Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 14:37, реферат
Между общественным здоровьем и социально-экономическими условиями существует тесная прямая и обратная связь: неблагоприятная экономическая ситуация в стране, регионе, городе сопровождается низким качеством здоровья населения, а неудовлетворительное состояние общественного здоровья отрицательно отражается на материальном производстве, обороноспособности, так как нездоровое население не может продуктивно трудиться, успешно служить в армии.
Между
общественным здоровьем и социально-
Конец XX и начало XXI века стали для России периодом политико-экономических перемен и социальных потрясений. Начиная с 1992 г. в России во всех областях жизни произошли большие изменения, связанные с формированием новой модели социально-экономического развития.
Сложный
и противоречивый период политических
и социально-экономических
Факторы, определяющие качество здоровья населения
Общественное здоровье формируется и поддерживается всей совокупностью условий повседневной жизни людей. Конкретные причины, ответственные за ухудшение качества здоровья (возникновение и развитие болезней, временной нетрудоспособности, инвалидности и ранней смертности), получили название «факторов риска». После начала реформирования экономики России менялись параметры факторов риска и интенсивность их влияния на здоровье населения. При анализе медико-демографической ситуации представляют интерес не только факторы, которые достоверно влияют на общественное здоровье, но и те, которые можно рассматривать как индикаторы условий жизни и, соответственно, косвенные индикаторы уровня здоровья. В работе использованы материалы Госкомстата России и Информационно-аналитического центра Минздрава РФ.
В результате проведенных исследований были выявлены факторы, для которых обнаружена корреляционная связь с продолжительностью жизни. К их числу относятся следующие показатели:
1)уровень и качество жизни;
2)удельный вес убыточных предприятий и организаций в их общем числе;
3)уровень благоустройства жилья;
4)величина прожиточного минимума пенсионеров;
5)прожиточный минимум всего населения;
6)соотношение
величины пенсий и
7)доля
доходов от
8)уровень преступности;
9)дискомфортность природных условий;
10)структура и характер питания.
Картину
различий этапов переходного периода
дополняют соотношения
Остановимся на связи некоторых социально-экономических показателей с состоянием здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни, которая характеризует качество общественного здоровья, связана с величиной прожиточного минимума, т.е. минимальной величиной затрат на набор продуктов питания, необходимый для поддержания здоровья населения и обеспечения его жизнедеятельности, на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи. Совершенно очевидно, что чем больше средств необходимо затратить для жизнеобеспечения, тем ниже уровень здоровья.
Среди
жителей страны можно выделить слой
людей, наиболее подверженных влиянию
негативных внешних факторов. Это
люди с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума. Численность
этой группы в разные годы колебалась
от 20 до 50 млн человек и в 1992 году составила
33,5% всего населения нашей страны. К 1997
году она снизилась до 30,5 млн человек (20,7%),
а после финансового кризиса 1998 года доля
бедных стала увеличиваться и в 2000 г. достигла
41,9 млн (29,1%). Начало четвертого периода
(2002-2004 гг.) характеризуется снижением
процента людей, живущих ниже уровня бедности
(2004 г. - 17,6%) (рис. 1).
Важный
показатель условий жизни населения
- соотношение среднедушевых
Питание населения
Экономические трудности переходного периода отразились на характере питания населения. В России существуют нормы питания, входящие в так называемый рациональный потребительский бюджет (РПБ). В годы реформ у большинства населения фактическое потребление наиболее важных для организма продуктов оказалось ниже, чем нормы РПБ. При общей достаточно близкой калорийности пищевых рационов со странами Запада структура питания в России существенно хуже. Особенно велико отставание по потреблению свежих овощей и фруктов. Даже в сравнении с РПБ, российский житель потреблял в 2002 г. всего 26% необходимого количества фруктов и 62,3% овощей. Недостаток ценных пищевых продуктов с высоким содержанием белков замещается продуктами с высоким содержанием углеводов (хлеб, картофель), избыток которых в рационе представляет определенную опасность для здоровья населения.
В России население всегда потребляло мяса существенно меньше, чем в экономически развитых странах, где обычное потребление мясных продуктов составляет от 90 до 120 кг в год на душу населения, при этом в развитых странах с более низким потреблением мяса употребляется больше рыбных и молочных продуктов. Параллельно с падение уровня жизни населения после 1991 г. происходило сокращение потребления мяса, мясных продуктов, молока и яиц при увеличении потребления картофеля и мучных изделий, в первую очередь хлеба (рис. 3).
Качество общественного здоровья
Для характеристики качества здоровья населения используются различные медико-демографические показатели: заболеваемость населения (фиксируемая по материалам обращения за медицинской помощью), инвалидность, временная нетрудоспособность, смертность. Но наиболее универсальным показателем, характеризующим общественное здоровье, служит ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ). В то же время динамика ОПЖ во времени и пространстве представляет собой надежный индикатор специфических особенностей развития социально-экономических процессов в стране.
Более 20 лет, начиная с 1960-х годов, продолжительность жизни населения России мало менялась, но после 1985 г. произошли существенные сдвиги величины этого показателя. Наиболее высокий уровень ОПЖ пришелся на 1986-87 гг. – период антиалкогольной компании. Продолжительность жизни мужчин в это время равнялась 64,9 года, и женщин – 74,5 года.
В 1992 г. в результате социально-психологического стресса, который испытало население страны во время смены модели социально-политического развития, произошло резкое ухудшение качества общественного здоровья, отражением чего стало сокращение ОПЖ. К 1994 г. по сравнению с 1986 г., продолжительность жизни сократилась у мужчин на 7,3 года, у женщин – на 4,3 года (рис. 4).
Наличие
социального стресса
В первой половине 90-х годов в России завершалась первая стадия адаптации населения к социально-политическим и экономическим переменам. Социологи подчеркивают, что она характеризовалась появлением групп населения, которые сформировали продуктивные модели социально-экономического поведения, способность действовать с опорой на собственные возможности и ресурсы. Число относительно хорошо адаптировавшихся лиц составляет не более 25% населения и практически не расширилось за все годы перемен. Однако значительная часть населения еще не выработала сколько-нибудь устойчивых и успешных моделей поведения, хотя и стремилась решить задачу приспособления к рыночным условиям. Определились и группы социальных аутсайдеров. Значительная их часть смирилась со своим неблагоприятным социальным положением, сложившимся как по объективным, так и по чисто субъективным причинам (заниженные притязания, социальная пассивность).
Начальная стадия периода социальной адаптации населения к новым условиям (1995-1997 гг.) отмечена неустойчивым, очень слабым улучшением некоторых показателей общественного здоровья. Снижение смертности в 1995 г. по сравнению с предыдущим годом было обусловлено уменьшением смертности от болезней системы кровообращения, в том числе от инфаркта миокарда, от травм и отравлений. В таком специфическом классе видов смертности, как смертность от внешних факторов, сократилось число умерших от всех основных причин смерти: от отравления алкоголем, транспортного травматизма, убийств, самоубийства. Произошло также некоторое снижение смертности от болезней органов дыхания. Небольшие положительные подвижки, произошедшие в 1995-1997 гг. в ожидаемой продолжительности жизни и в снижении смертности от некоторых причин, нельзя было расценивать как начало устойчивого изменения медико-демографической ситуации в лучшую сторону. Уже тогда было совершенно очевидно, что очередной политический или экономический кризис может резко ухудшить медико-демографическую обстановку.
Экономический кризис 1998 г. подтвердил это предположение. Он оказал сильное отрицательное влияние на социально-экономическое положение население в стране и вызвал новое снижение продолжительности жизни. Начиная с 1999 г. и вплоть до 2003 года, в большинстве регионов страны показатели общественного здоровья ухудшались. Вновь выросла смертность от болезней системы кровоснабжения и от внешних причин.
Динамика отдельных параметров общественного здоровья
Рассмотрим более подробно динамику некоторых параметров общественного здоровья. Наиболее простым и часто используемым показателем служит коэффициент общей заболеваемости с диагнозом болезни, установленным впервые.
В среднем по России первичная заболеваемость всеми болезнями (регистрируемая по обращаемости за медицинской помощью) в 2003 г. повысилась по сравнению с 1992 годом в 1,2 раза. При этом уровень заболеваемости остается самым высоким за последние годы (рис. 5). Рост заболеваемости обусловлен заметным увеличением числа случаев заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистых, онкологических, костно-мышечных заболеваний, а также числа травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин. Стало больше нарушений здоровья при родах и в послеродовом периоде.
Наблюдается постоянный рост числа сердечно-сосудистых заболеваний, что связано с постарением населения и постоянным психологическим стрессом.
Рис. 5. Общая первичная заболеваемость (обращаемость за медицинской помощью) число случаев на 1000 населения
Стандартизованный коэффициент смертности мужчин и женщин от всех причин достаточно отчетливо показывает наличие различий на каждом из этапов формирования общественного здоровья с подъемом смертности в 1994 г., спадом ее в 1995-1997 гг., новым подъемом в 1998-2003 гг. и начало снижения в 2004 г. (рис. 6).
Мужчины
Женщины
Рис. 6. Стандартизованный коэффициент смертности от всех причин на 1000 населения соответствующего пола
Очень высокая во все периоды смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, тем не менее, достаточно четко «реагировала» на социально-экономические события в стране. Особенно ярко этот процесс обозначился у мужского населения (рис. 7). В рассматриваемый период минимум смертности мужчин от сердечно-сосудистых заболеваний приходился на 1990 г. (837 на 100 тыс. населения), после чего последовал резкий рост этого показателя, достигший максимума в 1994 г. (1156). Затем наблюдалось достаточно плавное снижение величины стандартизованного коэффициента смертности от сердечно-сосудистой патологии мужчин и женщин. В 1998 г. этот коэффициент составлял соответственно 934 и 586. В 1999 г. произошел новый подъем смертности, который был особенно заметен у мужчин – смертность составила 1010.