Современная политическая культура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:50, контрольная работа

Описание работы

В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием по­литики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Ал­монд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).

Содержание

Сущность, структура и функции политической культуры.
Типологии политической культуры.
Анализи специфики современной российской политической
культуры.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

полит.docx

— 36.55 Кб (Скачать)
 
ИНОБРАНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ВСЕРОССИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

(ВЗФЭИ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология » 

Вариант № 18 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса

обучающийся по направлению

бакалавр  экономики

факультета  ФК

группы  вечерней

Якубцов Александр Владимирович

№ л/д. 11флд11491

                                     Проверила: _____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Тула 2011

 
 
 
 

План  работы

Сущность, структура и функции политической культуры.  
Типологии политической культуры.  
Анализи специфики современной российской политической

культуры.

 
Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность, структура и функции  политической культуры. 

Ответ: 

В науке сложилось  два основных подхода к трактовке  политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют  ее с субъективным содержанием по­литики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Ал­монд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер). 

Так, Алмонд, Верба, Л. Пай считают, что политическая культура - система ценностей, символов и верований, установок на политическое действие. Это определение политической культуры считается классическим. Согласно их трактовке, у людей в процессе обучения и накопления ими собственного опыта складываются более или менее устойчивые, типичные для определен­ной общности «образцы» ориентации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отноше­нии самих себя. Они «задают порядок и придают значе­ние политическому процессу» и «управляют поведением в политической системе». Эти ориентации и называют «политической культурой». Сосущест­вование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотивации по­ступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуще­ствовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия индивида.

торонники второго подхода видят в политической культуре проявле­ние нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), особый тип политического поведения (Э. Баталов, Е. А. Егоров, Н. М. Кейзе­ров, М. Х. Фарукшин). По мнению Э. Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосред­ственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечиваю­щих воспроизводство политической жизни общества на основе преемствен­ности. 

Наиболее последовательно  такой подход выражается в понимании  по­литической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т. е. глу­бинных представлениях человека о политической власти, которые воплоща­ются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Иными словами полити­ческая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого пове­дения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере полити­ческой власти (И. Шапиро, П. Шаран). Именно стиль политической деятель­ности как совокупность представлений и наиболее типичных форм взаимо­отношений с властью демонстрирует степень усвоения общественных норм и традиций государственной жизни. При этом противоречие, которое склады­вается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политиче­ской игры, стандартами гражданского поведения, выступает внутренним ис­точником эволюции и развития политической культуры. 

Согласно приведенным  подходам, политическая культура может  про­являться как в сфере сознания, так и в сфере поведения. В сфере сознания политическую культуру характеризуют следующие основные переменные : 

o степень интереса субъекта к политике; 

o степень развития политического сознания субъекта; 

o отношение к существующей политической системе в целом, ее отдель­ным институтам, их символам и представляющим их лицам; 

o отношение к другим участникам политического процесса (проявляю­щееся, в частности, в терпимости или нетерпимости к ним); 

o готовность принять личное участие в тех или иных политических ак­циях и связанные с ним ожидания; 

o представления о «правилах политической игры» (в том числе о грани­цах дозволенного в отношении к закону); 

o характер политико-идеологической самоидентификации («я - левый», «я - центрист», «я - либерал»); 

o политический язык. 

В сфере поведения  политическую культуру характеризуют: 

Формы и степень  участия в политической жизни  общества (митингах, демон­страциях, политических забастовках, пикетах, политической дея­тельности); 

Формы и уровень  взаимодействия с государственными институтами (кон­фронтация, сотрудничество, несотрудничество); 

Формы и уровень  взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими  партиями, общественными организациями  и движениями); 

Формы и уровень  взаимодействия с другими субъектами политического процесса; 

Тип электорального поведения. 

Наиболее последовательно  такой подход выражается в понимании  по­литической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т. е. глу­бинных представлениях человека о политической власти, которые воплоща­ются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Иными словами полити­ческая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого пове­дения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере полити­ческой власти (И. Шапиро, П. Шаран). 

Одни лишь теоретические  знания без текущей информации мертвы. Текущая информация дает возможность  пра­вильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени. 

Нормативную - задает индивидам, группам, обществу в целом  опреде­ленные нормы, стандарты политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду, обозначает границы, которые политиче­скому субъекту не следует преступать; фиксирует иерархию политических ценностей - например, приоритетную ориентацию в одних случаях на госу­дарство, в других - на какую-нибудь общину, в третьих - на самого себя и т д.; 

Воспитательную - формирует определенный тип «человека  политиче­ского», адекватного данной политической системе; 

Мобилизационную - организует граждан на решение определенных социальных и политических задач; 

Интеграционную - обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их; 

Репродуктивную - способствует воспроизводству данной системы об­щественно-политических отношений со всеми присущими  ей противоре­чиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса. 

Политическая  субкультура - совокупность политических ори­ентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обще­стве культурных ориентаций. 

Г. Алмонд подразделяет субкультуры на вертикальные - субкультуры «масс» и «элит» и горизонтальные - религиозные, региональные, этниче­ские. Вычленение горизонтальных политических субкультур может осущест­вляться по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, на­ционально-этническим, религиозным, демографическим и другим. 

Региональные  субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами  страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т. п. Это, в свою очередь, по­рождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их по­литико-культурный уровень. 

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различ­ный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. 

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этниче­скими особенностями соответствующих социальных групп. На политиче­скую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие фак­торы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам. 

Религиозные субкультуры  возникают в том случае, когда  религия яв­ляется основным всепроникающим элементом общей культуры определен­ной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология. 

Возрастные субкультуры  отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры суще­ствуют в основном в транзитивных обществах. Старшие поколения, полити­ческая культура которых сложилась в условиях отжившей политической ре­альности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных систе­мах. 

Среди политиче­ских ценностей главные: политическая свобода и ответствнность, элементы вечнойй правды основных типов полити­ческих сознаний, национальная безопасность, патриотизм и космополи­тизм, международная безопасность, мир и международное сотрудничество. 

Нормальный, гуманный человек всегда стремится к социальной справедливости, к сознательному  равенству людей перед лицом  закона, конституции, к равенству  их прав и свобод. Беда в том, однако, что радикально коммунистическое сознание готово установить и устанавливало  «равенство» и «справедливость» насильственно, за счет самих прав и  свобод. 

Едва ли ни противоположной  по своему истоку, но не по соци­альной практике, является «вечная правда» анархизма. Ее противопо­ложность социалистической «вечной правде» проистекает из непохо­жести чувства свободы на чувство равенства и справедливости. Анар­хизм – дитя свободы и неприятия какого-либо общественного и госу­дарственного приоритета, их власти над личностью. Правда анархизма состоит в убежденности в том, что никакая власть не является идеальной и так или иначе ограничивает свободу и права личности. Анархическое чувство чутко распознает неизбежную, пусть даже и потенциальную враждебность государства по отношению к личности, угрозу, которая заключена в самом его существовании. 

Только корыстные, властолюбивые и авторитар­ные по складу характера люди вольно или невольно, теоретически или практически отрицают ценности социальной справедливости и соци­ального равенства. Корни нечувствительности людей к справедливости исключительно глу­боки и связаны с эгоистически, ложно проявляющейся внутренней приоритетностью личности по отношению к об­ществу и другому человеку. 

Информация о работе Современная политическая культура РФ