Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:59, доклад
О понятии политического манипулирования (ПМ).
Политическое манипулирование — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних фигур и неприятию других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.
Иногда приходится
слышать, что компромат стал единственной
«технологией» и предвыборная конкуренция
превратилась в борьбу компроматов,
отодвинув соперничество
Нейролингвистическое программирование (НЛП).
О нейролингвистических приёмах влияния на человеческое сознание в последние годы много пишут. Нейролингвистическое программирование представляет собой набор поведенческих инструментов, способных «отомкнуть» некоторые скрытые механизмы, лежащие в основе убеждений и систем убеждений. Другими словами, это действенное средство изменения человеческих убеждений в пользу манипулятора.
Одна из заповедей
политтехнологов гласит: «Мы создаем
ситуации, в которых действие конкурента
во вред нам приносит нам же пользу».
Ясно, что предвыборная борьба здесь
превращается не в объяснение населению
актуальности своей программы, а
в сложные закулисные «разборки»
между кандидатами-
Эффективным бывает осмеяние высказываний и действий конкурента, особенно если он не отличается выдержкой. После достаточно долгого высмеивания к кандидату «приклеивается» образ человека несерьёзного и недалёкого.
Принцип «виртуального конкурента»: бороться не с реальным, а с вымышленным конкурентом, игнорировать действительного противника и «драться с его тенью», подменить понятия, показать только один выход из выборной альтернативы. Интересно, что вымышленный враг может казаться более серьезным противником, и победить его — достойнее. Кроме того, образ врага строится под уже готовый сценарий, и реальный конкурент не знает, на что и как ему отвечать — бьют-то вроде не его. Принцип «виртуального конкурента» может быть эффективен для кандидата, обладающего информационной и административной властью, но не пользующегося действительной поддержкой населения.
Принцип «добавить
одиозности»: вовсе не обязательно
искать или выдумывать о конкуренте
что-то плохое. Можно, например, просто
чаще указывать на наиболее одиозную,
несимпатичную, скомпрометировавшую
себя личность из окружения конкурента.
Образ конкурента будет связываться
с образом этой личности, и не
составит труда убедить, что подлинное
лицо кандидата — на самом деле
лицо этой личности. Одиозные фигуры легко
стягивают на себя внимание, способны
отпугнуть определённую часть электората
от всего движения в целом. Как
смежный приём политтехнологами
рассматривается «медвежья
Принцип «переноса
пренебрежения»: конкурент «ловится»
на том, как в той или иной форме
проявляет пренебрежение к
«Люди против вас»: сильное воздействие на избирателей оказывает показ людей, разочаровавшихся в данном кандидате. Как разновидность используется приём «враг из родного города» (свидетельство человека, когда-то близко знавшего кандидата). Доведение агитации конкурента до абсурда: перехват управления чужой контркампанией. К конкуренту появляется негативное отношение, он «сам себя уничтожает». Например, можно растиражировать сообщение о каком-либо акте благотворительности кандидата-конкурента и изо дня в день распространять это сообщение по почтовым ящикам. Иногда такой эффект достигается слабо продуманной агитацией самого конкурента (так называемый «эффект бумеранга»).
Метод «клонирования»
конкурента — элемент тактики
«растаскивания голосов». Число кандидатов
увеличивается за счёт подбора лиц,
имеющих сходные с кандидатом-
«Проникновение в стан противника»: люди кандидата приходят в штаб его конкурента и предлагают услуги по сбору подписей. Позже проверка покажет, что подписи, собранные «доброхотами», фальсифицированы.
Среди «чёрных» технологий есть и те, которые направлены не на дискредитацию противника, а, напротив, на увеличение популярности «нашего» кандидата. С этой целью имитируются покушения («самострелы»), распространяются ложные сообщения об угрозах кандидату, установке прослушивающих устройств в офисе, квартире кандидата, поддержке кандидата популярным у избирателей округа лицом. Тиражируются заведомо нелепые обвинения в адрес кандидата и т. д.
И вновь отметим,
что избирательные технологии не
терпят «застоя», они должны быть динамичны,
вариативны, чтобы приспосабливаться
к внезапному изменению ситуации.
Не изменяются лишь общие принципы.
Заключение.
Методы политических
манипуляций постоянно
Информация о работе Средства и методы современного политического манипулирования