Социалистическая политическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Характерные черты социал-демократической доктрины, которая воплощена в концепции демократического социализма. Эволюция социалистической идеологии в России, ее состояние на современном этапе. Причины появления и содержание идеологии «Новых левых».

Содержание

Введение
Основная часть
1 Зарождение социалистической идеологии
2 Реформистское (социал-демократия) и революционное (коммунизм) направления
3 Социалистическая идеология в России: история и современность.
4 Современный социализм
5Анализ идеологии «Новых левых»
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 44.08 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5 Анализ идеологии «Новых левых»   

  После крушения монопольного статуса коммунистической идеологии в общественном мнении, казалось, установилось нечто наподобие аллергии относительно идейно-целевых течений. Сложилась ситуация, которую специалисты называли идеологическим вакуумом. Но она продолжалась недолго. Активность новых политических элит, пытавшихся отстоять интересы вступающих в борьбу за власть групп, а главное - стремление широких слоев населения концептуально оформить свои политические чувства, надежды и разочарования, породили всплеск различных идеологических доктрин. Временное затишье сменилось идеологическим бумом. Однако, несмотря на обилие идеологических конструкций, в настоящее время доминирующее положение в политико-идеологическом пространстве занимают три идеологических течения: коммунистическое, национально-патриотическое и либерально-демократическое.Всплеск активности национально-патриотических идеологий, поставивших в центр своих требований образ Родины, обусловлен сложными процессами развития национального самосознания украинского народа и особенно "кризисом национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации". Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, всегда отстаивающая приоритеты социального и межгосударственного мира и связывающая идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления. Проповедуемая социал-демократией концепция "социального партнерства" (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы) в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей "демократического социализма", трудности, связанные с реализацией "государства всеобщего благоденствия", смена общественного строя в большинстве стран "реального социализма" и др. негативно сказались на влиянии социал-демократии в мире.Наиболее известное "левое" течение западной политической мысли - марксизм подвергся существенной ревизии также слева в направлении конкретизации и ужесточения заложенных в нем революционных принципов. На этом пути отдельные его положения были использованы для разработки в самом конце XIX - начале XX в. политической доктрины левого революционного радикализма в лице ленинизма и родственных ему течений. Инициатива в этом деле принадлежала русской левой социал-демократии во главе с В.И. Лениным. Поэтому-то это новое течение и получило название марксизма-ленинизма или просто ленинизма, которое в свою очередь легло в основу левоэгалитарной большевистской теории общества и государства. Целесообразно отметить следующие соображения, которые не всегда учитываются при анализе преемственности марксизма с возникшими в конце XIX-начале XX в. леворадикальными течениями, в том числе и с ленинизмом.Во-первых, из самого марксизма, наряду с ленинизмом и другими течениями левой политической мысли (сталинизмом, титоизмом, маоизмом, троцкизмом и т.д.), вышли также социал-демократизм, австромарксизм, неомарксизм, еврокоммунизм, отдававшие приоритет реформистскому пути преобразования общества.Теоретическое противоборство марксистско-ленинской и социал-демократической идеологий на протяжении всего XX столетия породило ряд существенных различий в попытках реализации принципов "социально справедливого общества". Так, ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и средствами террора и геноцида гражданского населения. Стремление укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это случилось в Восточной Европе) в бывшей Югославии породило так называемый титоизм (И. Тито - генералъный секретарь компартии, а впоследствии Президент Югославской Республики).Попытка реализовать идеи социализма в послевоенном мире породила еще одну прикладную разновидность социализма - маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна). Но XX в. продемонстрировал не только непрекращающиеся попытки практического воплощения ортодоксальных версий социализма. Характерной и весьма показательной чертой нынешнего столетия были настойчивые стремления многих мыслителей модернизировать и теоретическую основу социалистической идеологии. Так австро-марксисты М. Адлер и О. Бауэр пытались создать "интегративную" концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии; А. Шафф и Г. Петрович обосновывали доктрину "гуманистического" марксизма; разрабатывались теории "экологического" и "христианского" социализма и т.д. Однако при всей привлекательности идей социальной справедливости расхождение предписаний теории социализма с реальными тенденциями развития в XX в., а самое главное, их явная склонность к силовым средствам управления, неразрывная связь с имиджем тоталитарных режимов Сталина, Кастро, Чаушеску значительно ослабили политическое влияние этой идеологии в современном мире.В.И. Ленин разработал пути и средства, стратегию и тактику захвата и удержания государственной власти. Речь идет о революционной партии нового типа, теории социалистической революции, теории и практике диктатуры пролетариата, демократического централизма и социалистического государства, создании нового типа изоляции противников режима в виде концентрационных лагерей, а также машины широкомасштабного государственного террора. Все эти компоненты и сделали ленинизм одним из вариантов модели переустройства общества.Термин "новые левые" - попытка найти нового лидера вдохновителя революционных потрясений. Идеолог "новых левых" Г. Маркузе (1898-1979) заявил, что рабочий класс индустриальных стран присоединился к потребительской гонке и в значительной мере интегрировал в капиталистический общественный организм, а поэтому потерял роль социально-политического гегемона. Его политическая миссия якобы переходит к радикальному студенчеству, гуманитарной интеллигенции и маргинально-люмпенизированным слоям. Этот "горючий материал" развитого капиталистического общества в союзе с отверженными массами бедных стран противостоит горстке богатеев и сверхбогатеев. Такой авангардно-политический статус "раскрашивается" соответствующими теоретическими достижениями, часто путем синтеза разнородных социально-философских идей. Так, немецко-американский психолог и социолог Э. Фромм (1900-1980) сделал попытку соединить марксизм с фрейдизмом, "безличный объективизм" марксизма - с глубоким психологизмом фрейдизма и синтезировать динамику социальных процессов Маркса с фрейдистской концепцией личности.Австрийско-американский врач и психолог В. Райх (1897-1957) дополнил концепцию "марксизованного психоанализа" теорией "сексуальной революции", а классическую категорию марксизма "отчуждение" положением о "сексуальном отчуждении" человека. В. Райх рекомендует направить сексуальное сопротивление (энергию) молодежи в политическое русло. "Странная смесь" этих двух начал вызывает сомнение в политической потенции молодежи как "барометра революции" (термин Л. Троцкого).Утопизм, свойственный идеологии "новых левых", и бесперспективность путей достижения социальной гармонии приводит к уменьшению сторонников движения "новых левых".                             

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение

При написании  контрольной стоит отметить, что идеология это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов определенных классов, но в силу относительной самостоятельности идеологии присущи собственные манеры и тенденции развития. Всякая идеология уходит корнями в прошлое, она основывается на прежних исторических традициях народа. Но это не означает. Что новая идеология может возникнуть лишь на базе прошлого идейного, мыслительного материала. Значит идеология должна не только использовать прошлое и исходить из него, но и обогатиться новыми представлениями, которые отражают современное состояние, а также будущее российской действительности. В связи с этим государственная идеология не может быть некой суммой политических линий различных партий и социальных сил. Государственная идеология представляет собой нечто общее, а политика – более частное. При анализе идеологии необходимо руководствоваться принципом партийности, выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов, а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами классы и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку идеология отражает природу того или иного общественного строя, то идеологические различия неустранимы, пока существуют различные социальные системы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Список используемых источников

  1. Ланцов С. А. Политология. М., 2010.
  2. Мухаев Р. Т. Политология. М., 2011.
  3. Политология/Под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. М., 2010.
  4. Политология/Под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты. М., 2009.
  5. Политология/Под ред. В. К. Мокшина. М., 2010.
  6. Политология/Под ред. С. В. Решетникова. М., 2011.
  7. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2010.
  8. Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2010.

     Дополнительная  литература

  1. Василенко И. А. Сравнительная политология. М., 2009.
  2. Исаев Б. А. Теория партий и партийных систем. М., 2008.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К. Г. РАЗУМОВСКОГО»

В Г. АРХАНГЕЛЬСК

 
 

РЕЦЕНЗИЯ  НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«__»____________ 20__ г                                                   __________________//_______________

Информация о работе Социалистическая политическая идеология