Современная политическая культура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:50, контрольная работа

Описание работы

В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием по­литики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Ал­монд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).

Содержание

Сущность, структура и функции политической культуры.
Типологии политической культуры.
Анализи специфики современной российской политической
культуры.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

полит.docx

— 36.55 Кб (Скачать)

Либерализм как  политическая практика имеет тенденцию  к недооценке или игнорированию  таких социальных ценностей, как  справедливость, право людей на достойную  работу, социальное страхование, государ­ственную поддержку незащищенных слоев населения и т.д. Либерализм, логикой вещей, ориентирован на сильную и преуспевающую личность и не желает об­ращать должного внимания на многие гуманистические ценности. Все или почти все либерализм склонен рассматривать как частное дело ин­дивида, его свободы, выбора и решений. Ему недостает чувства доб­рожелательности и взаимоподдержки, бескорыстия, участия и С недоверием относясь ко всякому вмешательству власти в дела людей, он нередко выступает противником даже самых человечных и разумных социальных мер, принося в жертву формальному праву естественную сострадательность и здравый смысл. 

2. Типологии политической  культуры. 

Ответ: 

 Тип политической  культуры обусловлен многообразием  политических систем, различием  в уровне социально-экономического, политического и культурного  развития обществ и их исторических  традиций. Из всего существующего  многообразия политология выделяет  две основные модели политической  культуры - тоталитарноавторитарная и либерально-демократическая.

   Тоталитарно-авторитарная  модель политической культуры  во главу угла ставит коллективистские  качества гражданина над его  индивидуальными качествами. Этой  модели присущи следующие характерные  черты: политическое сознание  и ценности общества формируются  централизованно, государством, государственные  интересы важнее интересов отдельных  людей, социальных групп (основные  ценности: порядок, лояльность, политическое  доверие, поддержка государственной  политики, единая идеология, политическое  единство); политическое информирование  общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура; политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется «сверху вниз» на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен. Либерально-демократическая модель политической культуры ориентирована на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацию жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование. Этой модели присущи следующие характерные черты: политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообразных источников; уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан (основные ценности: права человека, свобода, плюрализм в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.); политическое информирование общества многоканально и альтернативно, политическая цензура минимальна, применяется в основном к информации радикального и экстремистского толка; существует свобода слова и печати, однако ее уровень зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий; политический язык обширен и нестандартен, непрерывно совершенствуется и обогащается, политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации; политическое поведение многообразно; политическая культура общества находится на достаточном уровне, ей присущ определенный прогресс.

   Наряду  с уровнями и моделями в  политической культуре выделяются  два основных типа, которые различаются  по особенностям и специфике  взаимодействия с внешней политико-культурной  средой и с другими политико-культурными  образованиями, а также по своему  внутреннему содержанию.

   «Закрытый»  тип, который отличается политической  замкнутостью, ориентированностью  на собственные политические  ценности и нормы, развитием  в режиме политико-культурной  автономии, приверженностью к  собственным этническим, религиозным,  идеологическим, историческим, социальным  традициям, невосприимчивостью к  другим системам политических  норм и ориентации.

   «Открытый»  тип, который отличается восприимчивостью  к инокультурному опыту, высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности, имеет богатые политические обычаи и традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями, развивается в режиме постоянного самореформирования.

 

Подданическая, сущность, которой в предпочтении ее носителей подчиняться властям, не пытаться оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении, не иметь активной гражданской позиции, стремиться к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы и активного участия в политической жизни.

   Активистская, которая отличается отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.

   Согласно  концепции Г.Алмонда и С.Вербы идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Поэтому учёные ввели понятие «гражданской культуры» как смешанной политической культуры. Такая культура характерна для демократической политической системы. «Идеальный» гражданин, считают Г.Алмонд и С.Верба, должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность, быть активным, но не проявлять активность постоянно. Именно гражданственность политической культуры, по их мнению, является прочной основой демократических политических режимов.

   В контексте  концепции политической культуры  Г.Алмонд объяснил различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах, и выделил четыре типа политических систем:

   - англо-американские  политические системы, характеризуемые  гомогенной и секуляризованной  политической культурой;

   - континентальные  западноевропейские системы с  фрагментарной политической культурой,  состоящей из смешанных политических  субкультур;

   - доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;

   - тоталитарные  политические системы с гомогенной  политической культурой, «гомогенность в которых искусственна». 

Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются  и политические субкультуры. Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп  и общностей, которые отличаются в этом качестве от других социальных субъектов и нации в целом. Политические субкультуры порождаются  социально-экономической, социально-этнической, институциональной, социально-территориальной  и культурно-статусной стратификацией общества. К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие: 

 Политическая  субкультура Запада, которая имеет  следующие характерные черты:  используется преимущественно «партисипатор- ная» модель политического участия, основной элемент политики - индивид, устойчивые традиции политической демократии, индивид уже «пресыщен» политикой, западные религии формируют открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые элементы, преобладание модернизма в общей и политической культуре, общегосударственных интересов, возрастание роли политических лидеров в силу распространения СМИ и снижения роли и значения политических объединений, наличие многочисленного «среднего класса» и соответствующего его интересам политического менталитета.

   Политическая субкультура Востока, которая имеет следующие характерные черты: используется преимущественно «подданническая» политическая культура, существеннейший элемент политики - общность (клановая, этническая, профессиональная, семейная и т.д.), устойчивые традиции авторитарного правления, индивид не приобщен к политике, восточные религии формируют «осторожное» отношение к политике, нацеленное на воссоздание отношений и институтов по традиционному образцу; в особых условиях эта приверженность традициям становится фанатичной, устойчивость общей и политической культуры, первостепенная роль национальноэтнического фактора, возрастание роли политических лидеров в силу повышения роли парий и движений в политике, резкий «разрыв» между элитами и массами и соответствующий им политический менталитет. 
 

По ориентации общества на те, или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы выделяют рыночный и бюрократический  типы политической культуры. Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам  политик - или «товар», или «бизнесмен». Политические решения - результат «торговой  сделки». Бюрократическая (этатистская) политическая культура - это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность и бюрократизированное управление. 

Существуют различные  основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются: 

· в отношениях между обществом (государством) и  природой; 

· в межгосударственных отношениях; 

· в их взаимоотношениях с обществом; 

Для типологии  государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе. 

Специфика, обусловленная  особенностями исторического развития, позволяет гово­рить об особом генотипе российской политической культуры.

Еще в Древней  Руси культура, являясь традиционной архаичной, приобрела вечевую форму. Ее специфика заключалась в неприятии  инноваций, угрожающих установившимся порядку и правилам, в нацеленности на воспроизводство локальных миров, которая вступала в противоречие со стремлением формировать государство. Эта вечевая культура, соответствующий  образ жизни оказали огромное влияние на последующую историю, образование государственности.

Географическое  расположение России между Европой  и Азией оказало серьезное  влияние на российское общество. Страна оказалась на месте пересечения  двух социокультурных типов: европейского или личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и ази­атского, или социоцентрического, ориентирующегося на общество, кол­лектив, государство. При этом взаимодействие этих двух социокуль­турных типов в российском обществе весьма своеобразно: оно предпо­лагает не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обо­их типов, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающие на этой основе дуа­лизм, двойственность, противоречивость и конфликтность полити­ческой культуры наиболее рельефно находит свое отражение и по се­годняшний день в противоборстве «западников» и «почвенников», за­падной модели развития и модели самобытного пути России. Т.И.Заславская предлагает в культурном плане признать Россию «маргинальным членом европейской семьи, занимающим в ней примерно такое же место, как Плутон в Солнечной системе» 

Важнейшей чертой российской политической культуры является патернализм. В современной трактовке  патернализм понимается как доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отноше­нию к слоям и группам, менее защищенным в социальном и эконо­мическом отношениях.

Корни патерналистской  традиции в русской культуре, в  том числе и политической, находятся  в историческом прошлом. Основой  традиционной культуры важнейшей социальной ячей­кой аграрного общества была патриархальная семья. Общая численность такой  семьи могла насчитывать несколько  десятков человек. Авторитет главы  семьи был непререкаем.

Существование большой семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной  климатом средней полосы России, где  короткое лето нередко заставляло почти  одновременно проводить разные полевые  работы. Трудовой ритм способствовал  выра­ботке мобилизационных форм общежития, для которых наиболее адекватной чертой властных отношений в семье был авторитаризм.

Имущественные отношения, оставлявшие за главой семьи  пол­ное право распоряжаться  всеми средствами крестьянского  двора, на­лагали на него большую ответственность и требовали выполнения ряда функций в общественной, хозяйственно-бытовой и морально-психологической сферах.

В общественной сфере он представлял семейные интересы в сно­шении с внешним миром: общиной, соседями, старостой, барином. В хозяйственно-бытовой сфере — управлял собственностью, давал задания и контролировал их исполнение. За ним закреплялись функ­ции поощрения и наказания, контроля за соблюдением нравственных норм. Фактически речь идет о властных отношениях авторитарного типа в первичной ячейке общества. 

Информация о работе Современная политическая культура РФ