Средства и методы современного политического манипулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:59, доклад

Описание работы

О понятии политического манипулирования (ПМ).

Политическое манипулирование — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних фигур и неприятию других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.

Работа содержит 1 файл

Колодяжная Илона 9933Бк.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Иногда приходится слышать, что компромат стал единственной «технологией» и предвыборная конкуренция  превратилась в борьбу компроматов, отодвинув соперничество имиджей  на второстепенные позиции. Есть способы защиты от компромата: нанести превентивный удар, т. е. предупредить население о возможности скорого «наезда», довести обвинение до абсурда или просто отмолчаться (ведь оправдывается тот, кто чувствует себя виноватым). Так что «сам факт «выкатывания» компромата — для нас это подарок»13, говорит Е. Егорова.

Нейролингвистическое  программирование (НЛП).

О нейролингвистических приёмах влияния на человеческое сознание в последние годы много  пишут. Нейролингвистическое программирование представляет собой набор поведенческих  инструментов, способных «отомкнуть»  некоторые скрытые механизмы, лежащие  в основе убеждений и систем убеждений. Другими словами, это действенное  средство изменения человеческих убеждений  в пользу манипулятора.

Одна из заповедей  политтехнологов гласит: «Мы создаем  ситуации, в которых действие конкурента во вред нам приносит нам же пользу». Ясно, что предвыборная борьба здесь  превращается не в объяснение населению  актуальности своей программы, а  в сложные закулисные «разборки» между кандидатами-конкурентами. Конкурента нужно заставить «подыгрывать»  своему противнику.

Эффективным бывает осмеяние высказываний и действий конкурента, особенно если он не отличается выдержкой. После достаточно долгого высмеивания  к кандидату «приклеивается»  образ человека несерьёзного и недалёкого.

Принцип «виртуального  конкурента»: бороться не с реальным, а с вымышленным конкурентом, игнорировать действительного противника и «драться с его тенью», подменить  понятия, показать только один выход  из выборной альтернативы. Интересно, что вымышленный враг может казаться более серьезным противником, и  победить его — достойнее. Кроме  того, образ врага строится под уже готовый сценарий, и реальный конкурент не знает, на что и как ему отвечать — бьют-то вроде не его. Принцип «виртуального конкурента» может быть эффективен для кандидата, обладающего информационной и административной властью, но не пользующегося действительной поддержкой населения.

Принцип «добавить  одиозности»: вовсе не обязательно  искать или выдумывать о конкуренте что-то плохое. Можно, например, просто чаще указывать на наиболее одиозную, несимпатичную, скомпрометировавшую  себя личность из окружения конкурента. Образ конкурента будет связываться  с образом этой личности, и не составит труда убедить, что подлинное  лицо кандидата — на самом деле лицо этой личности. Одиозные фигуры легко  стягивают на себя внимание, способны отпугнуть определённую часть электората от всего движения в целом. Как  смежный приём политтехнологами рассматривается «медвежья услуга», т. е. провокационная поддержка конкурента социальными группами, однозначно вызывающими  отторжение у большей части электората (такими группами могут быть геи, неофашисты, панки и т. д.). Иногда в качестве «медвежьей услуги» может выступать «удушение в объятиях».

Принцип «переноса  пренебрежения»: конкурент «ловится»  на том, как в той или иной форме  проявляет пренебрежение к избирателям (на неответственной встрече с  небольшой группой населения, в  случайном некрасивом эпизоде и  т. д.). Далее это пренебрежение  переносится либо во времени, когда  в настоящем времени транслируется  прошлое выступление конкурента, либо с меньшей аудитории на большую (телетрансляция и т. д.). Дезинформации здесь, конечно, нет, но тенденциозность — налицо. Иногда приём использования промахов конкурента называют «Вы — свой злейший враг». Ситуацию, в которой проявилось бы пренебрежение к избирателям, можно организовать. Например, устроить встречу всех кандидатов с избирателями и постараться, чтобы основным конкурентам время встречи назвали неправильно. Появится повод обвинить их в необязательности и неуважении к избирателям.

«Люди против вас»: сильное воздействие на избирателей  оказывает показ людей, разочаровавшихся в данном кандидате. Как разновидность  используется приём «враг из родного  города» (свидетельство человека, когда-то близко знавшего кандидата). Доведение  агитации конкурента до абсурда: перехват управления чужой контркампанией. К конкуренту появляется негативное отношение, он «сам себя уничтожает». Например, можно растиражировать сообщение о каком-либо акте благотворительности кандидата-конкурента и изо дня в день распространять это сообщение по почтовым ящикам. Иногда такой эффект достигается слабо продуманной агитацией самого конкурента (так называемый «эффект бумеранга»).

Метод «клонирования» конкурента — элемент тактики  «растаскивания голосов». Число кандидатов увеличивается за счёт подбора лиц, имеющих сходные с кандидатом-конкурентом  характеристики или пересекающиеся электоральные базы. С законодательной  точки зрения этот метод безупречен. Тем не менее за «клонированием кандидатов» закрепилась «грязная» репутация. По одному округу выдвигается новый кандидат с той же фамилией (или незначительно отличающейся), иногда и с тем же именем и отчеством, что носит конкурент. Дезориентация электората вызывается тем, что агитация идёт в поддержку фамилии. Целью «клонирования» является не победа двойников, а отбор голосов у «оригинала». Наиболее выгодно такое размещение имён кандидатов в бюллетене, чтобы имя двойника стояло на первом месте.

«Проникновение  в стан противника»: люди кандидата  приходят в штаб его конкурента и  предлагают услуги по сбору подписей. Позже проверка покажет, что подписи, собранные «доброхотами», фальсифицированы.

Среди «чёрных» технологий есть и те, которые направлены не на дискредитацию противника, а, напротив, на увеличение популярности «нашего» кандидата. С этой целью имитируются покушения («самострелы»), распространяются ложные сообщения об угрозах кандидату, установке прослушивающих устройств в офисе, квартире кандидата, поддержке кандидата популярным у избирателей округа лицом. Тиражируются заведомо нелепые обвинения в адрес кандидата и т. д.

И вновь отметим, что избирательные технологии не терпят «застоя», они должны быть динамичны, вариативны, чтобы приспосабливаться  к внезапному изменению ситуации. Не изменяются лишь общие принципы. 

Заключение.

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется  не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в  том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно  легитимную и эффективную форму  выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, —  уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене. Другими словами, эффективная манипуляция стала необходима правящей элите как залог существования последней в актуальном качестве.

Информация о работе Средства и методы современного политического манипулирования