Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 11:14, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение современной избирательной системы в России.
Задачи курсовой работы:
Характеристика понятия «избирательная система».
Анализ составляющих избирательного процесса.
Характеристика современной избирательной системы в России.
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА . СОВРЕМЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие избирательной системы 6
1.2. Избирательный процесс 11
ГЛАВА . ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Информирование избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, в том числе через средства массовой информации, осуществляют избирательные комиссии14.
Разновидностью
информирования избирателей является
опубликование (обнародование) результатов
опросов общественного мнения, связанных
с выборами. В силу того, что подобная информация
может повлиять на предпочтения избирателей,
законодательством РФ предусмотрено,
что в течение пяти дней до дня голосования,
а также в день голосования запрещается
обнародование результатов опросов общественного
мнения, прогнозов результатов выборов
и референдумов, иных исследований, связанных
с проводимыми выборами, в том числе их
размещение в информационно-
Сами кандидаты, политические партии, граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, о которой подробно остановимся в следующем разделе. Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.
Законодательство
Российской Федерации впитало в
себя мировой опыт по финансированию
выборов. Расходы, связанные с подготовкой
и проведением выборов
Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
Отчеты
Центральной избирательной
Для проведения своей избирательной кампании кандидаты (политические партии, выдвигающие списки кандидатов) обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе создавать собственные (отдельные) избирательные фонды17.
Средства
избирательных фондов имеют целевое
назначение и могут использоваться кандидатами,
избирательными объединениями только
на покрытие расходов, связанных с проведением
своей избирательной кампании. После официального
опубликования (публикации) решения о
назначении выборов начинается предвыборная
кампания, которая включает в себя выдвижение
кандидатов (списков кандидатов), их регистрацию,
предвыборную агитацию. Завершается избирательный
процесс собственно самой процедурой
голосования, подсчетом голосов, подведением
итогов голосования и официальным объявлением
результатов
Избирательная система современной России претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов:
Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации19.
Кандидаты
на должность Президента РФ могут
быть выдвинуты политическими
Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.
Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей20.
Совет
Федерации Федерального собрания РФ
не избирается, он формируется из представителей
законодательной и
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу21.
Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.
При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это важно иметь в виду, так как данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное право беспартийных граждан.
Более
того, в законе о выборах депутатов
Государственной Думы есть статья,
в которой указано, что каждый
гражданин Российской Федерации, обладающий
пассивным избирательным
Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.
А
в общефедеральную часть
Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов23.
Если федеральный список кандидатов партии, внесшей избирательный залог, получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.
Главы
регионов назначаются путем
Существенным
изменением в избирательном
Информация о работе Современная избирательная система в России