Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:48, контрольная работа
Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче - получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи - приданию политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества.
Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.
Введение 3
1. Предмет политологии. Место политологии среди общественных наук 6
2. Объекты и субъекты политики 13
3. Соотношение политики с нравственностью 18
Заключение 21
Список литературы 22
Социальные мыслители давно научились четко отличать политические критерии от моральных. Однако необходимо понимание и их единства. Так, Ж.Ж. Руссо осуждал тех государственных деятелей, которые считают, что при конкретной ситуации, когда все решает формула «цель оправдывает средства», щепетильность в этических вопросах будто бы излишня. Императив всегда быть на высоте нравственных санкций: быть справедливым, честным и не переоценивать себя, свои возможности — верный признак мудрости государственного деятеля.
Но что бы, ни говорили, политика допускает хитрость, если она сочетается с представлением о большом уме или о великих делах: уловки в политике не оскорбляют ее, если это не вероломство, влекущее за собой несчастья народа. Никакая реальная политика, видимо, невозможна без хотя бы элементов лукавства. Такова ее суть.
Тот, кто ступил на стезю политического деятеля, обязан понять, что к этому служению необходимо и интеллектуально, и нравственно подготовиться: политика — это одна из самых тонких, глубоких, сложных и, что самое главное, самых ответственных видов деятельности. Ведь известно, что всякой профессии учатся (сапожному, слесарному делу и т.д.), при этом учатся старательно и долго. Но создалось ложное впечатление, будто для такого тонкого дела, как политика, нужны лишь предприимчивость, напористость, ловкость рук и хорошо подвешенный язык. А если, говорит И.А. Ильин, найдется много доверчивых глупцов, так на то им и глупость дана, чтобы доверять и плестись в хвосте более бойких болтунов. И вот последствия этого: множество полуобразованных дилетантов занимается безответственной политикой. Они ставят неверные вопросы, решают их вкривь и вкось, пишут, печатают и фразерствуют... фразерствуют без конца.
Фальшивые решения на базе возможностей власти внедряются в сознание, становятся привычными и распространенными воззрениями, незаметно создавая атмосферу безответственного фразерства и лжи. Яркий пример тому доктрина марксизма-ленинизма и ее окаменевшие («твердокаменные») последователи — счастливые «обладатели истины», впавшие в тоталитарное безумие с его трагическими последствиями.
В заключение стоит привести слова И. Канта:
«Истинная политика не может сделать шага,
не присягнув заранее морали... так как
мораль разрубает узел, который политика
не могла развязать, пока они были в споре».
Правда бывает лучшей политикой! Не может
пользоваться уважением и доверием народа
политик, равнодушный к моральным соображениям.[10,
с. 128]
Заключение
Итак, политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее не возможны социальный прогресс, существование общества и личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека.
Двойственность
политики выражается в том, что она
является как инициатором всех
начинаний и свершений, устанавливает
порядок и справедливость, так
и с ее помощью часто твориться
произвол, унижается человеческое достоинство,
попираются права и свободы людей.
Политика, как заметил М. Дюверже, - это
«двуликий Янус».
Список литературы
1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. Элементарный курс: Учеб. Пос.- М.: Гардарики, 2001.
2.
Воробьев К.А. Политология:
3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.Д. Политология: Учебник.- М.: Юрист, 2001.
4. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2005.
5. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов. / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.
6. Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 2007.
7. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006.
8. Политология. Учебник для вузов. / Под ред. М.А.Василика. – М., 2004.
9. Панарин А.С., Василенко И.А. Политология. Общий курс. – М., 2003.
10. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.