Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

· Изучение теоретических основ теории доходов и их распределения;

· Рассмотрение проблемы определения благосостояния, как этической и экономической категории;

· Определения понятий уровня и качества жизни, как оценки благосостояния;

· Раскрытие проблемы неравенства в доходах, и как следствие изучение существующих в настоящее время способов его измерения;

· Рассмотрения социальной политики, как формы государственного решения проблемы неравенства в обществе;

Работа содержит 1 файл

исследование соц....docx

— 52.44 Кб (Скачать)

   Натуральные доходы представляют собой всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках домашних хозяйств.

   Подобно заработной плате доходы выступают в двух формах: номинальной и реальной. Номинальные доходы представляют собой сумму денежных средств без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен. Номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей образуют располагаемые доходы. Реальные доходы рассчитываются на основе располагаемых доходов с учетом розничных цен и тарифов (индекса потребительских цен). Реальные доходы представляют собой ту совокупность материальных и нематериальных благ, которой располагает население в результате их покупки, поступления или обладания ими.

   Основными составляющими доходов населения являются доходы лиц наемного труда, предпринимательский доход, доходы от собственности, все виды и формы социальной помощи и поддержки2.

   Обобщающими показателями, характеризующими уровень благосостояния населения, является величина национального дохода (валового или чистого), приходящегося на душу населения. Доход на душу населения позволяет лишь произвести сопоставление уровней этих доходов в различных странах мира. Он не дает ответа на вопрос о степени справедливости распределения доходов среди населения, о дифференциации доходов в обществе.

   Следствием неравенства в распределении является бедность. Бедность не поддается точному определению, хотя имеет и социальное и экономическое звучание. Часто о бедности судят по чисто внешним признакам: много нищих на улицах, бедно одеты люди, неуютно в местах общественного пользования, не чистят мостовые и т.д. С этим может мириться только бедное государство.

  Бедность имеет и чисто экономическое звучание. В широком смысле этого слова о бедности можно говорить, если основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Средства семьи формируются за счет текущих доходов, имеющихся сбережений, трансфертных платежей собственности и т. д. Что касается потребностей семьи, то они обуславливаются множеством факторов, среди которых следует выделить ее размер, здоровье, возраст членов семьи, число трудоспособных, принадлежность к той или иной социальной группе населения и т.п.

    Понятие бедности относительно. То, что для условий США означает жить в бедности, для развивающихся стран может казаться благом или даже раем. В одной и той же стране состояние бедности также неоднозначно. В период экономического спада восприятие бедности одно, а в период подъема производства - другое. Для определения статуса бедности используются различные показатели, которые имею прямое и косвенное значение. Конечно нищий человек - бедный человек. Но когда говорят о дееспособном составе населения, здесь используют такие показатели, как уровень жизни, прожиточный минимум и др. Еще один показатель обычно характеризует черту бедности - это понятие индексации доходов. В условиях стабильно функционирующей экономики редко приходится сталкиваться с индексацией доходов. К этой мере прибегать практически не приходится, но как только производство начинает давать сбои, появляются инфляция безработица, и тогда государства включает систему социальной подпитки различных слоев населения и на повестку дня ставится проблема индексации доходов. Индексация может выступать в виде единовременных денежных выплат, могут быть компенсированы потери денег во вкладах, произошедшие в следствии инфляции и т. д. Чаще всего индексация проводится чтобы сгладить негативные последствия повышения цен, особенно на производственные товары и услуги, ибо эта мера в наибольшей мере затрагивает насущные жизненные интересы людей. 
 

1.3 Причины  социального неравенства. Измерение неравенства в доходах

    Прежде всего, к причинам, вызывающим неравенство, относится наличие или отсутствие условий для получения доходов. Поэтому рост безработицы объективно усиливает это неравенства, которое дополняется целым рядом морально-психологический моментов, ухудшающих социальное положение людей, не находящих адекватного приложения своих способностей в экономической жизни общества.

   К причинам, обуславливающим неравенство в распределении доходов, относится также уровень образования и профессиональной подготовки. Данные факторы предопределяют возможность работника выполнять те или иные профессиональные функции или виды работ, что объективнее связано с уровнем оплаты оказываемых им услуг. Кроме того, более высокий уровень образования и профессиональной подготовки создает предпосылки для высокой мобильности рабочей силы в условиях неизбежных ускоренных структурных сдвигов в общественном производстве, что опять таки сокращает расходы общества на подготовку и осуществление тех или иных видов хозяйственной деятельности.

    Следующая причина социального неравенства - отношения владению собственности, с которыми связаны нетрудовые доходы. Это - проценты, дивиденды, рента. Учитывая то, что имущества передается по наследству, можно заключить, что имущественная дифференциация населения сопровождается его дифференциацией по доходам. Конечно, отношения собственности часто вступаю во взаимодействие с другими доходными факторами. Однако для подавляющей части населения доходы на собственность в виде добавки к основному доходу, и незначительная часть населения получает возможность. Присваивать высокие доходы на собственность, которые являются основополагающим или единственным их источником.

   Немаловажное значение имеют и такие причины, как степень рыночной силы (власти), дискриминация, бюрократизация государственной власти и управления корпорациями.

   С наибольшей силой они проявляются в переходные периоды, когда под флагом демократизации и либерализации чиновничий аппарат приобретает самодовлеющее значение и реальную власть, особенно в отношении распоряжения государственной собственностью.

    Это та благодатная почва, на которой произрастает так называемая бюрократическая и клептократическая буржуазия3.

   Для определения степени неравномерности распределения доходов среди населения страны используются различные методы расчета. В частности, функциональное распределение доходов позволяет определить долю соответствующего фактора производства в национальном доходе.

   Наиболее широко известным и апробированным в общественной практике является так называемая кривая Лоренца.

   Кривая Лоренца представляет собой графический метод определения отклонений в системе распределения доходов от линий абстрактной возможности абсолютного равенства в их распределении.

   Для построения кривой Лоренца на оси абсцисс откладывают доли семей (в процентах от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, на оси ординат - доли доходов, получаемых этими семьями.

   Как видно, на первые три группы семей, составляющих 60% от общего их числа в России, приходилось лишь 32,5% всей суммы доходов в стане. Тогда как наиболее обеспеченная группа семей (пятая) присвоила из неё 44,7%. Лишь четвертая группа семей получает доходы (22%) приблизительно пропорционально их доле в общей численности семей в стране. Наиболее обездоленная группа семей (первая) получает лишь 6,5% всей совокупности доходов домашних хозяйств.

   Для оценки неравномерности распределения доходов между группами населения используется индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он стремится к нулю по мере выравнивания уровня доходов среди населения и к единице в случае нарастания поляризации общества по уровню доходов.

   Наряду с коэффициентом Джини для характеристики дифференциации доходов населения используется коэффициент фондов или дециальный коэффициент дифференциации доходов. Он показывает, насколько велик разрыв в доходах наиболее далеко отстоящих друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в общей численности: 10% населения с самыми низкими доходами и 10% с самыми высокими.

    В ООН исчисляется показатель - индекс человеческого развития. Этот показатель дает обобщающую характеристику качества жизни населения. При этом учитываются величина ожидаемой продолжительности жизни, достигнутый уровень образования и доходы населения. Величина этого индекса определяется как средняя арифметическая индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение данного показателя к 1, тем выше развитие человеческого потенциала (возможностей) в данной стране.

    Заканчивая первую главу можно сделать вывод о сложности проблемы благосостояния. Благосостояние трудно оценить, но в упрощенном варианте благосостояние напрямую зависит от доходов. Существует множество различных классификаций доходов, основное же среди всех понятий дохода, это понятие личного дохода. В зависимости от величины личного дохода индивид может быть отнесен к тому или иному слою населения. Расслоение общества это естественное состояние общественной жизни, которое вызвано, в том числе, и объективными причинами неравенства в доходах. Среди таких причин есть зависящие как от самого человека и условий его жизни, так и от сложившихся в обществе традиций. Измерение доходов и благосостояния производится на основе различных показателей, к числу которых относятся ВВП на душу населения, потребительская корзина и, рассчитываемый на её основе, прожиточный минимум. 

 Глава 2. Социальная политика 

2.1 Сущность  социальной политики. Ее основные направления и формы

   Во второй половине XX века в западных странах вместе с внедрением государственного регулирования экономики существенно изменился характер самого государства: оно стало правовым и демократическим. Сложился новый вариант экономики - социально ориентированный.

   При этом можно выделить несколько основных черт социально - ориентированной экономики.

   Во-первых, в такой экономике нормальным считается множественность форм собственности. Этим выражается больший демократизм отношений собственности. Считается необходимым существование государственного сектора экономики, выполняющего задачу (которую не в состоянии выполнить свободная рыночная экономика) - обеспечить социальную устойчивость общества.

   Во-вторых, в социально ориентированной экономике все граждане наделены основными социальными правами и свободами, Они могут отстаивать эти права в суде.

   В-третьих, государство создает условия достаточного удовлетворения совокупности наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.

   В-четвертых, в социально ориентированной экономике государство с помощью налогов перераспределяет личные доходы граждан - от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны. Благодаря такому распределению государство дает средства к существованию тем, кого либеральная рыночная экономика «бросает на произвол судьбы» (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.)

   Наконец, в-пятых, в социально ориентированной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: богатый - 10-15%; средний - 70-80% и бедный - 15-20%. В случае опоры на средний класс обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Этому, несомненно, способствуют создаваемые государством различные фонды социального назначения4.

    Социальная политика - это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.

   Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния дел в общественном производстве, приоритетной целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.

   Конечной целью общественного производства является удовлетворение потребностей людей, задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое общества состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных.

   Важным направлением социальной политики государства выступает обеспечение условий для обеспечения нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, организовывать систему подготовки и переподготовки работников.

   Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация негативных последствий при переходе к рыночной экономике. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики.

  Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для проведения социальной политики; с другой стороны проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.

   Следующим признаком можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально - демографических слоев и групп населения.

Информация о работе Социальная политика