Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:12, реферат
Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела.
1. Понятие социализации
Термин "социализация",
не смотря на его широкую
Сомнение вызывает
возможность точного разведения
понятия социализации с другими,
широко используемыми в отечественной
психологической и
Вместе с тем, если
понимать процесс развития личности
в ее активном взаимодействии с социальной
средой, то каждый из элементов этого
взаимодействия имеет право на рассмотрение
без опасения, что преимущественное
внимание к одной из сторон взаимодействия
обязательно должно обернуться ее абсолютизацией,
недооценкой другого
Можно определить сущность
социализации: социализация -- это двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной
стороны, усвоение индивидом социального
опыта путем вхождения в
2. Особенности современной социализации
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
1) В традиционном
обществе жизненный путь
2) Вторая особенность
социализации в современном
ж связаны с тремя обстоятельствами:
1) изменением (разрушением)
системы ценностей, в
2) коренным и очень
быстрым изменением социальной
структуры общества; неспособностью
многих новых социальных групп
обеспечить воспроизводство
3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами. Юношество, как период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус его изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющие права подростков и действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к нему, поскольку оно определяет будущее.
Для нормального
развития и социализации такие социальные
организации, как школа или семья,
не только должны, но и вынуждены, заботится
об этом периоде жизни человека.
Особая роль в
современной социализации принадлежит
образованию и приобретению профессии.
Образование является необходимым
условием социализации почти во всех
страх мира. Поскольку темпы смены
новых поколений техники
Творчество так
же становится необходимы условием социализации
и уже не рассматривается современной
педагогикой как нечто
Мы видим, что образование как обязательное условие и особенность современной социализации связано с многообразием, прежде всего социальных проблем. Но не менее значимы и личностные проблемы. Особенности современной социализации человека определяются также и темы новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность.
Кроме того, сложность и динамика в процессе социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе социального развития, предполагающей единство противоположных начал. Если такая гармонизация невозможна, о необходима, по крайней мере, компенсация слабовыраженных или чрезмерно доминирующих качеств. Современному человеку необходимо знать свои достоинства и недостатки, поскольку они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности.
3. Стадии развития
личности в процессе
Вопрос о стадиях
процесса социализации имеет свою историю
в системе психологического знания
(Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно
вопросы социализации рассматривались
в системе фрейдизма, традиция в
определении стадий социализации складывалась
именно в этой схеме. Как известно,
с точки зрения психоанализа, особое
значение для развития личности имеет
период раннего детства. Это привело
и к достаточно жесткому установлению
стадий социализации: в системе психоанализа
социализация рассматривается как
процесс, совпадающий хронологически
с периодом раннего детства. С
другой стороны, уже довольно давно
в неортодоксальных психоаналитических
работах временные рамки
Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия
социализации охватывает весь период
жизни человека до начала трудовой
деятельности. В свою очередь эта
стадия разделяется на два более
или менее самостоятельных
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения,
включающая весь период юности в широком
понимании этого термина. К этому
этапу относится, безусловно, все
время обучения в школе. Относительно
периода обучения в вузе или техникуме
существуют различные точки зрения.
Если в качестве критерия для выделения
стадий принято отношение к трудовой
деятельности, то вуз, техникум и прочие
формы образования не могут быть
отнесены к следующей стадии. С
другой стороны, специфика обучения
в учебных заведениях подобного
рода довольно значительна по сравнению
со средней школой, в частности
в свете все более
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений -- это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность -- важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов -- «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.