Социально-политические идеи и течения современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Актуализированный уровень – отражает то, как массовое сознание усваивает политические идеалы и цели.
Чтобы объективно оценить место, роль политических идей в общественной жизни, необходимо рассматривать их в контексте социально-экономического развития мира, страны, учитывать динамизм меняющейся реальности. Такой подход, в частности, лежит в основе классификации политических идей на традиционные, имеющие длительную историю развития, и новые, связанные с осмыслением современного этапа цивилизации. Важно учитывать, что традиционные идеи в своем развитии стремятся совместить верность базовым принципам и необходимость адаптироваться к меняющейся исторической реальности. Их анализ в контексте исторического развития:
во-первых, позволяет выявить все многообразие реакции политических сил на динамизм социально-экономических процессов;
во-вторых, определить новые возможности для взаимопроникновения или противопоставления политических течений.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Консерватизм: понятие и типология......................................................5
Политические ценности либерализма....................................................9
Социал-демократический вариант общественного развития............11
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................18

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

 

3. Социал-демократический вариант общественного развития.

 

     Идея  социализма как модели совершенного и гармоничного общества существует с древнейших времен и имеет долгую историю, начиная с учения Платона об идеальном государстве и социальной доктрины даосов. Однако комплексную теоретическую разработку и оформление они получили в 19 в. сочинениях т.н. социалистов - утопистов - А.Сен - Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.

     При всем различии и многообразии для  всех существовавших и существующих учений социалистического толка  одинаково характерны недооценка значимости либо полное отрицание института  частной собственности, материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов, хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения индивидов за труд как условий динамичного экономического развития и обеспечения материального благосостояния человека и общества.

     В качестве их замены теоретиками и практиками социализма предлагаются нетрудовое уравнительное перераспределение доходов, политическое (административное) регулирование социальных и экономических процессов, определение и закрепление государством основополагающих норм и принципов социальной справедливости ("от каждого по способностям - каждому по труду" либо "от каждого по способностям - каждому по потребностям").

     Одной из наиболее радикальных и социально - философски обоснованных версий социализма являются марксизм и коммунизм. Несмотря на существование учений коммунистического толка, предусматривающих насильственный захват власти и переустройство общества на основе уравнительных принципов, до Маркса (бланкизм, бабувизм (учение Г.Бабефа и его сторонников) и др.), в современной политической теории и практике коммунистическую доктрину принято отождествлять с марксизмом. Коммунизм в его марксистской версии подчеркивает роль насилия и революций в переустройстве общества, отмечает ведущую роль "передовых" классов и классовой борьбы в переходе от одной общественно - экономической формации к другой, акцентирует непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом буржуазной "государственной машины" и с установлением диктатуры пролетариата.

     Политическая  практика и опыт "социалистического  строительства" по марксистской модели целого ряда стран выявил целый ряд  недостатков социально - экономического и социально - политического учения Маркса:

     1) Игнорирование реальной природы  человека, естественного неравенства  людей как условия динамичного  развития, а также объективного  хода общественного развития (прогресса), который ведет не к упрощению  социально - экономических отношений, а к появлению разнообразных социальных интересов, к возникновению новых форм разделения труда;

     2) Монизм - т.е. стремление преодолеть  экономическое (многоукладность), политическое (многопартийность и разделение  властей) и духовное (свобода совести и идеологический плюрализм) многообразие в общественной жизни, очевидно тормозящее его естественное развитие;

     3) Признание общественного самоуправления  на всех уровнях (производственном, местном, региональном, общегосударственном)  в качестве идеала общественного устройства - при этом не учитывается специфика управленческого труда, требующего специальных знаний и навыков, невозможность всеобщего участия в принятии важнейших решений, а также неизбежность деления общества на управляющих (элиту) и управляемых;

     4) Ставка на принуждение и моральные  (идеологические) стимулы при игнорировании  материальных потребностей и  реальных интересов людей в  экономической и политической  жизни неизбежно порождает отчуждение, застой и неэффективность. 

     Наиболее  исторически близкая и распространенная в современном мире разновидность (версия) коммунизма - марксизм - ленинизм, в числе теоретиков и практиков которого называют лидера Октябрьской революции В.И.Ленина и его политического "наследника" И.В.Сталина. Основу этого учения, как и в "классическом" марксизме, составляют идеи о победоносной пролетарской революции, сломе буржуазной государственности, установлении диктатуры пролетариата, а также отсутствовавшая у Маркса идея о "партии нового типа" - жестко централизованной и дисциплинированной организации, построенной "под вождя", целью которой является форсированное переустройство общества.

     В качестве двух основных и антагонистичных  друг другу направлений марксизма - ленинизма обычно рассматривают  троцкизм и сталинизм. Троцкизм - идеологическая доктрина, связанная с именем видного участника Октябрьской революции и одного из создателей Советского государства Л.Троцкого, который после проигрыша в оппозиционной борьбе Сталину был выслан из СССР и стремился распространять свои идеи с помощью учрежденного им в 30 - ые гг. "Четвертого интернационала". Базовые принципы троцкизма - ставка на осуществление мировой революции (без чего невозможна окончательная победа социализма ни в одной стране), в качестве "кузницы" и "экспортера" которой в другие страны должна выступать Советская Россия, реализация стратегии "перманентной революции", предусматривающей тотальное переустройство всего уклада жизни общества до полного исчезновения из него всех "буржуазных элементов", теория "первоначального социалистического накопления", призванного обеспечить форсированный рост промышленности за счет (экспроприации) ограбления государством крестьянства. В 60 - ые годы, после распада "Четвертого интернационала", в разных странах мира образовалось большое количество троцкистских групп, при всем различии которых можно выделить некоторые общие для неотроцкизма моменты. Сохранив приверженность идее мировой революции, его идеологи (Т.Елифф, Т. Кемп и Дж. Хили в Англии, П.Ламбер во Франции, бельгиец Э.Мандель, американцы А.Герман и Дж.Хансен) обосновывают ее необходимость активизацией деятельности транснациональных корпораций (ТНК) во всем мире, в качестве социально - экономической модели рассматривают "самоуправляющийся социализм" (свободная ассоциация рабочих), предостерегают будущий социализм от возможного бюрократического и мелкобуржуазного "перерождения", и делают основную ставку на идеологическую пропаганду.

     К числу разновидностей марксизма - ленинизма (в его леворадикальной версии) относится маоизм - идеология и  политическая практика, утвердившаяся в период правления в Китае "Председателя" Мао Цзе Дуна. Его отличительные черты - учение о том, что в странах Востока движущей силой революционной борьбы за социализм является не пролетариат, а крестьянство (города при этом рассматриваются как оплот буржуазной стихии), ставка на партизанскую войну как основную форму революции, идея "глобальной" (т.е. ядерной) войны между "миром империализма" и "миром социализма" с допущением гибели в ней половины человечества, теория двух "империализмов" (капиталистического во главе с США и "советского", воплощенного в СССР), против гегемонии которых должны бороться выбравшие социалистический путь развития страны "третьего мира" во главе с КНР. Оставаясь формально официальной идеологией Китая, маоизм приобрел достаточно широкую популярность среди леворадикальных партизанских движений стран Латинской Америки ("Сендеро луминосо" в Перу и др.).

     Более умеренной формой марксистского  социализма является т.н. титоизм - идеология, но прежде всего политическая практика, утвердившаяся в Югославии в период правления И.Броз Тито и Союза Коммунистов Югославии (СКЮ). Его особые отличительные черты - ориентация на неприсоединение (после конфликта и разрыва отношений со сталинским СССР в 1948 г., с целью получения максимальных экономических (льготы во внешней торговле, кредиты и др.) и политических выгод титовская Югославия лавировала между странами "соцлагеря" и Западом, не являясь участником Варшавского договора и занимая "особую позицию" в СЭВ) и мирное сосуществование с капиталистическими странами во внешней политике, признание внутренних конфликтов и противоречий системы социализма, необходимости борьбы с бюрократией, развития самоуправления и рыночных отношений при социализме. Весьма близкой по духу к титоизму является стратегия экономических и политических реформ, осуществлявшихся после 1956 г. в Венгрии лидером ВСРП Я.Кадаром.

     Еще одним ответвлением от "классического  марксизма" и одновременно реакцией на "революционный и насильственный" марксизм - ленинизм является идеология современной социал - демократии, основоположниками которой являются немецкие марксисты Э.Бернштейн и К.Каутский. Эти мыслители стремились осмыслить ряд обнаружившихся несоответствий между марксистской теорией и политической практикой, и прежде всего - причину неудачи предсказанных Марксом пролетарских революций в наиболее экономически развитых странах Запада.

     Основными принципами социал-демократической  доктрины являются:

     1) Отказ от марксовой теории  об абсолютном обнищании пролетариата при капитализме и признание ведущей роли производства, а не распределения в рамках социалистической системы;

     2) Рассмотрение социализма не как  определенной конечной цели или  модели, а как постоянного и  бесконечного процесса возрастания  благосостояния, свободы и справедливости в общественной жизни (знаменитый лозунг Э.Бернштейна "Цель - ничто, движение - все!") ;

     3) Ориентация на построение социализма  мирным эволюционным путем при  опоре на существующий государственный  аппарат и механизмы буржуазной демократии (выборы, парламент, Конституция, и т.п.);

     4) Отказ от положений классического  марксизма о классовой борьбе  как о главном факторе общественного  развития, о пролетарской революции  как о способе устранения власти  буржуазии, о ведущей роли пролетариата в общественной жизни и о диктатуре пролетариата как о высшей форме демократии и народовластия.

     Все эти идеи легли в основу концепции "демократического социализма" - идейной платформы современных  европейских социалистов и социал-демократов.

     Для этой концепции характерны следующие основные моменты:

     1) Ориентация на защиту интересов  трудящихся и всех лиц наемного  труда; 

     2) Реформизм - т.е. отказ от любых  форм революционной борьбы и  ставка на мирные, осуществляемые  эволюционным и правовым путем  реформы;

     3) Вместо классовой борьбы - социальная  солидарность всех слоев и  групп общества, социальное партнерство  (например, в форме трехсторонних  соглашений правительства, профсоюзов  и работодателей по социально  - экономическим вопросам);

     4) Народовластие и развитие общественного самоуправления - как на местном уровне, так и в форме участия трудящихся в управлении предприятиями.

 

Заключение

 

     Исходя, из выше изложенного можно сделать  следующие выводы:

     1. Консервативная идеология опирается на такие понятия, как «порядок», «власть», «традиция», «дисциплина». Ориентация консерватизма на авторитет, сильную власть и традиции создает ему нередко репутацию гаранта общественной стабильности и политического порядка.

     2. Для либерального направления ключевыми выступают понятия: «свобода», «конкуренция», «плюрализм». Эти идеи пронизывают политическую и экономическую концепцию либерализма и остаются в качестве ключевых в течение почти двухсотлетней его истории. Однако со временем принцип классического либерализма (полная свобода рыночной конкуренции при невмешательстве государства в экономическую жизнь) пришел в противоречие с потребностями общественного развития. Поэтому была признана необходимость государственного регулирования, а в качестве важнейшего средства совершенствования капиталистического общества стали рассматриваться реформы. Для характеристики современной модификации классического либерализма используется понятие неолиберализм.

     3. Социал-демократическое (реформистское) течение оперирует такими понятиями, как «солидарность», «реформа», «плюрализм», «социальное партнерство». Для него характерно пристальное внимание к вопросам социальных гарантий политической демократии. По вопросу преобразования современного общества социал-демократы придерживаются следующих взглядов: они считают, что социалистическое общество не может быть создано в какой-то одной стране, а возникает как массовое явление, как новая ступень человеческой цивилизации; основным методом преобразования является реформа.

 

Список  литературы

 

     1. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология. М:Полис, 2000.

      2. Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах. М:Полис, 2004.

      3. Орлов Б. Социал-демократия Запада: ценности и ориентиры М: Диалог, 1990. 12.

     4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2005

     5. Политология. Учебник под ред  Василика М.А. М: Гардарики, 2006.

Информация о работе Социально-политические идеи и течения современности