Средства массовой информации в политических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать деятельность средств массовой информации в политических процессах.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных понятий:
- раскрыть понятие СМИ и проанализировать канал СМИ;
- обозначить политические функции СМИ в современном обществе;
- охарактеризовать особенности политического влияния СМИ;
- раскрыть сущность политического манипулирование;
- показать пути ограничения политического манипулирования.

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 40.73 Кб (Скачать)

СМИ широко используют принцип  демократии шума – потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом  потоке бессмысленной, пустопорожней  информации. Реклама разбивает информацию, делая ее лишь набором ничего не значащих кадров, а современные средства обработки информации могут сделать  полностью невозможным оценку поступающей  информации.

Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является “конструирование” сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные “крупицы”  сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер или редактор, может не иметь с  действительностью ничего общего.

Утверждение. Упрощение позволяет  высказывать главную мысль, которую  требуется внушить аудитории, в  “краткой, энергичной и впечатляющей форме” – в форме утверждения. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может  подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также  просьбу к аудитории, к толпе  принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания  всех “за” и “против” и отвечать “да” не раздумывая.

Дробление. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить  информацию так, чтобы человек никогда  не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая  важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все  внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить –  но так, чтобы о нем не вспомнили.

Одно из важнейших средств  политического влияния СМИ –  определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. Выбор политических тем и требований осуществляется не только в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влиянием специфических правил, формирующихся в условиях множества информации в современном обществе. В этом помогает рейтинг и мониторинг СМИ.

Основная задача любого рейтинга СМИ - определить список печатных изданий, которые обладают наиболее качественной репутацией и популярностью не только в среде представителей бизнеса  и власти, но и в народе. Компаний, исследующих аудиторию СМИ не так много, самыми известными из них  являются TNS Gallup Media и Comcon. Другие же производят более точечные и специальные  измерения в узких сегментах рынка.[6]

Мониторинг СМИ (англ. Media monitoring service) — отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике. Мониторинг СМИ используется для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, оценки общественного резонанса того или иного действия, отслеживание действий других компаний или индивидуумов.

Продуктом мониторинга СМИ  может являться фрагмент или полный текст статьи периодического печатного  или интернет-издания, клиппинг (бумажный или электронный документ, включающий в себя графическое изображение статьи в том виде, как она была опубликована в оригинале), транскрипт эфирного вещания, видео- или аудиозапись эфира, эфирная справка, статистический отчёт, дайджест.[7]

 

 

3. Политическое  манипулирование и пути его  ограничения

«В кибернетическую эру  личность всё больше и больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг  человека манипулируется с помощью  рекламы и идеологий (…). Человек  утрачивает свою активную, ответственную  роль в социальном процессе; становится полностью «отрегулированным» и  обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое  не укладывается в общий план, создаёт  ему большие неудобства». [6]

Совершенно очевидно, что  такие термины, как политическая реклама, политический маркетинг, PR, предвыборная агитация и т. д. и сами по себе, и  в соотнесении друг с другом требуют  чёткой формулировки. Однако все эти  определения, в применении которых  обычны неразбериха и путаница, всего  лишь элементы общей системы политического  манипулирования, и определение  этого понятия наиболее важно  для различения всего остального. Манипулирование, т. е. скрытое управление, присутствует при всяком взаимодействии между людьми.

Политическое манипулирование  — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления  и побуждающие его к той  или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних  и неприятию других). Политологи-макиавеллисты считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.[7]

Для всякого манипулирования  характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое  воздействие на сознание с целью  формирования тех или иных убеждений  или предпочтений. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск — это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск.

Поясню суть манипуляции на примере простого арифметического фокуса. Человеку предлагается выбрать любое двузначное число (не называя его вслух), сложить каждую из двух цифр, образовывающих это число, и вычесть эту сумму из выбранного числа. Если получившееся в результате число — двузначное, то обе образующих его цифры опять складываются. Теперь манипулируемый должен найти европейскую страну на первую букву получившейся у него цифры и вспомнить большое животное на третью букву в названии этой страны. Разумеется, все эти операции он выполняет молча. И тут манипулятор ошарашивает «подопытного» итоговой фразой: «Носороги в Дании не водятся!» Эффект достигается присутствующей у манипулируемого уверенностью в возможности свободного выбора. Он не понимает, что возможность эта — фиктивная, что какое бы число он ни выбрал, после нескольких операций оно неизбежно превратится в число «9». Дальше — такая же иллюзия выбора: в Европе на «Д» существует только одна страна — Дания, а крупное животное на «Н» для абсолютного большинства — именно носорог (раз на тысячу встречаются оригиналы, называющие нарвала). Манипулируемый уверен в том, что действовал независимо, свободно и сознательно, тогда как манипулятор знал ход его мыслей — единственный возможный — наперёд. Здесь хорошо виден главный принцип манипуляции как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, фактически такой возможности не оставляя.

Цель политического манипулирования  — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки. Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу.

 При рассмотрении политического манипулирования просто необходимо изучит такое понятие как «пиар».

Паблик рилейшнз (public relations, PR) — система связей с общественностью, цель которой — деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью.[7]

В мире в понятие «пиар» чаще всего вкладывают деятельность в сфере политики. Это не совсем верно. Пиар очень тесно пересекается с рекламой и бывает двух видов — экономический и политический. Если выразить понятие «политический пиар» (далее — пиар) одним словом, то это будет слово «политманипуляция». Если в основе капитализма лежит стремление к максимизации прибыли, то в основе пиара — стремление к максимизации рейтинга. Задачи PR — формирование достойного имиджа, избежание вредных слухов, учёт потребительских запросов.

Возможности манипулятивного  использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования  общественным мнением определяет прежде всего уже существующее состояние  массового сознания, сложившиеся  стереотипы и взгляды людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения.

Существенными препятствиями  для манипулирования является собственный  опыт людей, а также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в производственной или иной деятельности и т.д.

Также большим препятствием на пути манипулирования общественным сознанием  является научное знание, получаемое людьми в ходе образовательного процесса. Следует иметь в виду, что политическое манипулирование, особенно при монополии  его инициаторов на СМИ, экономическую  и политическую власть, способно обходить многие барьеры, так, например, провал экономической политики правительства  можно объяснять по-разному: его некомпетентностью или коррумпированностью, тяжёлым наследием прошлого режима, неизбежностью трудностей в период реформирования, происками оппозиции или враждебных государств и т.п. Наиболее слабы у населения защитные механизмы против манипулирования в области новой проблематики, по отношению к которой у него ещё не сложилось мнение.

Те, кто утверждает, что  «неподвластен внушению», всё равно  являются манипулируемыми, если только не игнорируют средства массовой коммуникации и общественные институты полностью, что невозможно. Известно, что даже в чисто информационных передачах  содержится скрытый комментарий, скрытое  внушение (иногда его роль выполняет  сам выбор информационного повода). Получение информации сегодня стало  столь же необходимой человеческой потребностью, как и потребление  пищи. «Поглощая» предлагаемую массовыми  СМИ информацию, мы проглатываем и  неизбежную «дозу» манипуляции. СМИ  и некоторые другие общественные институты могут из любого события  сделать шоу, способное повлечь  за собой значимые политические события. Нужно всегда помнить о том, что  практически вся информация, получаемая нами, «простыми кроликами», является опосредованной, т. е. прошедшей через  призму чьего-то взгляда.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением  ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной  коммуникации. Он не только контролирует государственные и частные теле- и радиостанции, но и выдает им государственные  лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления  деятельности радио и телевидения  определяют правительство и парламент.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Некоторые исследователи  массовых коммуникаций говорят  грядущей эпохе "медиократии" - власти СМИ, которые не столько  отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по  своим правилам и усмотрению.

Опыт истории показывает, что СМИ сегодня обладают всеми техническими и идеологическими возможностями, чтобы служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. И от того, какую позицию в этом непростом вопросе займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого информационного курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочисленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций" т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам демократии, в том числе и к самим СМИ. И, конечно, не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои личные амбициозные устремления выше потребностей общества.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова – М.: Высшее образование, 2007. – 692 с.

2. Пугачёв В.П. Политология: Справочник студента. – М.: Филологическое общество «Слово», 2004. – 575 с.

3. Антонович Н.А., Денисюк Н.П. Основы политологии: учеб. пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования – Минск: Беларус. Энцыкл. iмя П. Броукi, 2009 – 275 c.

Информация о работе Средства массовой информации в политических процессах