Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:50, реферат

Описание работы

Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: “ Свобода без ответственности не существует.

Работа содержит 1 файл

социальная политика.docx

— 38.89 Кб (Скачать)

2. Завершение конверсии  на рыночных принципах в конкурентоспособном  секторе бывшего ВПК (в авиационной,  космической, химико-технологической,  медико-биологической промышленности  и др.) и его выхода на внешние  рынки. 

3. Сокращение мощностей  в депрессивных отраслях и  подотраслях (угольной, частично судостроительной, металлургии, нефтехимии, текстильной промышленности) и создание конкурентно способной среды в отношении оставшихся производителей. 

4. Достижение современного  уровня развития перерабатывающей  сельскохозяйственной промышленности, в целом реформирование аграрного  сектора на базе современного, отвечающего рыночным принципам  законодательства. 

5. Техническое переоснащение  в соответствии с современными  требованиями подотраслей магистральной инфраструктуры. 

6. Завершение создания  необходимой инфраструктуры для  эффективного функционирования  малого бизнеса. 

7. Формирование остова  инновационной сферы, адаптированной  к современному рынку. 

Вместе с тем  крайне значимой проблемой структурных  преобразований в обозримой перспективе  останется развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. выдвигаются цели обеспечения уровней  потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения. преодоления кризисных последствий природных процессов, достижение современных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающего кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому рынку. Принципиально важно, что целевые ориентиры будут определять конкретные направления политических действий в рамках определенных секторов и сегментов рынка и социальной сферы. В практическом плане согласование инструментов рыночного регулирования и социальной политики становится возможным на основе двух принципов - строгого разграничения и одновременно взаимосвязанного максимального применения критериев принятия решения двух рассматриваемых направлений: политико-экономического и политико-социального. В соответствии с развиваемым подходом любое серьезное политическое решение призвано оцениваться с учетом эффектов взаимодействия рыночных и социальных процессов. При этом необходимо принимать в расчет двойственный, неоднозначный характер их влияния друг на друга. Так, например, использование инструментов структурной промышленной политики сопряжено, с одной стороны, с повышением конкурентоспособности отечественных производителей, ростом промышленного выпуска и, соответственно, увеличением ресурсов накопления для социального развития в будущем, с другой стороны, повышением финансовых заимствований государства, давлением на цены и уменьшением текущего финансирования социальной сферы. В отечественной практике отрыв решения, касающихся экономико-политической деятельности, от объективно связанных с ними решений, касающихся социальной сферы наблюдается, к сожалению, повсеместно. Очевидно, наиболее предпочтительным является тот вариант согласования экономико-политических и социально-политических действий, при котором достигается максимально положительный результат взаимодействия экономических и социальных процессов или минимально результирующий эффект такого взаимодействия. Безусловно, проблема оценки взаимодействия рассматриваемых политических инструментов крайне сложна. В современных условиях вследствие фактора неопределенности крайне трудно предсказать сами количественные параметры, характеризующие взаимовлияние рыночных и социальных процессов. Выход из положения может быть найден путем программирования политических решений. К настоящему времени возникли весомые предпосылки к полномасштабной реализации системы общенационального государственного программирования. В их числе следует выделить создание современной, отвечающей мировым стандартам системы национального счетоводства и совершенствование практики среднесрочного прогнозирования. Следовательно, для успешного проведения масштабных структурных преобразований большое значение имеет конкретизация взаимосогласованных общенациональных целей экономической и социальной политики в рамках среднесрочного прогнозирования индикативного плана. 

1.5 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

. 

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение. 

Реальные  доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов. 

Заработная  плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными ра6отниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата. 
 
 

Различия  в уровне доходов  на душу населения, или  на одного занятого, называется дифференциацией доходов.  

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  ГОСУДАРСТВА И  ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА: РЕФОРМЫ  И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Социальная  политика государства  предполагает наличие: 

1) общественно поддерживаемой  социальной доктрины (в идеале - сформулированной  в официальных программных документах; 

2) конституционных  и законодательных установлений  и конкретизирующих их нормативных  подзаконных актов по группам  и отдельным социальным обязательствам  государства; 

3) институционального  каркаса и механизмов организации  исполнения социальных обязательств  государства; 

4) организационной  структуры мониторинга и контроля; 

5) ресурсов для  реализации предыдущих позиций  и для непосредственного исполнения  социальных обязательств государства. 

Исправление положения  требует ряда мер. 

  Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической целесообразности, а не политических амбиций. Проблемы федерализма не должны становиться центром переплетения политики и экономики. Сегодня же при распределении федеральных налогов и субсидий одни регионы несут главную тяжесть по обеспечению бюджета федерации, а другие стали главными ”потребителями” этого бюджета. 

  Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности, как по объектам воздействия, так и по “проблематике”, без чего в принципе невозможно определить пределы управления. 
 

 В-третьих, задачей управления социальным развитием является конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся системы государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических условий и ограничений различного характера. 

 В настоящее  время в условиях экономических,  структурных, социальных (отчасти  психологических) экологических  кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом: 

- активная политика  по повышению уровня жизни,  социальной поддержки населения,  созданию условий для реализации  его возможностей самостоятельно  обеспечить свое благосостояние. 

- действенные меры  на рынке труда по оптимизации  структуры занятости и сокращению  безработицы. 

- формирование механизма  социальной защиты социально  неблагополучных и социально  уязвимых категорий населения,  социального обеспечения нетрудоспособного  населения. 

- разработка эффективной  системы защиты гражданских прав  личности и обеспечения безопасности. 

- Институционные  преобразования в социально - бытовой инфраструктуре и социально  - культурной сфере с целью  расширения возможностей получения  соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для  каждого минимального набора  бесплатных услуг образования,  здравоохранения и т. п.  
 

2.3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 
 
 

К числу мер общего характера относятся  социальные выплаты  семьям, связанные  с рождением и  воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии  обучающимся в  высших и средних  учебных заведениях и другие виды выплат. 
 

Страховые пособия в связи  с рождением ребёнка. 

При рождении ребёнка  выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым  ребёнком. Также существует не большое  пособие для женщин, ожидающих  ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем  ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым  не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с  матерью. 

Выплаты взрослым членам семьи. 

Предусмотрено пособие  трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что  очень мало. Население редко прибегает  к уходу с работы для ухода  за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени. 

Также дело обстоит  и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты. 

В соответствии с  указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также  и они не составляют значительного  капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары. 

Пособия по безработице  это особая форма выплат. Эти пособия  в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания  звания” безработного и выплаты  этого пособия. Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое  количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице  велико, около МРОТ, и его получение  связано с большими сложностями. 

Стипендии. 

Стипендия для студентов  ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного  заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует  средней оплате труда. 

Особой формой поощрения  студентов и аспирантов ВУЗов  является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем  не менее, при существующем уровне цен  прожить на данные выплаты крайне сложно. 

Среди частных проблем  совершенствования  социальной политики основными являются следующие: 

· стабилизация финансового  положения государственных внебюджетных социальных фондов; 

· погашение задолженности  работникам по заработной плате; 

· расширение источников финансирования социальных услуг; 

· внедрение адресной системы социальной поддержки населения; 

· введение единого  порядка корректировки шкалы  и ставок подоходного налогообложения. 

Формирование  рыночной экономики  в России невозможно без действенной  социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

.  

Информация о работе Социальная политика