Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:48, контрольная работа
Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче - получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи - приданию политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества.
Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.
Введение 3
1. Предмет политологии. Место политологии среди общественных наук 6
2. Объекты и субъекты политики 13
3. Соотношение политики с нравственностью 18
Заключение 21
Список литературы 22
-во-первых, познавательной, связанной с процессом исследования и проникновения в механизм и закономерности политической жизни, а также описания, объяснения и оценки тех или иных ее событий и явлений. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как теоретические изыскания, вырабатывающие принципы познания политических явлений, так и непосредственно исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни;
-во-вторых,
с познавательной функцией
-в-третьих,
практическая направленность
2. Субъекты и объекты политики
«Политика — это искусство жить вместе» (Платон).
Политика есть такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами. Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс. Субъектами политики выступают граждане, лидеры, социальные группы, государства и их объединения.
Объект политики — политическая власть. Политика как деятельность предполагает определение долгосрочных (стратегических) и текущих (тактических) целей развития общества, отдельного региона или города. При ее реализации необходимо выявлять, анализировать весь спектр разнообразных общенациональных, региональных, групповых потребностей и интересов, выделяя приоритеты. Иная технология формулирования основных целей политики присуща политическим партиям и общественно-политическим движениям. Здесь генератором идей по определению целей политики, как правило, выступает партийный лидер и его команда. Провозглашенные им цели после обсуждения приобретают общепартийный или общественный характер.
Но только те цели приобретают значение в политике, которые вбирают, интегрируют интересы, потребности, настроения социальных, национальных групп и слоев, являющиеся социальной базой партии или общественно-политического движения. Реализация политических целей осуществляется специфическими политическими методами. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил используемых в практической деятельности. Политические методы — это средство убеждения, аргументированного доказательства, учета общественного мнения, интересов различных классов, социальных, национальных, социально-демографических групп населения, демократический стиль поведения политических лидеров. Важнейшим методом политической деятельности является системный подход в процессе подготовки и принятия политических решений. Переход к демократическим формам жизни в России увеличил значение метода конструктивного диалога, сопоставления точек зрения, разных позиций. Важную роль играет метод прогнозирования на основе анализа имеющегося опыта.
Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.
К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).
Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и двигателями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.
Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.
Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и, осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.
Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а также определенный нормативно фиксированный статус. Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина в политике выходит на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.
Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:
• активное,
сознательное участие людей в
политике, утверждении ими своих
осмысленных интересов и
• пассивное
участие «подданнического»
• стихийное или неосознанное участие;
• проявления политической апатии, неучастие в политике.
По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического», однако возрастают требования к качеству политики, как в государственной, так и в общественной сферах.[3, с. 169]
Объектами социальной политики являются люди, объединенные в социальные общности. Они дифференцируются с учетом деления населения на трудоспособное и нетрудоспособное, а также по уровню доходов. Государственная помощь должна оказываться нетрудоспособным, бедным и малообеспеченным людям и семьям. В качестве субъектов социальной политики страны выступают органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия, которые формируют и реализуют социальную политику.
Субъектами реализации социальной политики государства также выступают учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения и социальной защиты, организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта и связи в части обслуживания населения.
При указании
на субъект социальной политики ближе
к истине находятся те ученые, которые
говорят об обществе в целом. Если под
субъектами защиты понимать только государство
и его органы, то из поля социальной политики
выпадают ее неформальные институты (семейная,
родственная, соседская, товарищеская
помощь и поддержка), самозащита, которые
играют важную, а иногда и решающую, роль
в защитных процессах. Общество же включает
в себя и его формальную организацию (государство),
и отдельные общности, и индивидов, и из
взаимодействия. В то же время, интерпретировать
общество как субъект защиты не очень
эффективно: во-первых, в контексте социальной
политики это слишком "размытое",
широкое понятие, под которым можно понимать
многое, во-вторых, члены общества являются
объектом социальной политики.[8, с. 95]
3.
Соотношение политики
с нравственностью
Тема соотношения нравственности и политики была чрезвычайно актуальна практически на протяжении всей человеческой истории, однако воистину актуальной и востребованной она стала в двадцатом и, особенно в наши дни, в начале двадцать первого века.
Вопрос о соотношении морали и политики
имеет глубокие корни. Практически все
мыслители, рассматривавшие политический
процесс, так или иначе, этого вопроса
касались, делая, правда, совершенно различные
выводы.
Решение политических проблем не всегда
укладывается в нормы нравственности.
Особенно часто нарушается заповедь о
неприкосновенности жизни и собственности
человека, его прав и свобод. Тем не менее,
политика, как правило, не покушается на
пересмотр норм нравственности. Для политики
отнюдь не безразличны существующие в
обществе моральные ценности, она хотела
бы соответствовать нормам справедливости.
Но все дело в том, что то, что справедливо
с точки зрения морали и даже права, может
оказаться далеко несправедливым в социальном
плане.
Государство как форма организации
человеческого общества подпадает под
действие тех же нравственных норм, что
и отдельный человек; что неудивительно,
ибо любое общество, в том числе государство,
как «расширенная личность». Однако у
нравственного содержания государства
есть и особенности: государство, есть
«собирательно-организованная жалость»,
ибо основным смыслом существования государства
является защита слабых и обиженных (защита
мирных граждан от преступников и воинственных
соседей, помощь людям во время различных
бедствий и т.п.).
Существует также постоянная,
непреходящая качественная основа нравственности
в политике, т.е. то минимальное качество
деятельности, снижение которого само
по себе, а не только по её результатам
безнравственно. Необязательность, недобросовестность
и просто некомпетентность, и безграмотность,
неадекватная квалификация, поэтому, безусловно,
аморальны.[9, с. 295]
Однако и в истории политических учений, и в современных представлениях можно встретить утверждение, что политика — дело грязное: она находится по ту сторону добра и зла и с моралью несовместима. По словам Н. Макиавелли, государственная мораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей кроме трудностей успеха есть еще всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Таким образом, добро достигается с трудом, разве только если счастье настолько благоприятствует вам, что превозмогает это обыкновенное и естественное неудобство.