Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:51, курсовая работа
В России процесс формирования правового государства можно подразделить на несколько этапов.
Первый этап начался в начале 90-х годов, когда в Конституцию РСФСР (1978 года) вносились изменения, которые коренным образом изменили действовавшие государственные институты, социально-экономические и политико-правовые отношения.
Второй период начался с принятия новой Конституции РФ принятым всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация – есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления»2.
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства 6
Глава 2. Основные характеристики правового государства. 16
2.1 Определение и основы правового государства 16
2.2 Признаки правового государства 18
2.3 Основные черты правового государства 19
2.4 Основные принципы правового государства 20
2.5 Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России 22
2.6 Взаимная ответственность личности и государства. 26
Глава 3. Практика становления правового государства в России. 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Итак, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.17
Признаками
правового государства
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
1)
Основной ценностью правового
государства признается
2)
Правовое государство и
3)
Важным принципом организации
и деятельности правового
4)
Непременным принципом
5) Одним из важных принципов правового государства является разделение властей. Зачатки этого признака мы видим уже в античном мире в демократических Афинах, в республиканском Риме. Обстоятельно этот принцип обосновали Д. Локк, Ш. Монтескье.
6) Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, допущение различных идеологий, связанных с определенным мировоззрением.
7) Важным принципом существования и функционированием правового государства является гласность, открытость в деятельности государства, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.
8)
Демократичное независимое
9)
Режим строгой законности и
прочного, стабильного правопорядка
с развернутой системой
Принципы
правового государства
Спиридонов Л.И. выделяет пять принципов правового государства. Но прежде всего правовое государство предполагает гражданское общество, то есть существование автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условий всей жизнедеятельности.20
Принципы – это основопологающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Формирование их обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки образования и другими элементами, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы:
1) Принцип приоритета права. В литературе при характеристики правового государства очень часто употребляется термин «господство права» происхождение которого, очевидно, связано с английским «Rule of Low» - «Правление права» или «Господство права».
2) Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер:
3)
Принцип единства права и
4)
Принцип правового
Таковы главные принципы правового государства, препятствующие узурпации власти государственным аппаратом и способствующие – насколько это возможно в той или иной конкретной исторической ситуации – осуществлению им общих дел. С точки зрения теории права это и означает формула «государство – слуга народа».
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Необходимо
обратить внимание на то, что в
современных демократических
Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".21
К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся:
Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; представляет Государственной Думе предложение о назначении Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой вопрос об отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует правительство Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
Информация о работе Становление и развитие идеи правового государства