Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:50, реферат
Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: “ Свобода без ответственности не существует.
Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей. Наиболее развитая система социальной политики может быть представлена в следующей схеме структуры социальной политики датского государства.
С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная
политика является и фактором экономического
роста. Если экономический рост не сопровождается
ростом благосостояния, то люди утрачивают
стимулы к эффективной экономической
деятельности. Одновременно, чем выше
достигнутая ступень экономического развития,
тем выше требования к людям, обеспечивающим
экономический рост, их знаниям, культуре,
физическому и нравственному развитию.
В свою очередь это требует дальнейшего
развития социальной сферы.
1.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Практика проведения
социальной политики в развитых странах
выработана несколько направлений
в ее реализации. К ним относятся:
социальное страхование; социальную защиту
работников, политику в области заработной
платы; социальные меры на рынке труда;
жилищную политику.
Социальное
страхование - наиболее важная часть
политики государства в социальной сфере.
установленная, контролируемая и гарантированная
государством система обеспечения, поддержки
престарелых, нетрудоспособных граждан
за счёт государственного целевого внебюджетного
Фонда социального страхования, а также
других коллективных и частных страховых
фондов.
Фонд социального
страхования Российской Федерации
является вторым по величине (после
Пенсионного фонда РФ) социальным
внебюджетным фондом.
Цель Фонда социального
страхования Российской Федерации
- финансирование выплат пособий по
временной нетрудоспособности, беременности
и родам, при рождении ребенка, уходу
за ребенком до полутора лет, финансирование
организации санаторно-
Практика определила
несколько форм социального
страхования. Во многих цивилизованных
странах применяются следующие: страхование
от несчастного случая, болезни, в связи
с родами и уходом за ребенком, по инвалидности,
в случае потери работы, пенсионное страхование.
Важнейшим направлением
политики пенсионного страхования является
осуществление концепции “динамической
пенсии”: приведение пенсий в соответствии
с уровнем заработной платы работающего
населения. Тем самым удастся воспрепятствовать
обесценению (вследствие инфляции) средств,
которые были накоплены работником, путем
регулярных отчислений.
Международная практика
и отечественный опыт свидетельствуют
о том, что к важнейшим принципам
социальной защиты работников
следует отнести:
социальная ответственность
общества и государства за бережное отношение
к личности, к защите достоинства человека,
его права на свободный труд, свободу выбора
профессии, места работы и обучения, охрану
труда, обеспечение приемлемых условий
труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию
утраты трудоспособности, что соответствует
положениям Всеобщей декларации прав
человека, социальных пактов и других
документов ООН, МОТ и других признанных
международных норм;
социальная справедливость
в области трудовых
отношений - равные права на условия
и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности
и трудоспособности граждан, высокий уровень
компенсации утраты трудоспособности,
обеспечение медицинского, социальной
и профессиональной реабилитации;
всеобщий и
обязательный характер
минимально возможный
уровень социальных и
государственные
гарантии связанные с социальной защитой
при одновременной самостоятельности
и самоуправляемости негосударственных
систем и программ защиты;
заинтересованность
всех основных субъектов защиты
(государство, предприниматели,
солидарность
всех субъектов социальной
экономическую и
социальную свободу работников в
области труда - выбор профессии
с приемлемыми уровнями социальных
и профессиональных рисков, возможность
получения профессионального
личную ответственность
работников за сохранение
многоуровневость
и разноадресность способов социальной
защиты - от государственных гарантий
для всех трудящихся до узконаправленных
мер для отдельных их категорий и профессиональных
групп;
многосубъектность
социальной защиты - субъектами социальной
защиты должны выступать: государство
(в лице ведомств и министерств), работодатели,
товарищества по страхованию, региональные
органы управления;
многоаспектность
и разнонаправленность мер
Социальная
политика на рынке
труда. Государственная политика в этой
области делает особенно отчетливым переход
системы чистого страхования по безработице
к поиску профилактических мер по предотвращению
возможных трудностей в трудовой деятельности
и на рынке труда.
Социальная политика
применительно к рынку связана
прежде всего с возможностями государства
влиять на спрос на рабочую силу. Кроме
того, воздействие на этот рынок идет с
помощью корректировки правовых норм,
касающихся использования в стране иностранной
рабочей силы. Регулирование может осуществляться
и сокращением доступа некоторых групп
работников на рынок труда (например, с
помощью сокращения пенсионного возраста).
Кроме того, государство может влиять
на рынок труда, информируя о его состоянии
заинтересованные органы. Весьма серьезное
воздействие на этот рынок оно оказывает
и тем, что берет на себя организацию и
финансирование системы переобучения
работников в связи со структурными сдвигами
в экономике.
Жилищная
политика.
Политика обеспечения
необходимых жилищных условий рассматривается
в современных западных странах
как инструмент социальной политики.
Легко и быстро решаемые жилищные
проблемы усиливают территориальную
подвижность рабочей силы, что
в условиях существенных структурных
сдвигов приобретает особую значимость,
ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте
это направление социальной политики
проводится путем выделения из бюджета
средств для оказания помощи работникам,
арендующим жилье. Однако есть и альтернативные
варианты: государство в состоянии поощрять
самостоятельное жилищное строительство.
При этом используются различные возможности.
Например, территориальные органы власти
сами создают относительно дешевые комплексы
жилья и сдают их в наем семьям с низкими
доходами. Еще один путь социальной поддержки
в этой области предполагает использование
жилья, построенного частными строительными
кооперативами. Роль государства в этом
случае сводится к тому, что оно бесплатно
предоставляет строительным организациям
землю, осуществляет их льготное кредитование
или применяет к ним более мягкое налогообложение.
В рамках данного варианта государство
обычно контролирует величину оплаты
жилья, устанавливая предельную сумму
доходов владельцев за сдаваемое в наем
жилье. В отдельных случаях приходится
поступать еще более решительно: изымать
из частной собственности землю и использовать
ее для государственного жилищного строительства.
1.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:
ПРОБЛЕМЫ СОГЛАСОВАНИЯ.
В настоящее
время все большую
Рациональность
структуры рыночного хозяйства
на постиндустриальной стадии
развития определяется
1. Преобладающая
роль в промышленной структуре
высокотехнологичных отраслей, максимально
адаптированных к
2. Вымывание многих
традиционных методов
3. Создание новых
продуктов и
4. Рациональное сочетание
крупных, средних и малых
5. Формирование аграрного
сектора, полностью
6. Становление технически
и технологически
7. Формирование инновационной
сферы, служащей генератором
Достижение рассмотренных
целей структурной
Один из возможных
вариантов набора основных промежуточных
целей структурного рыночного реформирования
выглядит таким образом:
1. Достижение современных
стандартов ресурсосбережения