Современные политические партии и общественно-политические движения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика современных политических партий и общественно-политических движений в России. Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи: – рассмотреть этапы формирования многопартийности в России; – охарактеризовать расстановку политических сил современной России; – раскрыть особенности общественно-политических движений в современной России.

Содержание

Введение 3
Понятие,признаки и типы политических партий 4
Основные этапы формирования партий 13
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Многопартийность  является важным свидетельством укрепления демократических основ государства, обеспечения политических прав и свобод его граждан. С участием партий формируется представительный и законодательный орган государственной власти – парламент.   Развитая многопартийность способствует структурированному выражению интересов и политической воли избирателей и политическому структурированию самого избирательного корпуса. Партии являются частью системы обратной связи между органами представительной власти и населением страны. Без них “невозможны ни проведение политики большинства, не защита позиций меньшинства”     Сегодня в условиях возрастания роли политических партий в российском политическом процессе значительно возрастает роль и влияние на процесс формирования демократического государства и принятие политических решений прежде всего парламентских партий, которым удалось сформировать свои депутатские фракции в нижней палате Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думе. Необходимо отметить, что институт современной российской многопартийности весьма неоднороден. Одни партии являются продуктом кризиса традиционной идеологии, другие появились в результате распада официальных партийных структур, третьи – благодаря новым правилам выборов, четвертые – вызваны необходимостью удовлетворения корпоративных интересов элиты и т.д. Однако в любом случае они отражают реальные социально-политические процессы, происходящие в обществе. Вместе с тем, “направление общественной эволюции в современной России во многом принципиально отличается от процессов развития в европейских и североамериканских обществах. Процесс реформирования в России все больше убеждает, что результатом его станет не формирование общества близкого по своим социальным характеристикам, напротив идет становление общества, в котором просматриваются очень глубокие классовые различия. В этих условиях политические партии в России вполне вписываются в логику общего политического процесса, могут оказаться востребованными”.           На становление института многопартийности серьезно воздействует другой не менее важный институт – институт выборов. В обновленной России прошло три цикла избирательных кампаний, и каждый из них оказал существенное влияние, как на состояние партийного строительства в стране в целом, так и на политическое положение той или иной партии. Современный период становления многопартийности связан с началом нового избирательного цикла 2003-2004 гг. и, прежде всего, со стартом 3 сентября 2003 г. избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы четвертого созыва. Отличительной чертой этого цикла является то, что общероссийские политические партии становятся основными субъектами избирательного процесса.     На сентябрь 2003 г. Министерством юстиции РФ зарегистрировано 48 общероссийских политических партий, из которых только 44 получили право участвовать в выборах Госдумы четвертого созыва, а также 20 общественных объединений. В избирательной кампании 2003 года, согласно избирательному законодательству, имеют право выдвигать кандидатов и участвовать в выборах только партии, которые к началу избирательной кампании были зарегистрированы Минюстом и имели не менее 45 региональных отделений, свидетельства о регистрации которых были представлены в регистрирующий орган, то есть в Министерство юстиции РФ, до начала избирательной кампании.        В современных условиях принятие в 2001 г. Федерального закона “О политических партиях” стало политико-правовой основой для формирования многопартийной системы в России.      Подготовка к выборам депутатов Госдумы четвертого созыва характеризуется трансформацией института многопартийности в соответствии с требованиями этого закона. Кроме того, принятие накануне очередного избирательного цикла 2003 г. новых редакций федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (июнь 2002 г.) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (декабрь 2002 г.) существенно укрепит гарантии правовой базы свободных выборов и направлено на повышение роли политических партий в жизни российского общества и дальнейшее развитие многопартийности. Действующее федеральное избирательное законодательство инкорпорирует положения Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ “О политических партиях”, который внес принципиальные изменения в субъектный состав участников выборов и характер их деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне. На этой основе складывается правовой тандем федерального избирательного законодательства и законодательства о партиях, который обеспечивает существенное усиление влияния политических партий, прежде всего парламентских партий, на формирование основных направлений внутренней и внешней политики, представительный характер институтов публичной власти, развитие открытого характера государства и гражданского общества, а также политической открытости партий Целый ряд положений новых федеральных законов касаются существенного повышения роли и ответственности политических партий в избирательном процессе.     С принятием закона о политических партиях и с вступлением его в силу в полном объеме 14 июля 2003 г. единственным видом общественных объединений, которые вправе самостоятельно выдвигать кандидатов, списки кандидатов, будут политические партии. Но к началу сентября 2003 г. все политические общественные объединения – общероссийские, межрегиональные, региональные и даже местные – утратили свой статус политических и уйдут с политической арены, поскольку потеряли право участвовать в избирательных кампаниях по выборам государственных органов, сохранив за собой только право участвовать в избрании органов местного самоуправления.

В то же время Федеральный закон “О политических партиях” резко повышает уровень  требований, предъявляемых к политическим партиям. Так, для регистрации партии необходимо наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации (не менее чем в 45 субъектах). Политические партии имеют статус общероссийских партий, осуществляя свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Тем самым, в России не предусматриваются создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий.           Партия может быть создана на своем учредительном съезде либо путем преобразования в партию общероссийской общественной организации или общественного движения на их съезде. Новое избирательное законодательство уже не содержит обязательного требования о том, что партия должна быть зарегистрирована за один год до выборов. Она имеет право участвовать в избирательной кампании, если будет зарегистрирована за один-два месяца до начала избирательной кампании, и если в течение этих одного-двух месяцев успеет зарегистрировать 45 региональных отделений, и представит свидетельства об их регистрации.      Кроме политических партий в избирательной кампании вправе принимать участие избирательные блоки. Что касается избирательных блоков, то в избирательном законодательстве появилось много нового. Избирательный блок в отличие от предыдущих выборов может состоять только из трех составляющих. Три либо две политические партии вправе образовать союз для совместного участия в избирательной кампании, также союз могут образовать политическая партия с одной или двумя общероссийскими общественными организациями.      Ряд положений новых федеральных законов существенно изменил характер участия в выборах политических партий, в том числе парламентских политических партий. Так, регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, если по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов этих политических партий, избирательных блоков были допущены к распределению депутатских мандатов.    Восьмая глава Федерального закона “О политических партиях” определяет критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение 5 лет после создания партии ее участие в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации.    Законом предусматривается порядок и размеры финансирования партий за счет средств федерального бюджета. Последнее осуществляется при условии, что выдвинутый этой партией либо избирательным блоком, в состав которого входила политическая партия, федеральный список кандидатов на выборах депутатов Госдумы получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.    Вместе с тем, необходимо отметить, что закон о политических партиях был принят без достаточно широкой общественной дискуссии, в отсутствие которой он способен больше обслуживать интересы объединений, голосовавших за него в Госдуме, нежели иных общественных организаций и групп интересов разнообразных социальных слоев.     В итоге, как считают некоторые исследователи этим законом решается задача отсечения партий-однодневок, но не безыдейных номенклатурных партий.             Таким образом, несмотря на все сложности и трудности, сегодня в России идет процесс развития полноценной партийной системы, то есть переход от партий-однодневок, создаваемых под выборы, к сложившимся партиям, функционирующим в течение ряда лет, от партий лидерских – к программным, от партий московских – к имеющим развитую сеть региональных отделений. 

         В настоящее время в РФ официально  зарегистрировано семь политических  партий:

1). Всероссийская  политическая партия «ЕДИНАЯ  РОССИЯ»

2). Политическая  партия «Коммунистическая партия  Российской Федерации»

3). Политическая  партия «Либерально-демократическая партия России»

4). Политическая  партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

5). Политическая  партия «Российская объединенная  демократическая партии ЯБЛОКО»

6). Политическая  партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

7). Всероссийская  политическая партия «ПРАВОЕ  ДЕЛО»     По состоянию на 15 января 2011 года региональные отделения этих политических партий, зарегистрированы и действуют на территории Санкт-Петербурга.  

.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Партии  являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

      Партия  должна побуждать к движению вперед.  Ей необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, она обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов. Партии должны постоянно обновляться. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Партия должна не только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды.

      Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Исхаков В. Общественно-политические трансформации в России на рубеже столетий: социально-политические аспект // Проблемы национальной стратегии. – 2010. – №1. – С. 45-63.
  2. Курбет А. Публичная политика в современной России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. – №1. – С. 210-216.
  3. Левенков П. Многопартийность или множественность партий? // Российский юридический журнал. – 2009. – №3. – С. 192-197.
  4. Мухаев Р. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 640 с.
  5. Никитин А. Российская многопартийность: истоки и перспективы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. – С. 21-24.
  6. Пляйс Я. Трансформация политических институтов и общественных структур современной России // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. – 2009. – Т.234. – №7. – С. 16-28.
  7. Сафонов В. Зачем и для чего нужны политические партии в современной России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. – №4. – С. 35-42.
  8. Солдатченкова Н. Партогенез в России: основные проблемы и перспективы развития //Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. – 2008. – №2. – С. 16-18.
  9. Соловьев А. Политология: политическая теория. Политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 574 с.
  10. Хлебникова О. Проблемы общественного управления России на рубеже XIX-XX веков. – М.: Экслибрис-Пресс, 2007. – 183 с.
  11. Интернет ресурс http://www.st-petersburg.izbirkom.ru

Информация о работе Современные политические партии и общественно-политические движения в России