны  обеспечить  каждому  возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается  и  право  каждого  гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. 22 Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином.  В свою  очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.23      
 
 
 

Глава 3. Практика становления  правового государства  в России.

 

 

    В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудности и богатстве» (1724 г.), С.Е. Деснитского в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.М Сперанского, а также революционные высказывания А.К Радищева, декабристов П.И Пестеля и Н.М Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об «усовершенствовании абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве на участие в государственных делах.24

    Реальные  демократические преобразования в  праве  начались  со  второй  половины 80-х годов в годы перестройки,  особенно после поражения августовского (1991 г.) путча.  Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека  -  главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

    В качестве одной из важнейших задач,  связанной с формированием правового государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон о собственности,  Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

    В течении долгих десятилетий в  нашей  стране  действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных  оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

    Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. Также важным вопросом является повышение авторитета Конституции, как основного закона, принятого народом.

      Сейчас на  территории  распавшегося  СССР происходят сложные процессы  в развитии государства и права  - становление в новых "независимых   государствах"  государственных   и  правовых систем,  соответствующих требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни людей и  резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. Одним из важнейших вопросов в связи с этим является построение единого правового пространства, верховенство закона на всех уровнях и во всех субъектах власти.

    Перечисляя  проблемы, имеющиеся на пути построения правового государства в России, нельзя не отметить проблему зачастую неэффективности форм надзора и  контроля за соблюдение законности властными  структурами. Например, в России сейчас абсолютно не контролируется народом судебная власть.

    Большой проблемой обернулось для неподготовленного  гражданского общества появление многообразия форм собственности предприятий, учреждений, организаций. Работники зачастую оказываются  совершенно бесправными. Действует принцип – «если вам что-то не нравится, то вы здесь больше не работаете». В связи с этим важной задачей является построение демократии в трудовом коллективе.

    Перспективным и активно развивающимся направлением является развитие местного самоуправления как самоуправления народы, предоставление гражданам самим себя обеспечивать и добиваться своего процветания.

    Таким образом, для становления правового  государства в России необходимо сделать еще очень многое (а  перечислены только некоторые проблемы), но альтернативы правовому государству для нас, принявших ценности западной цивилизации, нет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Таковы  основные  характеристики  правового  государства. Цель данной работы - это  попытка осмыслить и оценить  всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентрируется внимание на характерных чертах правового государства России.

    Обобщая, можно сказать, что в основе организации  и деятельности правового государства  лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

    Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

    Правовое  государство имеет ряд общих  и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и  общечеловеческий характер.

    Итак, правовое государство обеспечивает:

    1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

    2. Реальность прав личности, создание  условий для ее свободного  развития.

    3. Взаимную ответственность государства  и личности

    4. Прочный режим законности и  стабильности правового порядка. 

    В заключении следует отметить, что в понятии правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного   развития  государственно-организованного общества. Для России, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме построения и развития правового государства. Естественный же прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить  новые  элементы  в теорию и практику строительства правового государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников

    1. Нормативные акты

    1.1 Конституция РФ. -  М.: Издательство  «Экзамен», 2003

    2. Специальная литература

    2.1 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007

    2.2 Венгеров А.Б. Тория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 2000

    2.3 Власов В.И. Теория государства и права. Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002

    2.4 Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000

    2.5 Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Спарк», 2000

    2.6 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000

    2.7 Нерсесянц В.С. Теория государства и права. – М.: Норма-Инфра-М, 2001

    2.8 Протасов В.Н. Теория государства и права: Пособие для подготовки к экзамену. – М.: Юрайт-Издат, 2002

    2.9 Спиридонов Л.И. Теория государств и права. Учебник. – М: «Проспект», 2000.

Информация о работе Становление и развитие идеи правового государства