Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:50, контрольная работа
В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).
Сущность, структура и функции политической культуры.
Типологии политической культуры.
Анализи специфики современной российской политической
культуры.
Список литературы
ИНОБРАНАУКИ
РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО- (ВЗФЭИ) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине
«Политология » Вариант
№ 18 Выполнил: студент 1 курса обучающийся по направлению бакалавр экономики факультета ФК группы вечерней Якубцов Александр Владимирович № л/д. 11флд11491 |
План работы
Сущность,
структура и функции |
|
Типологии политической культуры. | |
Анализи специфики
современной российской политической
культуры. |
|
Список литературы |
1.Сущность,
структура и функции
политической культуры.
Ответ:
В науке сложилось
два основных подхода к трактовке
политической культуры. Ученые в рамках
первого подхода отождествляют
ее с субъективным содержанием политики,
подразумевая под ней всю совокупность
духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба,
Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А.
А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).
Так, Алмонд, Верба, Л. Пай считают, что политическая культура - система ценностей, символов и верований, установок на политическое действие. Это определение политической культуры считается классическим. Согласно их трактовке, у людей в процессе обучения и накопления ими собственного опыта складываются более или менее устойчивые, типичные для определенной общности «образцы» ориентации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя. Они «задают порядок и придают значение политическому процессу» и «управляют поведением в политической системе». Эти ориентации и называют «политической культурой». Сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия индивида.
торонники второго
подхода видят в политической культуре
проявление нормативных требований (С.
Вайт), совокупность типичных образцов
поведения (Дж. Плейно), способ политической
деятельности (У. Розенбаум), особый тип
политического поведения (Э. Баталов, Е.
А. Егоров, Н. М. Кейзеров, М. Х. Фарукшин).
По мнению Э. Баталова, политическая культура
- это система исторически сложившихся,
относительно устойчивых установок, убеждений,
представлений, моделей поведения, проявляющихся
в непосредственной деятельности субъектов
политического процесса и обеспечивающих
воспроизводство политической жизни общества
на основе преемственности.
Наиболее последовательно
такой подход выражается в понимании
политической культуры как явления, базирующегося
на ценностных, т. е. глубинных представлениях
человека о политической власти, которые
воплощаются в самых типичных для него
способах взаимодействия с государством,
формах практической деятельности. Иными
словами политическая культура выражает
воплощаемый на практике внутренний кодекс
человеческого поведения и потому выступает
как стиль деятельности индивида в сфере
политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).
Именно стиль политической деятельности
как совокупность представлений и наиболее
типичных форм взаимоотношений с властью
демонстрирует степень усвоения общественных
норм и традиций государственной жизни.
При этом противоречие, которое складывается
между освоенными и неосвоенными человеком
нормами политической игры, стандартами
гражданского поведения, выступает внутренним
источником эволюции и развития политической
культуры.
Согласно приведенным
подходам, политическая культура может
проявляться как в сфере сознания, так
и в сфере поведения. В сфере сознания
политическую культуру характеризуют
следующие основные переменные :
o степень интереса
субъекта к политике;
o степень развития
политического сознания субъекта;
o отношение к существующей
политической системе в целом, ее отдельным
институтам, их символам и представляющим
их лицам;
o отношение к другим
участникам политического процесса (проявляющееся,
в частности, в терпимости или нетерпимости
к ним);
o готовность принять
личное участие в тех или иных политических
акциях и связанные с ним ожидания;
o представления
о «правилах политической игры» (в том
числе о границах дозволенного в отношении
к закону);
o характер политико-идеологической
самоидентификации («я - левый», «я - центрист»,
«я - либерал»);
o политический
язык.
В сфере поведения
политическую культуру характеризуют:
Формы и степень
участия в политической жизни
общества (митингах, демонстрациях, политических
забастовках, пикетах, политической деятельности);
Формы и уровень
взаимодействия с государственными
институтами (конфронтация, сотрудничество,
несотрудничество);
Формы и уровень
взаимодействия с институтами гражданского
общества (в частности, с политическими
партиями, общественными организациями
и движениями);
Формы и уровень
взаимодействия с другими субъектами
политического процесса;
Тип электорального
поведения.
Наиболее последовательно
такой подход выражается в понимании
политической культуры как явления, базирующегося
на ценностных, т. е. глубинных представлениях
человека о политической власти, которые
воплощаются в самых типичных для него
способах взаимодействия с государством,
формах практической деятельности. Иными
словами политическая культура выражает
воплощаемый на практике внутренний кодекс
человеческого поведения и потому выступает
как стиль деятельности индивида в сфере
политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).
Одни лишь теоретические
знания без текущей информации мертвы.
Текущая информация дает возможность
правильно ориентироваться в переживаемой
конкретной обстановке, принимать решения
с учетом специфических задач времени.
Нормативную - задает
индивидам, группам, обществу в целом
определенные нормы, стандарты политического
мышления и поведения, реакции на окружающую
политическую среду, обозначает границы,
которые политическому субъекту не следует
преступать; фиксирует иерархию политических
ценностей - например, приоритетную ориентацию
в одних случаях на государство, в других
- на какую-нибудь общину, в третьих - на
самого себя и т д.;
Воспитательную
- формирует определенный тип «человека
политического», адекватного данной
политической системе;
Мобилизационную
- организует граждан на решение определенных
социальных и политических задач;
Интеграционную
- обеспечивает усвоение гражданами политических
норм и ценностей, присущих данной общности,
и тем самым сплачивает их;
Репродуктивную
- способствует воспроизводству данной
системы общественно-
Политическая
субкультура - совокупность политических
ориентаций заметно отличающихся от
ориентации значительного большинства
в рамках данной культуры или, по крайней
мере, от доминирующих в обществе культурных
ориентаций.
Г. Алмонд подразделяет
субкультуры на вертикальные - субкультуры
«масс» и «элит» и горизонтальные - религиозные,
региональные, этнические. Вычленение
горизонтальных политических субкультур
может осуществляться по разным основаниям:
социально-экономическим, классовым, национально-этническим,
религиозным, демографическим и другим.
Региональные
субкультуры обусловлены такими
различиями между отдельными регионами
страны, как климат, наличие определенных
ресурсов и т. п. Это, в свою очередь,
порождает экономические различия, влияющие
на образ жизни людей, общий уровень культуры,
а, следовательно, и на их политико-культурный
уровень.
Социоэкономические
субкультуры обусловлены существованием
в обществе различных групп (социальных
слоев, классов), имеющих различный экономический
статус, а, следовательно, и различия в
образе жизни, в интересах, играющих особо
важную политическую роль.
Этнолингвистические
субкультуры связаны с
Религиозные субкультуры
возникают в том случае, когда
религия является основным всепроникающим
элементом общей культуры определенной
группы людей. Исламский фундаментализм,
например, это не столько религиозная,
сколько политическая идеология.
Возрастные субкультуры
отражают различные системы политических
ценностей у представителей разных
поколений. Данные субкультуры существуют
в основном в транзитивных обществах.
Старшие поколения, политическая культура
которых сложилась в условиях отжившей
политической реальности, имеют политические
взгляды, отличные от системы политических
установок молодежи. Однако возрастные
отличия оказывают относительно меньшее
воздействие на политическую культуру
людей в стабильных системах.
Среди политических
ценностей главные: политическая свобода
и ответствнность, элементы вечнойй правды
основных типов политических сознаний,
национальная безопасность, патриотизм
и космополитизм, международная безопасность,
мир и международное сотрудничество.
Нормальный, гуманный
человек всегда стремится к социальной
справедливости, к сознательному
равенству людей перед лицом
закона, конституции, к равенству
их прав и свобод. Беда в том, однако,
что радикально коммунистическое сознание
готово установить и устанавливало
«равенство» и «справедливость»
насильственно, за счет самих прав и
свобод.
Едва ли ни противоположной
по своему истоку, но не по социальной
практике, является «вечная правда» анархизма.
Ее противоположность социалистической
«вечной правде» проистекает из непохожести
чувства свободы на чувство равенства
и справедливости. Анархизм – дитя свободы
и неприятия какого-либо общественного
и государственного приоритета, их власти
над личностью. Правда анархизма состоит
в убежденности в том, что никакая власть
не является идеальной и так или иначе
ограничивает свободу и права личности.
Анархическое чувство чутко распознает
неизбежную, пусть даже и потенциальную
враждебность государства по отношению
к личности, угрозу, которая заключена
в самом его существовании.
Только корыстные,
властолюбивые и авторитарные по
складу характера люди вольно или невольно,
теоретически или практически отрицают
ценности социальной справедливости и
социального равенства. Корни нечувствительности
людей к справедливости исключительно
глубоки и связаны с эгоистически, ложно
проявляющейся внутренней приоритетностью
личности по отношению к обществу и другому
человеку.