Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 14:37, реферат
Между общественным здоровьем и социально-экономическими условиями существует тесная прямая и обратная связь: неблагоприятная экономическая ситуация в стране, регионе, городе сопровождается низким качеством здоровья населения, а неудовлетворительное состояние общественного здоровья отрицательно отражается на материальном производстве, обороноспособности, так как нездоровое население не может продуктивно трудиться, успешно служить в армии.
Рис. 7. Динамика смертности мужчин и женщин от сердечно-сосудистых заболеваний (стандартизованные коэффициенты на 100 тыс. населения)
Рост числа сердечно-сосудистых заболеваний сопровождался увеличением таких тяжелых осложнений, как гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца. Количество острых инфарктов миокарда с 1988 по 2002 год увеличилось в 1,8 раза. Заболеваемость стенокардией за этот период увеличилась в 3,2 раза.
Несмотря на успехи медицины в борьбе с инфарктом миокарда, смертность от него увеличивается, особенно в периоды социальных катастроф (рис. 8).
Рис. 8. Смертность от ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда на 100 тыс. населения
Ежегодно в России увеличивается регистрация больных, страдающих психическими расстройствами и получающих различные виды медицинской помощи (диспансерное наблюдение, лечебно-консультативная помощь). Значительная часть населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стресса. Стресс вызывает рост числа депрессивных состояний, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психо-соматических расстройств, целого ряда внутренних заболеваний, психических срывов, алкоголизма и наркомании, антисоциальных вспышек у индивидуумов, повышает опасность неадекватных массовых разрушительных реакций у населения.
В 2002 г. численность первичных больных с психическими расстройствами (без алкогольных психозов, наркомании и токсикомании), взятых на учет в лечебно-профилактических учреждениях, составила 112,8 тыс. человек. Состоят под диспансерным наблюдением в психоневрологических учреждениях 1876 тыс. больных.
На первом этапе переходного периода быстрыми темпами нарастала и смертность от психических расстройств. После этого в 1996-1998 гг. наблюдалось снижение смертности от этой причины, а с 1999 г. смертность снова стала повышаться. Некоторое снижение смертности наметилось в 2003-2004 гг.
Особую проблему в России составляют алкоголизм, разрастающаяся наркомания и связанные с ними последствия. По данным психоневрологических и наркологических учреждений в России под диспансерным наблюдением в 1999 г. находилось 2209,2 тыс. человек с алкоголизмом, 209,1 тыс. больных наркоманией и 12,8 тыс. токсикоманией. В 2002 г. диспансерные больные составили: с алкоголизмом 2199,5 тыс., наркоманией - 322,9 тыс. и токсикоманией - 12,7 тыс.
Первичная обращаемость по поводу алкоголизма и алкогольных психозов в стране сокращалась до 1992 г., когда она достигла минимального значения – 103 случая на 100 тыс. человек. Затем последовал новый подъем регистрации больных алкоголизмом с пиком в 1994 г. – 161,1 случай. Очередной подъем алкоголизма наблюдался после кризиса 1998 года. К 2003 г. число впервые обратившихся по поводу алкоголизма и алкогольных психозов вплотную приблизилось к показателю 1994 г. и достигло 160,2 на 100 тыс. взрослого населения (рис. 9).
Динамика коэффициента смертности населения в трудоспособном возрасте от случайного отравления алкоголем отражает все ту же закономерность – всплеск смертности в 1994 г. (рис. 10). После этого некоторое ее понижение и новый подъем в 1999 г. Всего от случайного отравления алкоголем (главным образом от употребления различных фальсифицированных напитков) с 2000 г. по 2004 г. страна потеряла 211 тыс. человек, преимущественно молодого возраста. Еще 45 тыс. человек за этот период умерли от алкогольного цирроза печени. Убийства и самоубийства также в значительной мере связаны с пьянством.
Рисунок 9. Число больных с впервые установленным диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз на 100 тыс. взрослого населения
Рисунок 10. Общий коэффициент сметности от случайных отравлений алкоголем, самоубийств и убийств на 100 тыс. населения
Таким образом, от непосредственного воздействия алкоголя ежегодно в среднем умирает 51 тыс. человек. К этому числу следует добавить число погибших в результате убийств, самоубийств, автомобильных аварий, совершенных в пьяном виде.
В отличие от алкоголизма, наркомания в массовых масштабах – относительно новое для России явление, возникшее во время войны в Афганистане (1979-1989). Но, недавно возникнув, она быстро выросла в серьезную угрозу. С 1992 по 2002 г. число больных с синдромом зависимости от наркотических веществ, находящихся под диспансерным наблюдением, выросло более чем в 10 раз. Как считают наркологи, это не все наркоманы, а малая их часть. С наркоманией связана опасность распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.
Патология, вызываемая внешними причинами, занимает большое место в общей заболеваемости и смертности населения. В эту группу нарушений здоровья входят несчастные случаи, отравления и травмы. Пик числа случаев травматизма и отравлений отмечался в 1994 г., когда они составили около 13 млн случаев ( 88,2 на 1000 населения). После этого началось постепенное снижение обращаемости. В 1999 г. в связи с травмами и отравлениями обратились в медицинские учреждения 12261 тыс. человек (84,5), что составило 11,7% всех первичных обращений за медицинской помощью. После 1999 года начался новый рост обращаемости и в 2002 г. он достиг 90,0 на 1000 населения, таким же он был в 2004 году.
Среди основных причин смерти в России, гибель от внешних причин занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний (Табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес причин смерти всего населения (%)
В результате смертности от внешних причин страна ежегодно теряет более 330 тыс. человек. За 15 лет с 1990 г. максимальная смертность от внешних причин была в 1994 г., когда она составила 251 на 100 тыс. населения. После этого она снижалась, но после 1998 г. начался новый подъем смертности, продолжавшийся до 2002 г. Два следующих года отмечены снижением смертности от внешних причин (рис. 11).
Рис. 11. Коэффициент смертности от внешних причин на 100 тыс. населения
Среди причин смерти от внешних причин около 10% занимает смертность от самоубийств и 5-7% - от убийств. Динамика этого показателя отражает все те же, названные ранее этапы – резкий подъем смертности с пиком в 1994 году, потом снижение и новый подъем, начиная с 1999 г. В 2002 г. началось снижение числа самоубийств и в 2003 г. стало уменьшаться число убийств.
Динамика инфекционных и паразитарных заболеваний в значительной степени зависит от экономических и санитарно-гигиенических условий жизни населения. Ухудшение экономической ситуации в стране приводит обычно к росту числа эпидемических заболеваний. Пик инфекционной заболеваемости за последние 15 лет в России пришелся на 1994-1995 гг. Наблюдался рост заболеваемости и после 1998 года.
Смертность от инфекционных болезней резко увеличилась на первом этапе реформирования экономики России с 1992 по 1996 г. Новый всплеск смертности последовал после 1998 года. Основной причиной смерти от инфекционных болезней стал туберкулез (рис. 12).
Рис. 12. Коэффициент смертности от некоторых инфекционных заболеваний, в том числе от туберкулеза на 100 тыс. населения
Распространение туберкулеза представляет собой одну из самых сложных и актуальных проблем отечественного здравоохранения. Заболеваемость всеми формами этой тяжелой болезни с 1991 по 2000 гг. выросла в 2,66 раза, в том числе туберкулезом легких – в 2,82 раза. С 2001 г. наблюдается небольшое снижение числа случаев туберкулеза. В России заболеваемость туберкулезом в 5 раз выше, чем в Австрии, в 7 раз по сравнению с Бельгией, в 8,2 раза – с Данией, в 14 раз с США, в 17 раз – со Швецией.
Высокая заболеваемость туберкулезом связана преимущественно с тем, что на начальном этапе переходного периода из-за финансовых трудностей учреждений здравоохранения туберкулез выявлялся не в ранней стадии, а в запущенной: 40% из вновь выявленных больных имели фазу распада легочной ткани. Особенно высокие уровни заболеваемости туберкулезом регистрируются среди коренного населения северных национальных округов. Заболеваемость туберкулезом мужчин значительно превышает заболеваемость женщин.
Анализ социальной структуры больных туберкулезом с впервые установленным диагнозом свидетельствует, что среди них увеличивается доля пенсионеров, инвалидов, лиц освобожденных из мест заключения, лиц без определенных занятий. Заболеваемость контингентов, отбывающих наказание в учреждениях исполнения наказания, в 42 раза превышает средний показатель по России и составляет 2481,0 на 100 тыс. человек данной группы.
Особую проблему в России (как и во многих других странах) составляет СПИД. Как и предсказывали эпидемиологи, распространение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) продолжается быстрыми темпами. В настоящее время в России насчитывается 214 тыс. человек, зараженных ВИЧ.
Подводя
итоги рассмотрению динамических тенденций
периода социально-
1.Этап социально-психологического шока или социальной дезадаптация населения (1992-1994 гг.). Главная особенность этого этапа состоит в том, что население столкнулось с изменением привычной ситуации в стране: прекратилась гарантированная оплата труда (хотя и небольшая, но стабильная), деформировались социальные гарантии (пенсии, медицинское обслуживание, устройство детей в дошкольные учреждения), выросли цены на товары первой необходимости, увеличилась доля бедных, снизилось качество питания. Таким образом, резко ухудшились условия жизни людей. Произошедшие перемены привели к ухудшению основных параметров общественного здоровья – выросли заболеваемость основными нозологическими формами и смертность населения от них, снизилась ожидаемая продолжительность жизни.
2.Этап, который можно рассматривать как начальную стадию социальной адаптации населения к новым условиям (1995-1997 гг.), характеризовался некоторым улучшением медико-демографической ситуации, показателем чего стало снижение смертности от внешних причин, от сердечно-сосудистых заболеваний, повышение ожидаемой продолжительности жизни.
3.После
короткого второго этапа
4.Четвертый этап (2003-2005 гг.), который только начинает вырисовываться и его направление крайне неустойчивое, требует более детального рассмотрения. Признаки социального оптимизма у части населения можно связать с положительными изменениями ряда социально-экономических факторов, начиная с 2003-2004 гг. В некоторых регионах этот этап начался на год раньше. Заметно увеличилось строительство муниципального и частного жилья, сократилась доля населения, живущего ниже уровня бедности, в эти годы отмечается повышение качества пищевых рационов. У населения число легковых автомобилей в личном пользовании увеличилось с 58,5 штук на 100 домохозяйств в 1990 г. до 159,3 в 2004 г. В стране снизилось число убыточных предприятий. Сформировались зоны с более благоприятными социально-экономическими условиями, по сравнению с остальными регионами страны (Москва, районы добычи нефти и газа в Западной Сибири).
Улучшение материального благосостояния населения страны на этом этапе подтверждается результатами социологических исследований: наблюдается увеличение доли респондентов, сообщивших, что они откладывают деньги для отдыха с 16,0% в IV квартале 1998 года до 22,9% в IV квартале 2001 года; с 3,2% в IV квартале 1998 года до 5,2% в IV квартале 2001 года увеличилось число респондентов, откладывающих деньги для организации и расширения собственного дела. При этом довольно значительная часть населения (37-43% от общего числа опрошенных) не испытывают потребности в приобретении услуг, связанных с отдыхом, туристическими поездками, - это говорит о том, что эти люди адаптировались к состоянию малообеспеченности и для них стал привычным заниженный стандарт потребления [11].
Положительные
сдвиги в социально-экономической
обстановке отразились на здоровье населения.
В 2004 г. выросла ожидаемая
Дальнейшие изменения качества общественного здоровья должны показать степень успешности проводимых социальных реформ.