Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:50, контрольная работа
В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).
Сущность, структура и функции политической культуры.
Типологии политической культуры.
Анализи специфики современной российской политической
культуры.
Список литературы
Либерализм как
политическая практика имеет тенденцию
к недооценке или игнорированию
таких социальных ценностей, как
справедливость, право людей на достойную
работу, социальное страхование, государственную
поддержку незащищенных слоев населения
и т.д. Либерализм, логикой вещей, ориентирован
на сильную и преуспевающую личность и
не желает обращать должного внимания
на многие гуманистические ценности. Все
или почти все либерализм склонен рассматривать
как частное дело индивида, его свободы,
выбора и решений. Ему недостает чувства
доброжелательности и взаимоподдержки,
бескорыстия, участия и С недоверием относясь
ко всякому вмешательству власти в дела
людей, он нередко выступает противником
даже самых человечных и разумных социальных
мер, принося в жертву формальному праву
естественную сострадательность и здравый
смысл.
2.
Типологии политической
культуры.
Ответ:
Тип политической
культуры обусловлен
Тоталитарно-авторитарная
модель политической культуры
во главу угла ставит
Наряду
с уровнями и моделями в
политической культуре
«Закрытый»
тип, который отличается
«Открытый»
тип, который отличается
Подданическая, сущность, которой в предпочтении ее носителей подчиняться властям, не пытаться оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении, не иметь активной гражданской позиции, стремиться к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы и активного участия в политической жизни.
Активистская, которая отличается отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.
Согласно концепции Г.Алмонда и С.Вербы идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Поэтому учёные ввели понятие «гражданской культуры» как смешанной политической культуры. Такая культура характерна для демократической политической системы. «Идеальный» гражданин, считают Г.Алмонд и С.Верба, должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность, быть активным, но не проявлять активность постоянно. Именно гражданственность политической культуры, по их мнению, является прочной основой демократических политических режимов.
В контексте
концепции политической
- англо-американские
политические системы,
- континентальные
западноевропейские системы с
фрагментарной политической
- доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;
- тоталитарные
политические системы с
Наряду с типами
политической культуры в общечеловеческом
политико-культурном пространстве наблюдаются
и политические субкультуры. Этим понятием
обозначаются системы политических
ориентаций и моделей поведения,
характерные для социальных групп
и общностей, которые отличаются
в этом качестве от других социальных
субъектов и нации в целом.
Политические субкультуры порождаются
социально-экономической, социально-этнической,
институциональной, социально-территориальной
и культурно-статусной
Политическая
субкультура Запада, которая имеет
следующие характерные черты:
используется преимущественно «
Политическая
субкультура Востока, которая имеет следующие
характерные черты: используется преимущественно
«подданническая» политическая культура,
существеннейший элемент политики - общность
(клановая, этническая, профессиональная,
семейная и т.д.), устойчивые традиции авторитарного
правления, индивид не приобщен к политике,
восточные религии формируют «осторожное»
отношение к политике, нацеленное на воссоздание
отношений и институтов по традиционному
образцу; в особых условиях эта приверженность
традициям становится фанатичной, устойчивость
общей и политической культуры, первостепенная
роль национальноэтнического фактора,
возрастание роли политических лидеров
в силу повышения роли парий и движений
в политике, резкий «разрыв» между элитами
и массами и соответствующий им политический
менталитет.
По ориентации
общества на те, или иные регулятивные
механизмы в рамках политической
системы выделяют рыночный и бюрократический
типы политической культуры. Рыночная
политическая культура есть культура,
рассматривающая политические процессы
сквозь призму отношений купли-продажи,
достижения выгоды как высшей цели
политической деятельности. Политика
есть разновидность бизнеса, сам
политик - или «товар», или «бизнесмен».
Политические решения - результат «торговой
сделки». Бюрократическая (этатистская)
политическая культура - это культура,
связывающая решение политических проблем
с действием механизмов государственного
регулирования и контроля за политическим
процессом. Она ориентирована на ограничение
и запрещение конкурентной борьбы. Интересы
государства признаются преобладающими
над частными интересами. Рациональность
воспринимается как организованность
и бюрократизированное управление.
Существуют различные
основания для типологизации цивилизаций
и их государственности. Такие как, хронологические,
генетические, пространственные, религиозные,
по уровню организации и др. Можно выделить
три группы отношений, которые определяют
цивилизационные характеристики государства
и лежат в основе его цивилизационной
типологии. В понятии цивилизационного
типа государства выражаются обусловленные
уровнем развития товарного производства
и обмена культурные особенности государств,
которые проявляются:
· в отношениях
между обществом (государством) и
природой;
· в межгосударственных
отношениях;
· в их взаимоотношениях
с обществом;
Для типологии
государств с точки зрения цивилизационного
подхода наибольший интерес представляет
классификация цивилизаций по уровню
их организации. Цивилизации де6лятся
на первичные и вторичные. Государства
в первичных и вторичных цивилизациях
резко отличаются друг от друга по своему
месту в обществе, выполняемой роли и социальной
природе.
Специфика, обусловленная
особенностями исторического
Еще в Древней
Руси культура, являясь традиционной
архаичной, приобрела вечевую форму.
Ее специфика заключалась в
Географическое
расположение России между Европой
и Азией оказало серьезное
влияние на российское общество. Страна
оказалась на месте пересечения
двух социокультурных типов: европейского
или личностно-центрического, ставящего
в центр внимания личность, ее свободу,
естественные права, и азиатского, или
социоцентрического, ориентирующегося
на общество, коллектив, государство.
При этом взаимодействие этих двух социокультурных
типов в российском обществе весьма своеобразно:
оно предполагает не просто переплетение,
взаимообогащение содержанием обоих
типов, но и непрерывную борьбу между ними.
Возникающие на этой основе дуализм,
двойственность, противоречивость и конфликтность
политической культуры наиболее рельефно
находит свое отражение и по сегодняшний
день в противоборстве «западников» и
«почвенников», западной модели развития
и модели самобытного пути России. Т.И.Заславская
предлагает в культурном плане признать
Россию «маргинальным членом европейской
семьи, занимающим в ней примерно такое
же место, как Плутон в Солнечной системе»
Важнейшей чертой российской политической культуры является патернализм. В современной трактовке патернализм понимается как доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях.
Корни патерналистской
традиции в русской культуре, в
том числе и политической, находятся
в историческом прошлом. Основой
традиционной культуры важнейшей социальной
ячейкой аграрного общества была патриархальная
семья. Общая численность такой
семьи могла насчитывать
Существование большой семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной климатом средней полосы России, где короткое лето нередко заставляло почти одновременно проводить разные полевые работы. Трудовой ритм способствовал выработке мобилизационных форм общежития, для которых наиболее адекватной чертой властных отношений в семье был авторитаризм.
Имущественные отношения, оставлявшие за главой семьи полное право распоряжаться всеми средствами крестьянского двора, налагали на него большую ответственность и требовали выполнения ряда функций в общественной, хозяйственно-бытовой и морально-психологической сферах.
В общественной
сфере он представлял семейные интересы
в сношении с внешним миром: общиной,
соседями, старостой, барином. В хозяйственно-бытовой
сфере — управлял собственностью, давал
задания и контролировал их исполнение.
За ним закреплялись функции поощрения
и наказания, контроля за соблюдением
нравственных норм. Фактически речь идет
о властных отношениях авторитарного
типа в первичной ячейке общества.