Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что США, как одна из сильнейших экономических держав, если не сказать сильнейшая, ведёт активную политику сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. АТР ещё в 70-е годы заявил о себе, и всё это время уверенно наращивал экономическую мощь. Интерес США легко объясним, АТР таит в себе, пожалуй, самые перспективные тенденции развития экономики.
Введение
Экономика США
Роль США в АТР
Перспективы развития экономических отношений США со странами АТР
Заключение
Список литературы
Китай успешно совмещает экспортную ориентацию с замещением импорта и созданием полноотраслевого хозяйственного комплекса. Образование такого комплекса, сопровождавшееся выходом страны на второе место в мире по расходом на НИОКР, ярко свидетельствует о том, что в эпоху глобализации вполне возможен не только рост специализации, но и известное обособление экономики отдельных стран, повышение в них уровня самообеспечения.
Кстати говоря, повышению открытости национальных хозяйств в перспективе препятствует одно немаловажное обстоятельство. Считается, что около 40–50% мирового промышленного производства интернационализировано, т.е. связано с кооперацией между странами и внешней торговлей. В то же время в сфере услуг степень интернационализации значительно ниже – около 10–15%. А поскольку в некоторых странах Азии (особенно Японии и некоторых НИС первой волны) быстро идет процесс сервисизации экономики, то общий уровень открытости их хозяйств, по сравнению с временами бурного роста ориентированной на экспорт промышленности, может начать снижаться. Не исключено, что этот этап вскоре начнется и в Китае.
Усиление
позиций КНР в мировом
Динамичный экономический подъем Китая и укрепление его позиций на мировом рынке в целом благожелательно рассматриваются в странах АСЕАН. КНР, как известно, оказывала финансовую поддержку странам Ассоциации, пострадавшим во время кризиса 1997–1998 гг., и не пошла в тот период на девальвацию своей валюты, что могло бы осложнить их выход из кризиса. Располагая теперь значительными валютными ресурсами, КНР не жалеет их на оказание финансовой помощи соседним государствам (только Филиппинам в 2006 г. было предоставлено 2 млрд. долл. после безрезультатных переговоров этой страны с Мировым банком).
Степень
открытости национальных хозяйств стран
АТР с каждым годом возрастает.
Судить о последствиях открытости национального
хозяйства достаточно сложно, поскольку
нет очевидных признаков
Страны могут использовать экономические и политические методы для повышения уровня национальной конкурентоспособности. Так, например, в 90-х гг. стимулирование американским государством экспортных операций национальных компаний позволило США упрочить свои позиции на мировых товарных рынках. Такая же политика прослеживалась в 90-х годах в Малайзии, которая превратилась из импортера сырьевой продукции в крупного экспортера готовой промышленной продукции.
На конкурентоспособность стран в условиях интеграции в мировое хозяйство определенное влияние оказывают высокие темпы процесса транснационализации. Движущей силой этого процесса являются транснациональные корпорации. Отмечается, что крупнейшие ТНК мира по своей национальности относятся к США и Японии. В то же время, увеличивается доля ТНК новых индустриальных стран Азии. Около 50% американского экспорта приходится на американские и иностранные ТНК, в Сингапуре – около 90% всего экспорта.
ТНК
активно участвуют в
На
азиатские страны приходится более
60% прямых иностранных инвестиций в группе
развивающихся стран. При этом многие
азиатские страны в настоящее время уже
на только принимают иностранные инвестиции,
но и кредитуют компании других стран.
Наибольшая доля азиатских инвестиций
приходится на Японию и Китай.
Рис. 4.
Прямые иностранные инвестиции, 2006 (млрд.
Евро)
В целом, ТНК оказывают положительное влияние на экономику развивающихся стран АТР, способствуя развитию международной конкуренции, производственных, научных и торговых связей между странами. ТНК играют также важную роль в развитии финансово-производственных отношений в странах.
Однако, в менее развитых странах АТР ТНК оказывают и негативное влияние на развитие национальных экономик. Среди основных негативных последствий следует выделить: 1) создание мощной конкуренции со стороны ТНК местным компаниям, что приводит к вытеснению последних с внутренних рынков страны, 2) перемещение транснационального капитала сказывается на стабильности национальных валют, что влияет на национальную безопасность страны, 3) влияние на внутриэкономическую политику государства посредством лоббирования собственных интересов в ущерб национальным интересам, 4) создание препятствий зарождающемуся национальному бизнесу страны.
Ведущими
торговыми партнерами США в АТР
продолжают оставаться Япония и Китай,
поэтому вполне естественно, что
они будут находиться в фокусе
американского внимания. Стоит отметить,
что доля Японии и Китая в мировой торговле
занимает значительный сегмент рынка.
Рис. 5.
Доля мировой торговли товарами и услугами,
2006 (млрд. Евро)
Азиатский кризис 90-х годов продемонстрировал необходимость подтверждения приверженности принципам свободной торговли как со стороны США для товаров и услуг из азиатских стран, так и в обратном направлении. В этом плане роль этого форума является критической.
По мнению американцев, экономический кризис фактически подтолкнул большинство азиатских стран в направлении большей открытости своих рынков, поскольку им надо выполнять взятые на себя обязательства, которыми были обусловлены стабилизационные программы МВФ, так и по причине признания правящими кругами этих стран необходимости соответствующих экономических реформ.
США традиционно придают большое значение деятельности АТЭС, исходя из того, что это – одно из главных экономических образований в мире, на которое приходится около двух третей внешней торговли США. Четыре главных торговых партнера США (Канада, Мексика, Япония, Китай) являются участниками форума, еще три страны-участницы входят в число первых 10, а всего среди первых 20 партнеров США – 11 государств-членов АТЭС. С 1994 г. экспорт США в страны АТЭС увеличился на 37%, а товарооборот с ними достиг в 2002 г. 1,2 трлн. долл., что составляет 2/3 внешней торговли США, в т.ч. более половины всего американского экспорта. В США считают, что АТЭС является важнейшей региональной экономической группировкой для продвижения принципов свободной торговли и практического экономического сотрудничества.
Позиция США в отношении деятельности АТЭС исходит из растущего значения азиатско-тихоокеанского региона для американской и мировой экономики. В этой связи подходы американской администрации к работе в АТЭС строятся исходя из возможности обсуждения на проводимых в его рамках мероприятий широкого диапазона актуальных для США тем и вопросов, а также с учетом важности продвижения предложений, которые американцы в дальнейшем предполагают вынести на переговоры глобального уровня (например, в рамках раундов ВТО) или субрегионального уровня.
США уделяют особое внимание осуществлению совместных действий по поддержке начавшегося постепенного экономического подъема в странах региона и в мировой экономике в целом и обеспечению более устойчивых и высоких темпов экономического роста. Американцы проводят уже известную мысль о том, что в этом процессе должны участвовать не только США, но и другие страны с сильными экономиками, в т.ч., Япония, Канада, Южная Корея. В основе такого подхода находится получившая распространение точка зрения об имеющем сейчас место объективном процессе «уравнивания» экономических и инвестиционных возможностей США и ряда других стран Европы и, особенно, Азии. Американцы поднимают вопрос о необходимости проведения странами региона внутренних экономических и структурных реформ, делая при этом упор на важность выполнения разработанных по линии международных финансовых организаций соответствующих программ.
Главные американские аналитики – от Генри Киссинджера до Джозефа Ная – уверены, что историческая судьба подарила Соединенным Штатам еще несколько десятилетий главенства. Только Китай – один или в союзе с Россией или Ираном – может бросить весомый вызов. Америка в условиях нынешнего экономического кризиса уже готовится к худшему, о чем говорят колоссальный бюджет Пентагона и глобальная система ПРО. Американцы рассчитывают на динамизм своей формы капитализма, на США как мировой университет, на приток талантливой иммиграции. Главная задача Америки сегодня – справиться с упадком национального руководства, с ослаблением американского культурного влияния на мировой арене, с сокращением поля стратегического и дипломатического маневра, приглушить волны антиамериканизма, возвратить утраченную ауру в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Чтобы восстановить статус уважаемой сверхдержавы в новом многополярном мире, Америка должна заново осмыслить свою внешнюю политику на глобальном уровне. Если холодная война сделала Вашингтон безусловным лидером, то исчезновение угрозы оказалось менее благоприятным для Вашингтона. Высокомерие и односторонность ослабили престиж гегемона – от ненависти арабско-мусульманского мира до яростной защиты своих ценностей и коллективных культурных особенностей в Европе, Латинской Америке и значительной части Азии.
3.
Перспективы развития
отношений стран АТР
и США
Развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона является одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов. Еще недавно это наиболее отсталый регион мира. Сегодня же АТР, наряду с США и Западной Европой, активно формирует мировой полюс экономической мощи. Среди ведущих индустриально развитых стран выделяются Япония, Китай с Гонконгом, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия.
Международное сотрудничество в АТР становится важным фактором экономического развития, как региона, так и всего мирового хозяйства. Благодаря этому сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики. В этом регионе складывается новый центр мировой торговли с уникальной культурой, огромными трудовыми и сырьевыми ресурсами, высокоразвитым технологическим базисом. При этом, возникающие в АТР специфические внутритерриториальные проблемы, оказывают значительное влияние на развитие международной и мирохозяйственной системы в целом.
Наиболее
интенсивное и многообещающее интеграционное
взаимодействие развертывается в Северо-Восточной
Азии. Китай, Япония и Южная Корея
уже создали трехстороннюю
С начала 2000-х годов темпы роста экономики новых «растущих стран» в разы превышают темпы мирового экономического роста, а также темпы роста развивающихся стран. Лидерами экономического роста Азиатского региона являются Китай и Индия.
Дальнейший экономический рост в Азиатском макрорегионе, по мнению аналитиков, будет стимулировать:
Некоторые американские учёные отмечают, что «Тихоокеанское кольцо» является американским изобретением середины 70-х годов в ответ на экономическое чудо Японии, а затем и подрастающих «тигрят» Восточной Азии. Особенно тщательно вскрывается классовая сущность этого «кольца». По их мнению, «Сообщество» – это капиталистический архипелаг, основанный на местной дешевой рабочей силе. В этот «архипелаг» пускаются только крупные города (Токио, Лос-Анджелес, Гонконг, Сингапур). Крестьянская Азия (Вьетнам, Кампучия, большая часть Индии, Индонезия и Китай) – вне «архипелага». В то же время китайские порты, свободные экономические зоны типа Шэньчжэня пускаются туда, а обширнейшие территории внутри Китая – нет. Классовая суть «архипелага» проявляется в структуре политической власти: на самом верху – элита транснациональных компаний, взаимно переплетенная полученным образованием в престижных университетах США и Британии; следующий эшелон – городской средний и рабочий класс, наконец, на дне – широкие народные массы. Проще говоря, в «кольцо» берут богатых, «правильно» развивающихся, т.е. только на основе «рыночной экономики», и тех, кто «хорошо ведет себя» с точки зрения американских интересов. Другими словами, концепция «Тихоокеанского века, кольца, сообщества» в ее американском варианте – это не что иное, как идеологическо-политическое обоснование сохранения и упрочение господствующих позиций США на Тихом океане, а самое главное – в районе Восточной Азии.