Социализация в политическом системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:12, реферат

Описание работы

Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела.

Работа содержит 1 файл

социализация.docx

— 21.42 Кб (Скачать)

1. Понятие социализации

Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди  различных представителей психологической  науки. В системе отечественной  психологии употребляются еще два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается  довольно критическое отношение, связанное  уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Процесс  социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря  которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве члена общества.

Сомнение вызывает возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми в отечественной  психологической и педагогической литературе понятиями ("развитие личности" и "воспитание"). Это возражение весьма существенно и заслуживает  того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности -- одна из ключевых идей отечественной психологии. Более  того, признание личности субъектом  социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы  социальных связей, отношений, вне включения  в них. По объему понятия "развитие личности" и "социализация" в  этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется, значительно  более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро  в центре внимания -- социальная среда  и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого  взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса  о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Можно определить сущность социализации: социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной  стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс  активного воспроизводства индивидом  системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного  включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие  идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту  проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек  не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в  собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального  опыта фиксирует не просто пассивное  его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда  результатом ее является не просто прибавка к уже существующему  социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую  ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

2. Особенности современной  социализации

Процессы социализации в современном обществе имеют  свою специфику, связанную с особенностями  социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

1) В традиционном  обществе жизненный путь человека  во многом предопределен тем,  к какой социальной группе  принадлежат его родители. От  рождения до смерти человек  последовательно проходит несколько  возрастных ступеней и на каждом  этапе подвергается «предварительной  социализации». В современном  обществе социальная мобильность  носит вероятностный характер - с  каждой стартовой позиции человек  может попасть на множество  других. Поэтому заранее невозможно  подготовить человека к деятельности  во всех значимых группах; в  результате он сначала попадает  в какую-либо группу, а затем  начинает к ней адаптироваться (социализироваться).

2) Вторая особенность  социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость  агентов социализации. В традиционном  обществе нормы, действующие в  разных агентах социализации, более  согласованы. Для современного  общества характерны ролевые  конфликты как следствие «мозаичного»  характера социализации.

ж связаны с тремя  обстоятельствами:

1) изменением (разрушением)  системы ценностей, в результате  чего старшее поколение не  всегда может подготовить молодежь  к жизни в новых условиях;

2) коренным и очень  быстрым изменением социальной  структуры общества; неспособностью  многих новых социальных групп  обеспечить воспроизводство своих  рядов.

3) ослаблением системы  формального и неформального  социального контроля, как фактора  социализации.

К одной из наиболее явных особенностей современной  социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими  периодами. Юношество, как период социализации значительно увеличилось по сравнению  с предшествующими эпохами. Вообще статус его изменился. Если раньше оно  рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому  периоду жизнедеятельности, который  обладает не меньшей ценностью, чем  жизнь взрослого человека. Такое  отношение предполагает большее  уважение и более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими  временами. Появляются особые законы, охраняющие права подростков и действующие  на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к нему, поскольку оно определяет будущее.

Для нормального  развития и социализации такие социальные организации, как школа или семья, не только должны, но и вынуждены, заботится  об этом периоде жизни человека. 

Особая роль в  современной социализации принадлежит  образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым  условием социализации почти во всех страх мира. Поскольку темпы смены  новых поколений техники опережают  темпы смены новых поколений  работников, человеку приходится учиться  практически всю жизнь. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также  и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект  самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные  способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма. Высокий  уровень профессионализма уже не является чем-то исключительным, поскольку  сложнейшие производство требует и  соответствующих специалистов. Профессиональные ошибки при современных технологиях  всё дороже обходятся обществу, что  и происходит при технических  авариях и катастрофах.

Творчество так  же становится необходимы условием социализации и уже не рассматривается современной  педагогикой как нечто редкостное и необычное. Современные подходы  в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек - творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося  в процессе обучения как важнейший  компонент содержания образования  наряду с усвоением знаний, умений и навыков.

Мы видим, что образование  как обязательное условие и особенность  современной социализации связано  с многообразием, прежде всего социальных проблем. Но не менее значимы и  личностные проблемы. Особенности современной  социализации человека определяются также  и темы новыми требованиями к его  характерологическим чертам, которые  должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного  члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую  выраженность.

Кроме того, сложность  и динамика в процессе социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе социального  развития, предполагающей единство противоположных  начал. Если такая гармонизация невозможна, о необходима, по крайней мере, компенсация  слабовыраженных или чрезмерно  доминирующих качеств. Современному человеку необходимо знать свои достоинства  и недостатки, поскольку они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности.

3. Стадии развития  личности в процессе социализации

Вопрос о стадиях  процесса социализации имеет свою историю  в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались  в системе фрейдизма, традиция в  определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет  период раннего детства. Это привело  и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как  процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С  другой стороны, уже довольно давно  в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том  же теоретическом ключе экспериментальные  работы, исследующие социализацию в  период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы  социальной психологии делают сегодня  особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса  о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть  содержания социализации. В последние  годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства  и юности. Так, в отечественной  социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации  стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта  стадия разделяется на два более  или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка  до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего  детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком  понимании этого термина. К этому  этапу относится, безусловно, все  время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме  существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения  стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С  другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного  рода довольно значительна по сравнению  со средней школой, в частности  в свете все более последовательного  проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды  в жизни человека трудно рассмотреть  по той же самой схеме, что и  время обучения в школе. Так или  иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом  решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так  и в практическом плане: студенчество -- одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы  «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений -- это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается  вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают  идею продолжения социализации в  период трудовой деятельности. Более  того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает  особое значение этой стадии. Признание  трудовой стадии социализации логически  следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания  сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис  о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального  опыта. Конечно, юность -- важнейшая  пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может  быть сброшен со счетов при выявлении  факторов этого процесса.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии  полярно противоположны: одна из них  полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция  Э.Эриксона о наличии восьми возрастов  человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний  из возрастов -- «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что  соответствует окончательному становлению  идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая  стадия социализации действительно  существует.

Информация о работе Социализация в политическом системе