Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:29, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
· Изучение теоретических основ теории доходов и их распределения;
· Рассмотрение проблемы определения благосостояния, как этической и экономической категории;
· Определения понятий уровня и качества жизни, как оценки благосостояния;
· Раскрытие проблемы неравенства в доходах, и как следствие изучение существующих в настоящее время способов его измерения;
· Рассмотрения социальной политики, как формы государственного решения проблемы неравенства в обществе;
Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы, и как следствие - резкое падения уровня жизни и социальные потрясения в обществе.
Можно назвать множество функций социальной политики, но в качестве основополагающих следует выделить такие:
· Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества;
· Стимулирование
мотивационных принципов
· Обеспечение социальной защищенности всех членов общества;
· Согласование личных, коллективных и общественных интересов;
· Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;
· Развитие социальной инфраструктуры общества.
Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию, формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период с тем, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.
Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечению ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребитель общественных благ.
Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу - обеспечение прожиточного минимума всему населению. Оставшаяся часть доходов общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.
Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает, прежде всего, не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно. Так, американская рыночная модель предусматривает наибольшую активность домохозяйств в решении своих не только экономических, но и социальных проблем. Японская модель рынка в решение социальных проблем активно включает фирмы. Здесь действует принцип корпоративизма. Для шведской модели типичен приоритет государства в налаживании социального партнерства и обеспечении социальных гарантий. Что касается китайской модели рыночного социализма, здесь активно сотрудничают общественный и коллективный интересы, а через них оказывается содействие личному фактору (труду) в решении социальных проблем жизни общества.
Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь провозгласил принцип разделения по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую стоимость должен получить больший доход, большую долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого персонала). В рыночных условиях учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ.
Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.
Для социальной политики характерен разноуровневый
подход. В рыночных условиях будущее связанно
с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных
организаций - это так называемый микроуровень
социальной политики. На макроуровне осуществляется
общегосударственная и региональная политика.
На мегауровне реализуется межгосударственная
социальная политика, связанная с решение
глобальных проблем, преодолением социально-экономической
отсталости отдельных стран и регионов
земного шара.
2.2 Социальная защита как элемент социальной политики государства
Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид-государство и семья-государство, складывающаяся по поводу: обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев; сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступлении старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств таких, как наводнение, землетрясение, и др.); обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).
Социальная защита строится по принципам: субсидиарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности.
Системообразующим базисным принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидиарности (дополнительности). Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничивает ответственность индивида за свое положение и экономическую инициативу.
Наиболее полно принцип субсидиарности воплощается в системе государственных гарантий. В некоторых странах это могут быть гарантии минимальных фиксированных доходов (минимальная заработная плата и минимальная пенсия) а также гарантии нормального жизнеобеспечения в форме права на труд и на отдых, права на образование и медицинское обслуживание, на охрану труда и семьи. Данные гарантии, представляющие собой правовой и материальный «каркас» для нормальной жизнедеятельности общества, призваны обеспечить минимальные жизненные стандарты и одинаковые стандартные условия всем без исключения членам общества, а не только тем, кто попал в группу социального риска.
Неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение пенсий и пособий и, в этом случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который свидетельствует о степени готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся безотносительно к их участию или неучастию в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов.
Принцип эффективности означает, что чистые социальные выгоды о действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. При этом издержки представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу или проект, а выгода - конечный результат данной программы в вид е роста благосостояния.
С принципом эффективности социальной защиты тесно связан принцип адекватности. Он означает соответствие масштабов и форм социальной защиты уровню развития экономики и объему созданного в обществе ВВП, являющегося источником осуществления защитной функции государства.
Принцип непрерывности социальной защиты показывает, что вне зависимости от финансового положения государства, системы ценностей и взглядов, сложившихся в обществе, данный процесс не может быть остановлен, а должен воспроизводиться во времени и пространстве.
В свою очередь государственная социальная защита представляет собой иерархическую пирамиду, также состоящую из нескольких уровней защиты. Сужение ее кверху означает сокращение численности людей, подпадающих под тот или иной уровень социальной защиты. Базисом данной системы, как было отмечено выше, являются государственные социальные гарантии осуществления права на труд, образование, медицинское обслуживание, в равной мере распространяющиеся на всех граждан. Источниками финансирования государственных программ социальных гарантий выступают преимущественно государственный бюджет и бюджеты местных органов власти.
Следующим элементом системы государственной социальной защиты выступает государственное социальное обеспечение. В отличие от социальных гарантий оно представляет собой реакцию на социальные риски (травмы, болезни, старость, инвалидность, рождение больных детей, многодетность и т.д.), поэтому предоставляется не всем, а только тем, кто подпадает под определенные социальные риски. В свою очередь, социальное обеспечение выступает в двух организационно-правовых формах: государственное (обязательное) социальное страхование и государственная помощь. Эти формы отличаются по кругу обеспечиваемых, источникам финансирования, институтам.
Механизм государственного социального страхования основывается, с одной стороны, на аккумуляции обязательных страховых отчислений работодателей м работников в бюджет, а, с другой - на выплатах социальных трансфертов из бюджета и социальных фондов.
Осуществляемый в настоящее время переход на накопительный принцип финансирования страховых пенсий по старости означает, что государство перекладывает часть ответственности за такой социальный риск, как наступление старости, на работников. Однако основой накопительного капитала во всем мире является высокий уровень самообеспеченности, который еще не создан в настоящих условиях экономики. Поэтому согласно пенсионной реформе пенсия любого российского гражданина будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть гарантирована всем гражданам, имеющим трудовой стаж свыше пяти лет, страховая часть напоминает ныне действующую систему, а накопительная будет складываться из средств, накапливающихся на индивидуальном счете каждого работника.
Социальная помощь (поддержка) является дополняющей государственное социальное страхование формой социального обеспечения. Источником ее финансирования являются налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Помощь предоставляется малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, без проверки данных о страховых взносах, только на основе оценки их личных доходов.
На верхнем уровне пирамиды государственной социальной защиты (см. рис. 2) находится группа адаптированных к условиям рыночной экономики индивидов. Эта группа включает предпринимателей, высокооплачиваемых наемных работников, которые вопреки общераспространенной точке зрения также нуждаются в социальной защите государства, но иного рода, чем уязвимые и не приспособленные граждане. Система социальной защиты для адаптированных групп состоит из двух частей: защиты государством норм гражданского и хозяйственного права и системы мер по поддержанию конкурентной среды.
Очевидно, что система государственной социальной защиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение степени патернализма (сокращение социальных гарантий, маркетизация услуг социальной сферы, переход к адресной системе социальной помощи, свертывание льгот и компенсаций) будет происходить одновременно с расширением меры ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты.
На данном рисунке это отражено в виде блока экономических отношений личной самозащиты ( включающих отношения между государством и индивидом по поводу личного добровольного страхования, формирование личных сбережений и самозанятости), сопряженных с системой государственной защиты и поддерживающих ее. В то же время государству необходимо сохранить и развить унаследованную от социализма систему коллективной защиты, что соответствует социокультурным корням российского общества (на рисунке этот блок коллективной самозащиты располагается справа от пирамиды государственной защиты). В противном случае все меры, направленные на большую либерализацию системы социальной защиты, без создания соответствующих компенсационных механизмов самообеспечения и коллективной защиты экономически активного населения будут сопровождаться падением уровня жизни населения и ростом бедности.
Для того чтобы государство из активного экономического и регулирующего субъекта не превратилось в пассивное средство скорой социальной помощи для всевозрастающего числа социальных иждивенцев, очевидно, что оно должно изначально не допускать чрезмерного неравенства в доходах, участвуя наряду с рынком в процессе их формирования.