Социально-политические идеи и течения современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Актуализированный уровень – отражает то, как массовое сознание усваивает политические идеалы и цели.
Чтобы объективно оценить место, роль политических идей в общественной жизни, необходимо рассматривать их в контексте социально-экономического развития мира, страны, учитывать динамизм меняющейся реальности. Такой подход, в частности, лежит в основе классификации политических идей на традиционные, имеющие длительную историю развития, и новые, связанные с осмыслением современного этапа цивилизации. Важно учитывать, что традиционные идеи в своем развитии стремятся совместить верность базовым принципам и необходимость адаптироваться к меняющейся исторической реальности. Их анализ в контексте исторического развития:
во-первых, позволяет выявить все многообразие реакции политических сил на динамизм социально-экономических процессов;
во-вторых, определить новые возможности для взаимопроникновения или противопоставления политических течений.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Консерватизм: понятие и типология......................................................5
Политические ценности либерализма....................................................9
Социал-демократический вариант общественного развития............11
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................18

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет» 

Факультет «Права и Управления» 

Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин» 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: Политология 
 

      Тема  № 8 Социально-политические идеи и течения современности 
 
 
 

Выполнил: Харисова Ю.Р., Гр.

(Ф.И.О., № группы)

 
 
 

                Проверил:

 
 
 
 
 

      Челябинск 2011

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

    1. Консерватизм: понятие и типология......................................................5
    2. Политические ценности либерализма....................................................9
    3. Социал-демократический вариант общественного развития............11

Заключение.............................................................................................................17

Список  литературы................................................................................................18

 

Введение

 

     Современный мир противоречив и динамичен. Его  дифференциация является источником многообразия интересов отдельных общностей  людей, которые воплощаются в политических идеях.

       Понятие «политические идеи современности» используется для обозначения системы взглядов, теорий, концепций, соответствующих реальности ХХ века и выражающих отношения к политической деятельности, государству и политической власти.

     Выделяются  три уровня их функционирования:

     На  концептуально-теоретическом уровне они представляют собою совокупность принципов, идеалов.

     На  уровне политической практики – реализуются  в деятельности групп интересов, включенных в борьбу за власть, поисков  средств воздействия на нее, программах политических партий. В наши дни наблюдается усиление прикладного характера современных политических идей, их использования для решения конкретных социальных и экономических проблем.

     Актуализированный уровень – отражает то, как массовое сознание усваивает политические идеалы и цели.

       Чтобы объективно оценить место,  роль политических идей в общественной  жизни, необходимо рассматривать  их в контексте социально-экономического  развития мира, страны, учитывать  динамизм меняющейся реальности. Такой подход, в частности, лежит в основе классификации политических идей на традиционные, имеющие длительную историю развития, и новые, связанные с осмыслением современного этапа цивилизации. Важно учитывать, что традиционные идеи в своем развитии стремятся совместить верность базовым принципам и необходимость адаптироваться к меняющейся исторической реальности. Их анализ в контексте исторического развития:

       во-первых, позволяет выявить все  многообразие реакции политических  сил на динамизм социально-экономических  процессов; 

       во-вторых, определить новые возможности для взаимопроникновения или противопоставления политических течений.

 

1. Консерватизм: понятие и типология.

 

     Консерватизм  является одним из первых, изначальных  типов политической идеологии, на природу  которого существует немало точек зрения в политической мысли и в политической науке. Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д.Алленом и С.Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом. Так, Д.Аллен определяет его как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных "правых". Другие же идеи, высказанные консервативными мыслителями в разное время - приверженность идеям аристократии и монархии, опора государственной власти на одобрение церкви, отвращение к нерегулируемому рынку, промышленному развитию и урбанизации - отошли в прошлое. Поэтому, в отличие от Аллена, С.Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). К.Манхейм рассматривал консервативную идеологию как конкретное историческое явление, ставшее реакцией на идеи Просвещения и Великую Французскую революцию. Одновременно Манхейм предлагает отличать консерватизм от традиционализма (который часто служит его истоком): если консерватизм - это теоретически оформленное учение, то традиционализм - подсознательное психологическое (аффективное) отрицание всяких нововведений и изменений (т.е. особое настроение); если консерватизм стремится сохранить от разрушения существующие общественные институты и ценности, то традиционализм - вернуться к первоначальному идеальному состоянию ("золотой век" и т.п.).

     В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально - психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

     Само  возникновение консерватизма как  идеологии, как уже говорилось, является реакцией на результаты Великой Французской  революции, на провозглашенные ею идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни общества по рациональному, научному плану. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители - критики Великой Французской революции - Ж.де Местр, Л.де Бональд, Э. Берк.

     Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:

     1) Ограниченность возможностей человеческого  разума, которая предопределяет  невозможность создания нового  общественного устройства по  заранее разработанному плану  "с листа", без опоры на  исторические традиции и институты;

     2) Любое поспешное и радикальное  (революционное либо форсированно - реформаторское) изменение общественного  порядка неразумно и противоестественно;

     3) Незыблемость устоявшегося социального  порядка (в 18 в. - монархической  формы правления), неприкосновенность привилегий высших слоев общества (дворянства и духовенства), неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т.е. сословной системы);

     4) Незыблемость институтов, лежащих  в основе "здорового и естественного" социального порядка - семьи, религии и частной собственности;

     5) Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного  изменения уклада общественной  жизни и политического устройства.

     Современный консерватизм, т.е. направление, оформившееся и утвердившееся в конце 19 - начале 20 вв., признал многие ценности эпохи, наступившей после буржуазных революций - рыночную экономику, свободную конкуренцию, индивидуальные права и свободы, правовое равенство граждан, но при этом сохранил твердую приверженность следующим принципам:

     1) Уважение к сильному государству  как гаранту общественного порядка  и целостности общества, обеспечивающему  в нем действие законов и  сохранение моральных устоев;

     2) Уважение к неприкосновенным  и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;

     3) Признавая формально - юридическое,  он однозначно выступает против  экономического и социального  равенства людей; 

     4) Признание обязанности государства  охранять общественный порядок  и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствования свободной конкуренции;

     5) Требование взаимного доверия  и взаимопомощи граждан и государства,  без чего невозможно поддержание  социального порядка. 

     Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

     1) Национал - консерватизм - в рамках  этой идеологии превыше всего  ставятся интересы нации, народа  и национальной государственности,  сохранение национального духа, национальной культуры и единства. При этом ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам.

     2) Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

     а) против экономического равенства и  стремления государства к социальной "уравниловке", а также против преждевременного (до овладения нормами  гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

     б) за неприкосновенность частной собственности, стихийного "саморегулирующегося" рынка и свободной конкуренции;

     в) против левой, коммунистической и социал-демократической  идеологии, поскольку считают, что  ее распространение и любые попытки  реализации "социалистической модели" представляют угрозу для базовых  ценностей западного общества и  цивилизации;

     в) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.

     3) Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов ("зеленые", "Гринпис") и других враждебных ему движений.

     4) Религиозный консерватизм - идеология,  выступающая за сохранение традиционных  христианских, мусульманских и иных  религиозных норм и ценностей  в культурной, экономической и политической жизни общества.

 

2. Политические ценности либерализма

 

     В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила  политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. По своему духу либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии. Главный и исходный пункт либерального учения - положение о священном характере и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности - прав на жизнь, свободу и собственность, их преимуществе перед правами и интересами общества и государства. Основные экономические принципы либеральной идеологии - свободная конкуренция, рынок, частное предпринимательство. Основные политические принципы либерализма - верховенство закона, правовое равенство все граждан, договорная природа государства (основано на общественном договоре) с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества (экономическую, культурную и частную сферы), политический плюрализм - т.е. закрепленное законом равноправие участвующих в политической жизни политических, профессиональных, экономических, культурных, религиозных и иных гражданских ассоциаций, терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям, веротерпимость. Основные проблемы и противоречия, существующие в рамках идеологии либерализма - отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка (особенно в кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности), существующие противоречие между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной "культурной почве" затруднено. Дать ответ на все эти вопросы была призвана оформившаяся в середине ХХ века идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении с "классическим либерализмом" состоит в следующих моментах: 1) В попытке соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства, являющегося гарантом соблюдения прав и законов, а также поддержания общественного порядка; 2) В стремлении совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с социальной ориентацией, с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов (т.н. минимальный социальный стандарт); 3) В признании необходимости достижения консенсуса (согласия) в отношениях между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества; 4) В признании необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия; 5) Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.

Информация о работе Социально-политические идеи и течения современности