Средства массовой информации в политических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать деятельность средств массовой информации в политических процессах.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных понятий:
- раскрыть понятие СМИ и проанализировать канал СМИ;
- обозначить политические функции СМИ в современном обществе;
- охарактеризовать особенности политического влияния СМИ;
- раскрыть сущность политического манипулирование;
- показать пути ограничения политического манипулирования.

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 40.73 Кб (Скачать)

Введение

 

«Политика - это прежде всего символическая борьба, в которой каждый политический  деятель пытается монополизировать публичное слово или хотя бы стремится к победе своего представления о мире и его признании в качестве правильного и верного как можно большим числом людей», - отмечает французский социолог П. Шампань.  Действительно, с момента возникновения института прессы (XVII – XVIII вв.) средства массовой информации (СМИ) становятся активными участниками политического процесса, являясь выразителями многообразных индивидуальных, групповых, государственных и национальных интересов. Не случайно, государство и другие политические деятели всегда стремились к установлению контроля над СМИ,  в свою очередь сохранение их независимости  и свобода информации – важнейшие признаки демократичности политического режима.[1]

Политика в большей  мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных  средствах информационного обмена, в установлении и поддержании  постоянных связей между ее субъектами.

СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.[2]

Цель контрольной работы – проанализировать деятельность средств массовой информации в политических процессах.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд  взаимосвязанных понятий:

- раскрыть понятие СМИ и проанализировать канал СМИ;

- обозначить политические  функции СМИ в современном  обществе;

- охарактеризовать особенности  политического влияния СМИ;

- раскрыть сущность политического  манипулирование;

- показать пути ограничения  политического манипулирования. 

 

 

 

1. Понятие, основные  каналы и функции СМИ в современном  обществе

Важнейшим инструментом реализации политических стратегий на информационном рынке являются средства массовой информации.

Сложносокращенное название этого общественного феномена –  СМИ – стало настолько привычным, что не требует своей расшифровки. Это свидетельствует о том  огромном значении, которые имеют  средства массовой информации в жизнедеятельности  современного общества и буквально каждого отдельного человека. Что же представляют собой современные СМИ?

Средства массовой информации принято определять как специфические  организации (учреждения, предприятия, корпорации),  созданные для сбора, обработки и открытой публичной  передачи с помощью специального технического инструментария различных  сведений любым лицам. В зарубежной литературе они именуются средствами массовой коммуникации, а в англоязычных странах – масс-медиа. [4]

К отличительным чертам СМИ  относят:

  1. публичность, то есть широкий круг потребителей;
  2. наличие специальных технических приборов, аппаратуры;
  3. целенаправленный характер;
  4. однонаправленность – от СМИ к потребителю. Даже при возможности  обратной связи поток информации контролируется;
  5. непостоянный характер аудитории.

К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино-, аудио- и видеозапись, спутниковая связь, кабельное телевидение  и компьютерные сети. Причём все  они как субъекты сбора, как носители и как способы передачи информации продолжают стремительно совершенствоваться. Как технические средства СМИ  ориентируются на разные органы чувств, а значит, дифференцируются на разные типы восприятия: печать – на зрительное восприятие (визуальный канал), радио – на слуховое восприятие (аудиоканал), телевидение, и на зрительное и на слуховое восприятие (аудиовизуальный канал).

Исторически первым каналом  массовой информации является пресса -  газеты и журналы. Ее появление  относят к XVI в. Первоначально она была средством меж- и внутригрупповой коммуникации социальной элиты и специализировалась на распространение местных новостей и публикации материалов развлекательного характера. Но очень скоро приоритетное место на ее страницах заняли сообщения об общезначимых событиях и аналитические материалы о проблемах общественной жизни, что и вызвало к ним массовый интерес. Первые действительно массовые газеты появились в 30-е гг. XIX в. Затем многие газеты и журналы стали создаваться как органы либо правительства, либо местных властей, либо политических партий.

Радио возникло в 1920 –е гг. и  очень быстро завладело многомиллионными аудиториями. Преимущество радио по сравнению с другими СМИ –  в оперативности подачи информации и технической простате ее распространения. Радио – один из наиболее доступных  источников информации: простой радиоприемник  дешевле подписки на газету, не говоря уже о стоимости телевизора. Но радио как средство информации по ряду моментов воспринимается и запоминается не более 20% информации.

Телевидение появилось в 1940-е гг. и спустя 2-3 десятилетия  вошло в быт практически каждой семьи. Телевидение является самым  легким с точки зрения восприятия информации, так как имитирует  естественное человеческое общение, создает  «эффект присутствия» в режиме реального  времени. Если пресса и радио ориентируются  на познавательные способности людей, то телевидение обращено к их эмоциональной  восприимчивости. Телевидение также  имеет определенные недостатки: в  техническом отношении телесообщения  более сложны, а в финансовом –  более дорогостоящи, сверхэмоциональность телепередач идет в ущерб их осмыслению. Тем не менее, достоинства телевидения не просто перевешивают его недостатки – они делают его основным средством массовой информации.

 Таких средств информации, как кино, аудио- и видеозапись  обладают определенной спецификой (например, выступают в качестве  индивидуальных средств накопления  и тиражирования информации), располагают  собственной аудиторией и имеют преимущества, состоящее в превращении получателей сообщений и в их распространителей.

Всё чаще называют новыми СМИ  спутниковую связь, кабельное телевидение  и компьютерные сети. Их новизна  состоит в том, что они ориентируются  на определенные профессиональные  и возрастные группы населения, на обеспечение  двухстороннего общения с помощью  новейших технических средств. Такой  способ коммуникации принято называть интерактивным общением, или общением в диалоговом режиме. Услугами «новых»  СМИ пользуются специалисты, ученые, творческие работники, другие категории  населения, особенно активно этим видом  общения пользуется молодежь. «Новые»  СМИ всё шире используются и политиками, которые вместо ожидания встречи  с аудиторией например, на телеканале, как это было во время безраздельного господства «старых» СМИ (пресса, радио, телевидение), теперь вынуждены сами заниматься поисками своей аудитории.

Какую же роль играют СМИ  в современном обществе или, иными  словами, какие функции по обеспечению  жизнедеятельности общества они  выполняют?

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе в той или иной форме выполняется  ряд общих политических функций. Важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении  и распространении сведений о  наиболее важных для граждан и  органов власти событиях. На основе получаемой информации у граждан  формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и  других политических институтах, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим  непосредственного отражения в  их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.

Образовательная функция  СМИ проявляется в сообщении  гражданам сведений, относящихся  к различным областям науки –  от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Конечно, СМИ не могут  обеспечить систематическое и глубокое усвоение знаний по той или иной научной дисциплине: это – задача специальных образовательных учреждений. Но все же значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации.

Образовательная функция  СМИ тесно связана с функцией социализации и, по существу, перерастает  в нее. Она находит свое выражение  в том, что СМИ объективно способствует усвоению человеком социальных норм, ценностей и образцов поведения, совместимых с нормальным функционированием  политической системы. Эта функция  позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. В  обществе важнейшая политико-социализационная  задача СМИ – массовое внедрение  основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан  мирно разрешать конфликты.

Информационная, образовательная  и социализационная деятельность позволяют  СМИ выполнять функцию критики  и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного  и иного контроля. Однако критика  СМИ отличается широтой и даже неограниченностью своего объекта. Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Функция критики и контроля –  это формирование мнений и взглядов на происходящее.

СМИ не только критикует  недостатки в политике и обществе, но и выполняет конструктивную функцию  артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и  убеждений. В современных условиях доступ к СМИ – необходимое  условие формирования влиятельной  оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные  силы обречены на изоляцию и не способны получать массовую поддержку.

Все рассмотренные выше функции  СМИ прямо или косвенно, но служат осуществлению ими мобилизационной  функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), их вовлечении в политику. Средства массовой информации обладают большими возможностями в воздействии на разум и чувства людей, на их образ мысли, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политических оценок.

Круг политических функций  СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому  вопросу с других позиций, выделяют  также такие их функции, как инновационную, проявляющуюся в инициировании  политических изменений путем широкой  и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения  к ним внимания властей и общественности, оперативную – обслуживание политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.

 

 

2. Особенности  политического влияния СМИ

XX век стал не только  веком информации, но и веком  психологии. Когда была обнаружена  восприимчивость человеческой психики  к внушению, информация в форме  пропаганды и агитации стала  главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой  грубую силу, насилие, которое  долгое время считалось единственным  и непременным орудием управления.[6]

Современное общество - это  все в большей степени общество информационное. Суть этого понятия  в том, что социальный субъект  озабочен проблемами производства, поиска и потребления информации. Информация из вспомогательного инструмента превращается в один из двигателей эволюции общества и способна обеспечивать благополучие и индивидуальный комфорт, а так  же развитие общества в целом. В этой ситуации разворачивается конкуренция  за то, чья именно информация будет  востребована, осмыслена, куплена, применена.

Отличительные черты информационного общества:

- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние  на политику СМИ осуществляют через  информационный процесс. Основными  этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование  и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме  и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия.

Непосредственное обладание  властью - прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

Особенности политического  влияния СМИ осуществляются через  влияние на разум и чувства  человека. Живое слово и зрительный образ обладают большой силой  эмоционального влияния на личность, которое не редко может затмить  рациональные доводы и аргументы. Методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, занимают центральное  место в деятельности СМИ, ибо без их использования невозможно разжечь в обществе фанатизм.

Выделяют следующие приемы воздействия СМИ на аудиторию:

Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной  прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи – это  и дорого, и опасно. В разных вариантах  повторяется такой афоризм: “Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя  правду?”. Искажение реальности достигается  чаще через процесс кумуляции  мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных, бросающихся в  глаза действий.

Информация о работе Средства массовой информации в политических процессах