Современная избирательная система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение современной избирательной системы в России.
Задачи курсовой работы:
Характеристика понятия «избирательная система».
Анализ составляющих избирательного процесса.
Характеристика современной избирательной системы в России.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА . СОВРЕМЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие избирательной системы 6
1.2. Избирательный процесс 11
ГЛАВА . ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

160504 Политология Курсовая работа Тема 19. Современная избирательная система в России.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Российская  избирательная система в современном виде начинает складываться в 1993 году1. В это время в стране начинается процесс формирования федеральных и региональных законодательных органов власти, создаются политические партии, которые активно включаются в избирательные процессы. Начиная со вступления России на рубеже 1990-х годов в период социальной и политической трансформации, как в государственных, так и научных кругах страны активно обсуждаются вопросы формирования новой избирательной системы.

     Основой избирательного законодательства РФ стал Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который вступил в силу 6 декабря 1994 года2. Основную работу над данным законом проводила Центральная избирательная комиссия РФ, что нашло отражение в обширных полномочиях ЦИК России по контролю над различными стадиями избирательного процесса. В законодательстве устанавливалась, в частности, возможность двойной баллотировки кандидатов в общефедеральном списке избирательного объединения и в одномандатном округе.

     Закреплялся 5-процентный барьер голосов избирателей, необходимых для участия партий в распределении мест по общефедеральному округу. Данный барьер вводился для того, чтобы преодолеть такой недостаток пропорциональной системы, как отсутствие стимулов, сдерживающих фрагментацию партий. Кроме того, утверждался петиционный принцип выдвижения кандидатов и списков кандидатов, в соответствии с которым для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать определенное количество подписей.

     Современная избирательная система закреплена в Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»3. Необходимость систематизации существующих положений построения современной избирательной системы в России и обусловила актуальность исследования.

     Целью работы является рассмотрение современной  избирательной системы в России.

     Задачи  курсовой работы:

    • Характеристика понятия «избирательная система».
    • Анализ составляющих избирательного процесса.
    • Характеристика современной избирательной системы в России.

     Методологические  основы исследования. Для решения  поставленных исследовательских задач использовалась совокупность методологических приемов и подходов. Методологической основой исследования послужили принципы сравнительно-исторического, системного и структурно-функционального анализа.

     Теоретическое значение работы обусловлено подробным анализом предпосылок, закономерностей, факторов и проблем становления современной избирательной системы в России.

     Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  • опираясь на предшествующий опыт, можно с большей уверенностью решать проблемы современной избирательной системы в России, прогнозировать их, обходить сложности.
  • в возможности использования результатов исследования в дальнейшей научной работе.

     Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, делящихся на параграфы, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие избирательной системы

     В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях – широком и узком. В широком смысле избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти4. Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата5. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

     Если  попытаться дать определение термину  «избирательная система», абстрагируясь  от ее значения в узком или широком  смысле, то, по-видимому, под избирательной  системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества6.

     Несомненно, что избирательная система, как составная часть политической системы, сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный.

     Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей7. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

     Избирательная процедура составляет практически-организационную  часть избирательной системы. Она  включает в себя мероприятия государства  по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

     Различают следующие типы избирательных систем8:

     Мажоритарная  избирательная система основана на системе персонального представительства  во власти. В качестве кандидата  на ту или иную выборную должность  в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

     Механизм  выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается  самовыдвижение наряду с выдвижением  кандидатов от политических партий или  общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса – гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

     В основе пропорциональной избирательной  системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе  партии выдвигают ранжированные  ими списки кандидатов, за которые  и предлагается проголосовать избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

     Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты  из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов9.

     Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства10.

     Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

    • смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе;
    • смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе11.

     Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости  от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Избирательный процесс

     Избирательный процесс – совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов12.

     Избирательный процесс включает в себя мероприятия  по подготовке выборов, проведение предвыборной кампании, процедуру голосования, подсчет  голосов, подведение итогов выборов  и объявление результатов. Подготовка выборов – важный организационный элемент избирательной системы, заправленный на создание самых благоприятных условий для проведения выборов; практическую возможность для граждан беспрепятственно реализовать свои избирательные права, финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает в себя следующие мероприятия:

    • Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов.
    • Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования.
    • Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
    • Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
    • Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать.
    • Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов13.

     Информирование  избирателей в Российской Федерации  осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.

Информация о работе Современная избирательная система в России