Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:50, реферат

Описание работы

Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: “ Свобода без ответственности не существует.

Работа содержит 1 файл

социальная политика.docx

— 38.89 Кб (Скачать)

 Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей. Наиболее развитая система социальной политики может быть представлена в следующей схеме структуры социальной политики датского государства.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

 Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы. 

1.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Практика проведения социальной политики в развитых странах  выработана несколько направлений  в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику. 

Социальное  страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. 

Фонд социального  страхования Российской Федерации  является вторым по величине (после  Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом. 

Цель Фонда социального  страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу  за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками  формирования средств Фонда социального  страхования РФ служат страховые  взносы предприятий и организаций  всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование. 

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений. 
 

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют  о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:  

 социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм; 

  социальная справедливость  в области трудовых  отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации; 

 всеобщий и  обязательный характер защитных  работников от социальных и  профессиональных рисков, обеспечение  права на социальную защиту  как главного ориентира социально  - экономического развития общества; 

 минимально возможный  уровень социальных и профессиональных  рисков, доступность и открытость  соответствующей информации; 

 государственные  гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты; 

 заинтересованность  всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества  социального страхования и широкий  круг профессиональных организаций  трудящихся) в формировании и  совершенствовании тех или иных  систем и форм защиты; 

 солидарность  всех субъектов социальной защиты  на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового  бремени по компенсации и минимизации  социальных и профессиональных  рисков; 

экономическую и  социальную свободу работников в  области труда - выбор профессии  с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность  получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций; 

 личную ответственность  работников за сохранение своего  здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места  работы; 

 многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп; 

многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления; 

 многоаспектность  и разнонаправленность мер социальной  защиты - предметом внимания должны  стать условия и оплата труда  работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация  утраты работоспособности и реабилитационные  услуги.

Социальная  политика на рынке  труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда. 

Социальная политика применительно к рынку связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике. 
 

Жилищная  политика. 

Политика обеспечения  необходимых жилищных условий рассматривается  в современных западных странах  как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную  подвижность рабочей силы, что  в условиях существенных структурных  сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства. 

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета  средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства. 
 
 

1.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ СОГЛАСОВАНИЯ. 

 В настоящее  время все большую общественную  поддержку получает точка зрения  в пользу реализации целенаправленной  экономико-политической стратегии  всеобъемлющего перехода к постиндустриальному  и одновременно социально ориентируемому  рыночным порядкам. переход к постиндустриальному не может быть сопряжен с кардинальными структурными изменениями. В ближайший перспективный период достижение устойчивых темпов экономического роста становится возможным в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, прежде всего прекращения падения и дальнейшего увеличения доли перерабатывающих отраслей в промышленности, кардинального повышения роли высокотехнологичных отраслей, постепенного снижения доли первичных отраслей и существенного ослабления зависимости экономики от экспорта первичных ресурсов. 

 Рациональность  структуры рыночного хозяйства  на постиндустриальной стадии  развития определяется следующими  характеристиками: 

1. Преобладающая  роль в промышленной структуре  высокотехнологичных отраслей, максимально  адаптированных к использованию  достижений новейшего этапа научно-технической  революции. 

2. Вымывание многих  традиционных методов производства  и целых отраслей, замена ряда  массовых ресурсов новыми искусственными  материалами. 

3. Создание новых  продуктов и усовершенствование  ранее выпускаемых исходя из  требования максимального разнообразия  и повышение качества при параллельном  создании новых рабочих мест. 

4. Рациональное сочетание  крупных, средних и малых промышленных  предприятий за счет оптимального  сочетания материало-энерго и трудосберегающих технологий и оптимального приспособления к изменениям спроса посредством диверсификации производства и выхода на новые рынки. 

5. Формирование аграрного  сектора, полностью отвечающего  современным рыночным стандартам. 

6. Становление технически  и технологически преобразованных  отраслей сферы услуг на базе  реализации новых систем информатизации. 

7. Формирование инновационной  сферы, служащей генератором авангардных  технологий на основе постоянного  роста эффективности затрат на  НИОКР. 

 Достижение рассмотренных  целей структурной трансформации  в рамках рыночной сферы неизбежно  будет связанно с решением  социальных проблем. Особую важность  имеет фактор человеческого капитала. Постиндустриальное преобразование  производственной сферы будет  неизбежно связанно с повышением  квалификации используемого персонала,  так и с уменьшением его  численности. Так что проблема  занятости во многих промышленных  отраслях будет крайне значимой  в социальном плане. Усилится  позитивная зависимость национального  экономического успеха от преодоления  бедности, сокращения дифференциации  доходов, совершенствования системы  образования и улучшения других  социальных факторов. Трансформация  Российской экономики в направлении к современному постиндустриальному типу обязательно предполагает преодоление сложившихся структурных деформаций, прежде всего, в отношении первичных отраслей, бывшего ВПК и аграрного сектора. Следовательно, долгосрочные императивы структурных преобразований требуется дополнить промежуточными целями на среднесрочную перспективу, прежде всего, прежде всего определяющими направление преодоления структурных деформаций. 

Один из возможных  вариантов набора основных промежуточных  целей структурного рыночного реформирования выглядит таким образом: 

1. Достижение современных  стандартов ресурсосбережения в  первичных отраслях на принципах  комплексного использования в  максимальном приближении его  к источникам. 

Информация о работе Социальная политика