Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:12, реферат
Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела.
Согласно А.В. Петровскому,
развитие личности может быть представлено
как единство непрерывности и
прерывности. "Непрерывность в
развитии личности выражает относительную
устойчивость в закономерности её перехода
от одной фазы к другой в данной
общности, для нее референтной. Прерывность
характеризует качественные изменения,
порождаемые особенностями
А.В.Петровский, осуществляя
попытку социально-
· детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;
· отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";
· юность - интеграция, процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития.
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка". Однако сегодняшний школьный процесс, учебная деятельность переживают достаточно сложный период, как и всё наше общество.
Взросление и развитие человека обусловлено взаимодействием процессов социализации и индивидуализации, в недрах которого у него формируется психологическая адаптация в единстве ее социальных и личностных аспектов. Стремление личности к определению индивидуальных способов взаимодействия с окружающей действительностью как раз и зарождается, и развивается в том пространстве общественных отношений, где взаимодействуют, а нередко вступают в противоречие друг с другом два необходимых для становления личности процесса: процесс социализации и процесс индивидуализации. Именно эти процессы создают в своем единстве внешние и внутренние условия для развития индивидуальности личности. Они отвечают за формирование соответственно социальной адаптации и личностной адаптации (адаптированности). Только гармоничное сочетание этих двух процессов на всех предыдущих этапах детства порождает достаточно высокий уровень психологической адаптации старших подростков, что является благоприятным условием для формирования их самоопределения