Средства и методы современного политического манипулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:59, доклад

Описание работы

О понятии политического манипулирования (ПМ).

Политическое манипулирование — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних фигур и неприятию других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.

Работа содержит 1 файл

Колодяжная Илона 9933Бк.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Средства  и методы современного политического манипулирования.

О понятии политического  манипулирования (ПМ).

Политическое  манипулирование — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие  его к той или иной политической деятельности (в основном — к  поддержке одних фигур и неприятию  других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми. 

Цели, задачи, содержание политического манипулирования.

Цель политического  манипулирования — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе  жизни российского общества эти  цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без  значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации  избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого  мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный  образ кандидата или программу (вариант — убедить в том, что  имеющаяся у кандидата программа  и есть оптимальная). Таким образом, в узком понимании ПМ — это  теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных  кампаний (широкое понимание ПМ выходит  далеко за пределы избирательных  кампаний). Стратегия получения власти требует решения таких тактических  задач, как привлечение и удержание  внимания, а также формирование благоприятного имиджа. Согласно В. Амелину, ПМ предполагает следующие операции:

— внедрение  в общественное сознание под видом  объективной информации желательного для некоторой группы содержания;

— воздействие  на болевые точки общественного  сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.

— реализация декларируемых  и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает  с поддержкой общественным мнением  своей позиции 1.

Отметим, что  первый пункт относится к задачам, второй — к методам, третий —  к целям ПМ. Для успешного решения  задач и достижения целей существуют средства ПМ, которые называются политическими  технологиями (их ядро — избирательные  методики, используемые в период предвыборных кампаний). Средства ПМ можно классифицировать по различным критериям. По совместимости с действующим законодательством они делятся на регламентируемые законом и выходящие за пределы правовых норм, по способу воздействия — на прямые и скрытые, по функции — на PR (поддержание связи с общественностью), агитацию (призыв к действию) и др., по форме — на агитационные, экономические, административные и провокационные, по содержательной направленности — на рекламу и антирекламу, по уровню воздействия — на межличностные, групповые и массовые, по информационным носителям — на печатные, электронные, наружные и т. д. 

Все средства ПМ основываются на создании и внедрении  в массовое сознание социальных мифов, т. е. идей, утверждающих интересы манипуляторов  и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может  показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так. Как пишет Э. Кассирер, «если современный человек больше не верит в натуральную магию, то он, без сомнения, исповедует некий сорт «магии социальной»2. Новые политические мифы создаются по точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. Э. Фромм доказывал, что ПМ лишает человека способности составить целостную картину мира, подменяет её абстрактной мозаикой из тенденциозно связанных между собой фактов3. По мнению М. Лернера, у человека «возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты, — это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру»4

Стоит отметить, что ПМ служит не только для получения  общественной поддержки в период выборов или социальных катаклизмов, но и для повседневного управления стабильным обществом. Несмотря на то, что демократия является общепринятой функциональной системой управленческого  механизма в большинстве стран  мира, разночтения в законодательной  сфере по этому поводу весьма существенны. В частности, политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании. Во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяца до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена).  

Однако сузим  рамки нашего исследования и перечислим регламентированные российским законодательством  формы ПМ, а также попробуем  определить границы каждой из них. Предвыборная агитация. Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предвыборная агитация — это «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них»5. Предвыборная агитация может проводиться через СМИ, путём проведения массовых мероприятий, путём выпуска различных (печатных, аудиовизуальных и др.) агитационных материалов и «в иных не запрещённых законом формах».

Политическая  реклама

Закон «О рекламе» на политическую рекламу не распространяется. Тем не менее, в законе «О выборах  депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» упоминается политическая реклама  как одна из форм предвыборной агитации, а агитация выступает важнейшим  этапом избирательной кампании. С  другой стороны, реклама может распространяться отнюдь не только в период проведения избирательной кампании и в этом смысле агитацией не является.

В «Положении об информационных гарантиях в предвыборной агитации», утвержденном 29 октября 1993 года Указом Президента Российской Федерации  № 172 «Об информационных гарантиях  для участников избирательной кампании 1993 года», политическая реклама определяется как «оплачиваемые кандидатом, избирательным  объединением либо иным лицом, действующим  в интересах кандидата, избирательного объединения, сообщения, материалы, побуждающие, призывающие граждан совершить  предлагаемые действия»6. В «Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях», утвержденной постановлением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации № 86/716 —11 от 5 апреля 1996 года, понятие политической рекламы трактуется иначе: «распространяемая участниками избирательного процесса через СМИ информация о кандидатах на должность Президента Российской Федерации с использованием средств и приёмов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов»7.

Существует взгляд, согласно которому политическая реклама  — это не только рекламные статьи или телевизионные ролики, а все  действия, направленные на популяризацию  имиджа данного товара и депопуляризацию имиджа товаров-конкурентов, внедрение в сознание людей определённой позитивной и негативной информации — здесь политическая реклама выступает понятием, объединяющим и агитацию, и PR, и другие элементы политического маркетинга. Мы будем рассматривать политическую рекламу как элемент ПМ, а именно — как информацию, распространяемую «с целью формирования или поддерживания интереса» к данному политическому лицу или идее.

Паблик рилейшнз (public relations, PR) — «система связей с общественностью, цель которой — деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью»8. В применении к политическому маркетингу это связь между партией (кандидатом) и её (его) потенциальным электоратом. Задачи PR — формирование достойного имиджа, избежание вредных слухов, учёт потребительских запросов. Одним из ключевых понятий здесь выступает брэндинг, то есть искусство создания и продвижения торговых марок с целью формирования долгосрочного предпочтения к ним.

Сегодня в России под PR нередко понимают не систему  поддержания отношений между  организацией и общественностью, а  набор более или менее «грязных»  приёмов, при помощи которых происходит заведомый обман населения. «Белый» PR в таком понимании — манипулятивные технологии, допустимые законом, «чёрный» — технологии, явно или неявно вступающие в конфликт с нормами права, но действующие эффективно и незаметно для большинства.

Общий смысл  ПМ — получить поддержку населения. Ясно, что вопрос заключается уже  не в том, чтобы довести до людей  свою программу и снискать одобрение, а в том, чтобы, изучив ожидания и  предпочтения электората, подстроиться и создать нужный образ. Ведь население  не знает, за кого в действительности оно голосует — оно знает только агитационные заявления кандидата. Избиратель голосует не за человека, а  за образ этого. Поэтому нередко  кандидат на ту или иную должность  старается не программу свою донести  до людей, а, напротив, выстраивает ту программу, которая, по его мнению, в  наибольшей степени отвечает ожиданиям  избирателей. Цель манипулятора — создание политического мифа, т. е. «комплекса идей, которые массы готовы рассматривать  в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны  в действительности», говорит американский социолог Г. Лассуэлл9.

Какими бы «свободными» и «демократичными» ни пытались себя представить современные общества, они устойчивы во многом благодаря  развитой манипулятивной системе. Она включает в себя массовую культуру (вспомните сквозную идеологизированность кассовых американских боевиков, безумную популярность музыкальных кумиров, являющуюся идеальной предпосылкой для манипулирования), школу (мы знаем, что школа несёт не только обучающую, но и воспитательную функцию, определяя моральные установки личности), науку (поскольку в обществе очень силён авторитет учёного человека).

Политическое  манипулирование в системе правовых норм.

Законодательство  РФ о политическом манипулировании.

На данный момент допустимые рамки ПМ в той или  иной степени определяют Конституция  РФ (основной закон), Федеральный закон  «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального собрания РФ», ФЗ «О выборах президента РФ», «О средствах  массовой информации», «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», «Об  обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и некоторые другие. Многие нюансы (особенно технические) детализируются в инструкциях, постановлениях и протоколах специализированного государственного органа — Центральной избирательной комиссии (ЦИК), например в докладе «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Существуют и другие документы

Трудности связаны прежде всего с недосказанностью, расплывчатостью формулировок действующего законодательства.  
 

Приёмы эффективной  «белой» манипуляции.

Допустимые виды (формы) предвыборной агитации определяет закон «О выборах депутатов Государственной  Думы…». Это публичные дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, показ телеочерков, показ видеофильмов и «иные не запрещённые законом формы» (например, известные «летучие пикеты» — мобильные группы агитаторов, способные охватить значительные площади).

Далее в законе указывается, кто имеет право  проводить предвыборную агитацию, каким  образом она оплачивается, регламентируются сроки её проведения и т. д. Но формы  политической манипуляции — всего  лишь инструмент, которым можно оперировать  неумело или виртуозно. Поэтому  на первый план выходит умение манипуляторов  пользоваться этим инструментом (напомним, что речь пока идёт о «белых» технологиях).

Основными каналами социальной коммуникации, при помощи которых манипулятор воздействует на манипулируемого, являются СМИ, собственные издания кандидата, агитационные материалы, встречи с избирателями.

Каждый из этих каналов необходимо использовать с  учётом расслоения населения по социальным, интеллектуальным и другим признакам, с учётом местности и всех уровней  восприятия (чувства, разум, подсознание). Кроме того, нужно учитывать психоэмоциональное состояние общества.

При встречах с  населением необходимо учитывать особенности  индивидуальной и социальной психологии потенциального электората. Одну и  ту же программу можно озвучить совершенно по-разному и с разным результатом; даже без прямой лжи политику возможно представить себя так, что у него появится немало новых сторонников. Всё дело в том, чтобы знать, когда, кому, как и что говорить. Одна интонация и одна тематика уместна на встрече со студенчеством, другая — в разговоре с военнослужащими и т. д. Стремление политика завоевать поддержку как можно большего количества общественных кругов приводит к тому, что подчас невозможно различить «программы» заведомых противников — либералы говорят о патриотизме и государственных интересах, а коммунисты — о «национально ориентированном» капитале. Иначе говоря, для тех, кто не принадлежит к конкретной политической ориентации, «пилюля» подслащается.

Информация о работе Средства и методы современного политического манипулирования