Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, контрольная работа
Цель контрольной работы – проанализировать деятельность средств массовой информации в политических процессах.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных понятий:
- раскрыть понятие СМИ и проанализировать канал СМИ;
- обозначить политические функции СМИ в современном обществе;
- охарактеризовать особенности политического влияния СМИ;
- раскрыть сущность политического манипулирование;
- показать пути ограничения политического манипулирования.
Введение
«Политика - это прежде всего символическая борьба, в которой каждый политический деятель пытается монополизировать публичное слово или хотя бы стремится к победе своего представления о мире и его признании в качестве правильного и верного как можно большим числом людей», - отмечает французский социолог П. Шампань. Действительно, с момента возникновения института прессы (XVII – XVIII вв.) средства массовой информации (СМИ) становятся активными участниками политического процесса, являясь выразителями многообразных индивидуальных, групповых, государственных и национальных интересов. Не случайно, государство и другие политические деятели всегда стремились к установлению контроля над СМИ, в свою очередь сохранение их независимости и свобода информации – важнейшие признаки демократичности политического режима.[1]
Политика в большей
мере, чем другие виды общественной
деятельности, нуждается в специальных
средствах информационного
СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.[2]
Цель контрольной работы – проанализировать деятельность средств массовой информации в политических процессах.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных понятий:
- раскрыть понятие СМИ и проанализировать канал СМИ;
- обозначить политические функции СМИ в современном обществе;
- охарактеризовать особенности политического влияния СМИ;
- раскрыть сущность
- показать пути ограничения
политического манипулирования.
1. Понятие, основные
каналы и функции СМИ в
Важнейшим инструментом реализации политических стратегий на информационном рынке являются средства массовой информации.
Сложносокращенное название
этого общественного феномена –
СМИ – стало настолько
Средства массовой информации принято определять как специфические организации (учреждения, предприятия, корпорации), созданные для сбора, обработки и открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. В зарубежной литературе они именуются средствами массовой коммуникации, а в англоязычных странах – масс-медиа. [4]
К отличительным чертам СМИ относят:
К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино-, аудио- и видеозапись, спутниковая связь, кабельное телевидение и компьютерные сети. Причём все они как субъекты сбора, как носители и как способы передачи информации продолжают стремительно совершенствоваться. Как технические средства СМИ ориентируются на разные органы чувств, а значит, дифференцируются на разные типы восприятия: печать – на зрительное восприятие (визуальный канал), радио – на слуховое восприятие (аудиоканал), телевидение, и на зрительное и на слуховое восприятие (аудиовизуальный канал).
Исторически первым каналом массовой информации является пресса - газеты и журналы. Ее появление относят к XVI в. Первоначально она была средством меж- и внутригрупповой коммуникации социальной элиты и специализировалась на распространение местных новостей и публикации материалов развлекательного характера. Но очень скоро приоритетное место на ее страницах заняли сообщения об общезначимых событиях и аналитические материалы о проблемах общественной жизни, что и вызвало к ним массовый интерес. Первые действительно массовые газеты появились в 30-е гг. XIX в. Затем многие газеты и журналы стали создаваться как органы либо правительства, либо местных властей, либо политических партий.
Радио возникло в 1920 –е гг. и очень быстро завладело многомиллионными аудиториями. Преимущество радио по сравнению с другими СМИ – в оперативности подачи информации и технической простате ее распространения. Радио – один из наиболее доступных источников информации: простой радиоприемник дешевле подписки на газету, не говоря уже о стоимости телевизора. Но радио как средство информации по ряду моментов воспринимается и запоминается не более 20% информации.
Телевидение появилось в
1940-е гг. и спустя 2-3 десятилетия
вошло в быт практически каждой
семьи. Телевидение является самым
легким с точки зрения восприятия
информации, так как имитирует
естественное человеческое общение, создает
«эффект присутствия» в режиме реального
времени. Если пресса и радио ориентируются
на познавательные способности людей,
то телевидение обращено к их эмоциональной
восприимчивости. Телевидение также
имеет определенные недостатки: в
техническом отношении
Таких средств информации,
как кино, аудио- и видеозапись
обладают определенной
Всё чаще называют новыми СМИ спутниковую связь, кабельное телевидение и компьютерные сети. Их новизна состоит в том, что они ориентируются на определенные профессиональные и возрастные группы населения, на обеспечение двухстороннего общения с помощью новейших технических средств. Такой способ коммуникации принято называть интерактивным общением, или общением в диалоговом режиме. Услугами «новых» СМИ пользуются специалисты, ученые, творческие работники, другие категории населения, особенно активно этим видом общения пользуется молодежь. «Новые» СМИ всё шире используются и политиками, которые вместо ожидания встречи с аудиторией например, на телеканале, как это было во время безраздельного господства «старых» СМИ (пресса, радио, телевидение), теперь вынуждены сами заниматься поисками своей аудитории.
Какую же роль играют СМИ в современном обществе или, иными словами, какие функции по обеспечению жизнедеятельности общества они выполняют?
Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе в той или иной форме выполняется ряд общих политических функций. Важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтах, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.
Образовательная функция СМИ проявляется в сообщении гражданам сведений, относящихся к различным областям науки – от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение знаний по той или иной научной дисциплине: это – задача специальных образовательных учреждений. Но все же значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации.
Образовательная функция
СМИ тесно связана с функцией
социализации и, по существу, перерастает
в нее. Она находит свое выражение
в том, что СМИ объективно способствует
усвоению человеком социальных норм,
ценностей и образцов поведения,
совместимых с нормальным функционированием
политической системы. Эта функция
позволяет личности адаптироваться
к социальной действительности. В
обществе важнейшая политико-
Информационная, образовательная
и социализационная деятельность позволяют
СМИ выполнять функцию критики
и контроля. Эту функцию в политической
системе осуществляют не только масс-медиа,
но и оппозиция, а также специализированные
институты прокурорского, судебного
и иного контроля. Однако критика
СМИ отличается широтой и даже
неограниченностью своего объекта.
Их контрольная функция
СМИ не только критикует
недостатки в политике и обществе,
но и выполняет конструктивную функцию
артикуляции различных
Все рассмотренные выше функции
СМИ прямо или косвенно, но служат
осуществлению ими
Круг политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с других позиций, выделяют также такие их функции, как инновационную, проявляющуюся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности, оперативную – обслуживание политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.
2. Особенности политического влияния СМИ
XX век стал не только
веком информации, но и веком
психологии. Когда была обнаружена
восприимчивость человеческой
Современное общество - это все в большей степени общество информационное. Суть этого понятия в том, что социальный субъект озабочен проблемами производства, поиска и потребления информации. Информация из вспомогательного инструмента превращается в один из двигателей эволюции общества и способна обеспечивать благополучие и индивидуальный комфорт, а так же развитие общества в целом. В этой ситуации разворачивается конкуренция за то, чья именно информация будет востребована, осмыслена, куплена, применена.
Отличительные черты информационного общества:
- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия.
Непосредственное обладание властью - прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.
Особенности политического влияния СМИ осуществляются через влияние на разум и чувства человека. Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое не редко может затмить рациональные доводы и аргументы. Методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, занимают центральное место в деятельности СМИ, ибо без их использования невозможно разжечь в обществе фанатизм.
Выделяют следующие приемы воздействия СМИ на аудиторию:
Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи – это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: “Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?”. Искажение реальности достигается чаще через процесс кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных, бросающихся в глаза действий.
Информация о работе Средства массовой информации в политических процессах