Современные проявления анархизма и его история

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:17, реферат

Описание работы

Конец XIX – первая четверть XX века не без основания считаются переломными в общественно-политической жизни России. Характерной приметой этого времени стало формирование и функционирование сотен политических партий и движений, стремящихся найти своих приверженцев и поклонников, воздействовать на определенные слои общества и вписаться в многообразный веер альтернатив общественного развития. В 1880-е – 1890-е годы в стране стала складываться, а в годы российской революции 1905–1907 гг. окрепла довольно многоликая и пестрая многопартийная система, просуществовавшая вплоть до середины 1920-х годов1. Традиционное, хотя и своеобразное звено этой системы составляли всегда анархисты (т.е. приверженцы анархизма)2. Не сумев по многим причинам (как объективного, так и субъективного характера) оформиться в единую «ПАРТИЮ АНАРХИСТОВ» (как об этом мечтал П.А.Кропоткин), анархисты базировались на самом крайнем левом фланге в системе российских партий и своими радикальными действиями привнесли много ярких и неповторимых красок в политическую жизнь страны.

Содержание

Введение
1. История анархизма. Анархия и анархизм
1.1. Истоки анархизма
1.2. Анархизм в России
2. Политическая теория анархизма. Классические направления анархизма
2.1. Проблемы власти
2.2. Психологическая теория
3. Современные проявления анархизма.
Анархистские объединения в событиях 1991 – 1993 годов
3.1. Анархисты наших дней
Заключение
Библиография
Приложение

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии - Расхожева Е И.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     В годы революции 1905—1907 гг. анархисты  сотрудничали с другими партиями, принимали участие в вооруженных  восстаниях. После поражения революции  численность анархистских организаций существенно уменьшилась первая мировая война привела к идейному расколу внутри движения. 
 
 
 
 
 

     2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АНАРХИЗМА.

     КЛАССИЧЕСКИЕ  НАПРАВЛЕНИЯ АНАРХИЗМА.

     Развитие  теории российского анархизма тесно  связано с именами М. А. Бакунина, князя П. А. Кропоткина. Бакунин стал автором концепции насильственного революционного переустройства мира; Кропоткин обосновал теорию анархо-коммунизма (безгосударственного коммунизма), основанную на идее полного равенства, взаимопомощи и солидарности всех людей. Оказавшись в 1876 г. за границей после своего побега из тюрьмы, Петр Алексеевич Кропоткин стал главным идеологом и вдохновителем российских анархистов.

     Основными направлениями анархизма в России в годы первой русской революции  стали: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, анархо-индивидуализм. Каждое направление имело свои печатные органы, регионы действий; внутри каждого направления имелись мелкие фракции.

     Целью анархистов-коммунистов (“хлебовольцев” — по названию их печатного органа “Хлеб и воля”) была “социальная революция” — полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом. Анархо-коммунизм является социально-экономическом течением в анархистской мысли, призывающей к установлению общества низового самоуправления, в котором будет отсутствовать частная собственность, на смену которой должна придти общественная собственность на средства производства. При этом товарное производство должно быть заменено "довольством для всех", то есть, выражаясь словами П. А. Кропоткина: "Одним словом, пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить!" Анархический коммунизм, по Кропоткину, представлял собой союз или федерацию вольных общин, объединенных свободным договором, где личность получит неограниченные возможности для своего развития.

     Анархо-синдикалисты (главные идеологи и руководители Я. И. Кирилловский, Б. Н. Кричевский, В. А. Поссе) основной целью своей деятельности считали полное освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти, создание свободных профессиональных объединений трудящихся как высшей формы их организации. Анархо-синдикализм, или рабочий анархизм, признает только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и отвергает любые партии, равно как и любые органы власти. Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наемных тружеников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста, чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма.

     Анархо-индивидуалисты (А. А. Боровой, Н. Бронский и др.) выступали за абсолютную свободу личности как отправную точку и конечную цель анархизма. 
 
 
 
 
 

     2.1. ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТИ.

     В постклассическом анархизме получила определенное развитие политическая теория анархизма и, в частности, теория власти. Продолжая теоретическую разработку вопросов дифференциации форм власти, что прослеживалось в работах М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, анархисты начала XX в. по-новому ставили проблемы природы власти, её назначения, изменчивости форм, их целесообразности и допустимости с точки зрения анархизма. В анархической публицистике этого периода встречаются утверждения о необходимости "полного уничтожения власти во всех ее видах"9, об "отрицании всяких и добрых, и злых властей и правительств"10, о том, что "анархист не признает власти"11, или что анархисты "против всякой власти»12. Однако эти высказывания имели преимущественно пропагандистский характер. В теоретических работах доминировал иной подход – обоснование необходимости дифференцированного отношения к разным формам и проявлениям власти, различение в этом явлении естественных и "искусственных", общественных и государственных начал, специализации, разделения властей, многообразия отношений власти и подчинения.

     А.А. Карелин отмечал существование  властных отношений в разных сферах общественной жизни (в экономических, политических, семейных отношениях и т.д.). Он подчеркивал, что анархистское отрицание принудительной власти, кроме власти в сфере государственного управления, включает отрицание "права" государства угнетать нации, "права" мужа обращать жену в служанку и рабыню, отрицание власти родителей над детьми, власти хозяев-капиталистов и помещиков, заставляющих людей повиноваться с помощью угрозы голода. Анархисты-коммунисты после 1917 г. считали необходимым добиваться независимости общественной жизни и личности от государственной власти, бороться за её ограничение, "низведение самодержавия государственной власти до нуля"13. Опасность и порочность власти виделись прежде всего в том, что "власть – собственность на человека"14.

     Теоретики религиозного анархизма исходили из существования двух видов власти: гражданской, церковной – внешней  и религиозной – внутренней. Духовная, внутренняя власть понималась ими как  естественная. Крупнейший идеолог "мистического анархизма" А. А. Солонович различал "гетерономную" и "имманентную" власти. "Гетерономную власть", как навязанную извне, чуждую внутренней природе человека, он отрицал. Сюда относилось отрицание государственной власти и проявлений принудительной власти в других сферах общественной жизни. На "имманентную власть" Солонович смотрел иначе: "... Может ли анархизм признавать власть? – ставил он вопрос и отвечал. – Да, может. Он признает только один род власти – власть имманентную. Он не приемлет никакой гетерономии. Отсюда следует, что смешно говорить об отрицании всякой власти – ибо власть моя же надо мной должна быть. Царь в голове необходим»15. Ставилась в анархической литературе и проблема "необходимости революционно-организационной власти"16.

     Наиболее  ненавистная анархизму государственная власть рассматривалась как единство трех властей – законодательной, исполнительной и судебной. Пожалуй, первым дал анархистскую трактовку теории разделения властей Новомирский. Он использовал эту концепцию для более дифференцированной критики государственной власти в капиталистическом обществе. Законодательная власть, писал он, привлекая в парламент рабочих, "усиливает авторитет политической диктатуры буржуазии"17. Исполнительная власть ("правительство с полицией, шпионами, жандармами и армией") в этих же целях "изо дня в день предупреждает, пресекает и карает". Судебная власть имеет задачу "карать всякое нарушение существующего права"18. Все три разновидности государственной власти рассматривались как неразрывные "звенья одной цепи" и если существует любой из этих трех элементов, то с неизбежностью развертывается вся система власти. Поэтому отрицание государства Новомирским мыслилось как отрицание всех трех его элементов и составляющих их органов и институтов: армии и полиции, правительства, суда и закона, парламента и т.д.

     Значительной  новизной в теории анархизма отличалась концепция власти А.Л. Гордина, признававшего  власть высшей формой эксплуатации. В  историческом появлении государственной  власти он видел ряд причин и прежде всего – разделение труда и его иерархизацию. В ходе социальной революции, по Гордину, в результате роста объёма социальной сферы и усложнения социальных связей формируется особая разновидность труда – политический труд. По мере "кристаллизации политики", как особой сферы организации общественной жизни, происходит всё большая специализация политического труда и обособление социальных групп, которые им занимаются. Постепенно социальная сфера, полагал Гордин, рождает свой собственный совершенный регулятивный механизм, развитую сферу политики – "социальное второй ступени, т. е. интериндивидуальное" (поскольку овладение социальным, создание механизма его самоорганизации есть единое общее дело для всего социального организма). В развитии общественного труда Гордин видел две противоположные тенденции: "разделение труда" ("дивергенция, т.е. расхождение признаков"), творящее солидарность, взаимодействие и взаимодополнение, а также "иерархизацию труда", являющуюся источником раздоров и антагонизмов, поскольку создает одностороннюю зависимость, подчинённость, вносит в труд "понятие власти". Вертикальное перераспределение труда, наличие лиц, наделённых властью – "иерархизаторов", по Гордину, выявляет "политический характер труда". Над физическим трудом стоит труд социальный (организационный, представительский и т.п.), а над ним – политический (организация организаторов, представителей). Власть, по Гордину, позволяет тем, кто ею обладает, достигать своих целей, непосредственно не совершая насилия и не принимая непосредственного участия в социальной организации. Все делается опосредованно, совершается другими. Власть рассматривалась как своего рода политический капитал, а «иерархисты", владеющие ею, – как "политические капиталисты". На этом основании признавалось, что "власть есть высшая форма эксплуатации"19. "Обладать властью, – писал он, – значит иметь право пользоваться и распоряжаться "общественной силой"20.

     В книге "Интериндивидуализм" (1922 г.) А.Л. Гордин изложил свою концепцию  генезиса государственной власти, её институтов. Согласно Гордину, из потребности регулировать "оборот" поступков появляется судебная власть или "внутренняя военная власть". "Внешняя военная власть" возникает для регулирования "оборота" внешних отношений. В результате разделения труда и специализации деятельности первичных разновидностей власти появляются исполнительная и законодательная власти. Власть, по Гордину, организует и упорядочивает (дифференцирует и иерархизирует) "социальный труд", то есть труд по организации общественных отношений. Проводя параллели между эволюцией капитала и власти, он сравнивал судебную власть с торговым капиталом, исполнительную – с промышленным, а законодательную – с финансовым капиталом21. В будущем обществе, полагал Гордин, возникнет "универсальная мировая власть", которая перестанет быть властью в прежнем смысле, произойдет как бы самоотрицание прежних форм власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

     Широкое распространение в постклассическом анархизме получила психологическая  теория власти. Эта теория синтезировала  и развивала ряд идей классического анархизма. Психологическая теория в анархизме обнаруживала определенную связь с волюнтаризмом М. Штирнера, в основном, однако, преодолевая его субъективно-идеалистическую методологию. Психологический подход к общественным явлениям в постклассическом анархизме был созвучен идеям М.А. Бакунина о "властническом инстинкте", уходящем корнями в "животный инстинкт дикаря" и реализующемся в определенных условиях, а также идеям П.А. Кропоткина об инстинктах, регулирующих человеческое поведение (взаимопомощи и т.д.). Определенную связь психологической власти постклассического анархизма можно отметить и со взглядами Л.Н. Толстого. Он полагал, что попытки насильственного свержения правительств приводят к установлению ещё более жестоких режимов, что вообще невозможно насильственное преодоление государства. По Толстому, люди, "загипнотизированы правительствами". "Для уничтожения правительственного насилия есть только одно средство: воздержание людей от участия в насилии"22, – писал он. Однако в классическом анархизме эти идеи не были развиты в психологическую теорию власти. Формирование этой теории в постклассическом анархизме связано с работами ряда теоретиков и прежде всего Алексея Алексеевича Борового (1875-1936). Теория власти и государства Борового лежала в русле поисков психологической теории государства и права в дореволюционной юридической науке. Одним из первых выступил с трактовкой государства как психического феномена М.А. Рейснер. Государство он рассматривал как "особо типическую идеологию, определяющую собой практическую организацию массового поведения людей"23. По Рейснеру, государство существует в сознании как устойчивая в своих главных основаниях идея, обновляющая постоянно своё содержание и борющаяся с другими идеями. Она – не что иное как существующий в сознании людей "организационный план", который, однако, прилагаясь к практике, претерпевает важные изменения. "Возникшая путем борьбы политических идеалов внутри общества, идея государства есть и всегда остается лишь нормой и регулятором нашего поведения, предписывает должное, а не сущее, является идеалом, отброшенным в будущее, но никогда не осуществленным в действительности, в настоящем"24. В отличие от Рейснера, Боровой видел в идее государства не идеал, а не имеющую будущего негативную ценность.

     По  Боровому, власть – мощная, сверхиндивидуальная  сила, имеющая источником индивидуальное человеческое сознание, воздействующая на сознание и поддерживаемая им. Суть анархизма, согласно его теории, – коррекция общественного сознания и изменение с его помощью некоторых форм власти, общественного устройства. Как произошел исторический самогипноз, так необходимо должно произойти и самоосвобождение общественною сознания от предрассудков, а вместе с этим и освобождение человека от созданных им самим фетишей.

     Следовательно, природу, или что тоже сущность власти нужно искать в психике человека, её форму, характер и объем нужно искать в общественной жизни"25. Содержание государственной власти составляют особые права участников отношений, реализующих "психическую проекцию" в жизнь – "право приказывать и распоряжаться", которыми наделяются "властелины", и "соответствующие обязанности всех остальных людей". Недостатком психологической школы является то, что она, познав "истинную природу государственной власти", не сделала анархических выводов26.

     Психологическая теория в анархизме – определенный шаг вперед в познании им социально-психологической  сферы общественной жизни. Тем не менее в анархических концепциях психологической школы не всегда последовательно прослеживалась диалектика объективного и субъективного. Государственная власть как психологический феномен (сознательный, чувственный, волевой) имеет определенные объективные предпосылки (материальное производство, разделение труда, формирование общественных классов и т.д.), сама объективируется в общественных отношениях, институализируется. Взаимодействие индивидуального и общественного сознания, их диалектика, также имеют объективную основу, подчиняются общим законам природы. Далее, объективировавшийся психический феномен активно взаимодействует с другими объективными реальными явлениями, влияет на сознание общества и личности как субъектов познания и общественных отношений. Психологическая сторона власти – один из моментов её генетического развития и процесса объективации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ  АНАРХИЗМА.

     АНАРХИСТСКИЕ  ОБЪЕДИНЕНИЯ В  СОБЫТИЯХ 1991-1993 ГОДОВ. 

     О роли анархистов в событиях 19-23 августа 1991 года в Москве известно не много. Члены КАС27 были на баррикадах около Белого дома, о том же какую роль сыграли анархисты не ясно, но, по всей видимости, ни особенно значительную, поскольку большинство населения в августе 1991 года поддерживало Бориса Ельцина и идеи “свободной рыночной экономики” и представительной парламентской демократии. Только на основании личного незадокументированного общения с некоторыми анархистами, можно сообщить, что в 19-23 августа несколько московских анархистов клеили в районе Белого Дома плакаты против Ельцина за что получили несколько травм от бегавших повсюду “ельцинистов”.

Информация о работе Современные проявления анархизма и его история