Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 11:14, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение современной избирательной системы в России.
Задачи курсовой работы:
Характеристика понятия «избирательная система».
Анализ составляющих избирательного процесса.
Характеристика современной избирательной системы в России.
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА . СОВРЕМЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие избирательной системы 6
1.2. Избирательный процесс 11
ГЛАВА . ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Российская избирательная система в современном виде начинает складываться в 1993 году1. В это время в стране начинается процесс формирования федеральных и региональных законодательных органов власти, создаются политические партии, которые активно включаются в избирательные процессы. Начиная со вступления России на рубеже 1990-х годов в период социальной и политической трансформации, как в государственных, так и научных кругах страны активно обсуждаются вопросы формирования новой избирательной системы.
Основой избирательного законодательства РФ стал Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который вступил в силу 6 декабря 1994 года2. Основную работу над данным законом проводила Центральная избирательная комиссия РФ, что нашло отражение в обширных полномочиях ЦИК России по контролю над различными стадиями избирательного процесса. В законодательстве устанавливалась, в частности, возможность двойной баллотировки кандидатов в общефедеральном списке избирательного объединения и в одномандатном округе.
Закреплялся 5-процентный барьер голосов избирателей, необходимых для участия партий в распределении мест по общефедеральному округу. Данный барьер вводился для того, чтобы преодолеть такой недостаток пропорциональной системы, как отсутствие стимулов, сдерживающих фрагментацию партий. Кроме того, утверждался петиционный принцип выдвижения кандидатов и списков кандидатов, в соответствии с которым для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать определенное количество подписей.
Современная избирательная система закреплена в Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»3. Необходимость систематизации существующих положений построения современной избирательной системы в России и обусловила актуальность исследования.
Целью
работы является рассмотрение современной
избирательной системы в
Задачи курсовой работы:
Методологические основы исследования. Для решения поставленных исследовательских задач использовалась совокупность методологических приемов и подходов. Методологической основой исследования послужили принципы сравнительно-исторического, системного и структурно-функционального анализа.
Теоретическое значение работы обусловлено подробным анализом предпосылок, закономерностей, факторов и проблем становления современной избирательной системы в России.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
Структурно
курсовая работа состоит из введения,
двух глав, делящихся на параграфы, заключения
и списка использованной литературы.
В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях – широком и узком. В широком смысле избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти4. Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата5. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества6.
Несомненно, что избирательная система, как составная часть политической системы, сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный.
Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей7. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).
Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
Различают следующие типы избирательных систем8:
Мажоритарная
избирательная система основана
на системе персонального
Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса – гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».
В
основе пропорциональной избирательной
системы лежит принцип
Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов9.
Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства10.
Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:
Мандаты,
полученные партиями в мажоритарных
округах, распределяются в зависимости
от результатов выборов по пропорциональной
системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг,
основным голосованием является голосование
за земельные списки партий. Однако, немецкие
избиратели голосуют и за кандидатов по
мажоритарным округам. Политическая партия,
набравшая голосов больше предусмотренного
законом количества, получает право на
представительство своих кандидатов,
победивших в мажоритарных округах («переходные
мандаты»).
Избирательный процесс – совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов12.
Избирательный процесс включает в себя мероприятия по подготовке выборов, проведение предвыборной кампании, процедуру голосования, подсчет голосов, подведение итогов выборов и объявление результатов. Подготовка выборов – важный организационный элемент избирательной системы, заправленный на создание самых благоприятных условий для проведения выборов; практическую возможность для граждан беспрепятственно реализовать свои избирательные права, финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает в себя следующие мероприятия:
Информирование избирателей в Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.
Информация о работе Современная избирательная система в России