Социалистическая политическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Характерные черты социал-демократической доктрины, которая воплощена в концепции демократического социализма. Эволюция социалистической идеологии в России, ее состояние на современном этапе. Причины появления и содержание идеологии «Новых левых».

Содержание

Введение
Основная часть
1 Зарождение социалистической идеологии
2 Реформистское (социал-демократия) и революционное (коммунизм) направления
3 Социалистическая идеология в России: история и современность.
4 Современный социализм
5Анализ идеологии «Новых левых»
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 44.08 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 высшего  профессионального образования

«Московский государственный университет им. К.Г. Разумовского»

в г. Архангельск 
 

Институт  Технологический менеджмент

Контрольная работа

По дисциплине     «Политология»

По теме : «Социалистическая политическая идеология.» 

Студента (ки)  1 курса СФО

Специальность     260800               Шифр 034-ТХ-11

Хмелевской  Екатерины  Васильевны

ФИО

 
 

Проверил _______________________________________________

Вх.№ ______ Дата регистрации____________

Результат проверки

 
 
 

Архангельск

2011__ г

                                            Содержание                             

Введение                                                                                                             3                              

Основная  часть

1 Зарождение социалистической идеологии.                                                     4    

 

2 Реформистское (социал-демократия) и революционное (коммунизм) направления.                                                                                                        5

 

3 Социалистическая идеология в России: история и современность.             9

 

4 Современный  социализм                                                                               10

 

5Анализ  идеологии  «Новых левых»                                                            15

 

Заключение                                                                                                       19                                                                       

 

Список  используемых источников                                                                 20                                                                

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                     Введение

Социализм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что  процесс производства и распределения  доходов находится под контролем  общества. Важнейшей категорией, которая  объединяет различные направления  социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность. Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства.

Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как  первую фазу коммунизма.

На сегодняшний  момент в социализме существует три  основных направления: анархизм, реформизм  и марксизм. По мнению И. В. Сталина, основным законом социализма следует считать «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».

Признаки  социализма:

- Ликвидация  частной собственности и передача  всех средств производства в общенародную собственность (процесс национализации)

- Ликвидация  социального неравенства и эксплуатации  человека человеком

- Классовое  противоборство

- Идея  равенства

Отличием  марксизма от социал-демократии является то, что он откровенно высказывается  в пользу революционного пути преобразования общества – коренной ломки общественного  строя. «Революции – локомотивы истории» - так утверждал Маркс.

 
 
 
 
 
 
 
 

1 Зарождение  социалистической идеологии

Социалистическая  идеология (от лат. socialis – общественный, товарищеский) – идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения. Развитие социалистической идеологии начинается с момента появление классового и имущественного неравенства и эксплуатации в человеческом обществе, т.е. еще с древних времен. В той или иной степени социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как: Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, А.Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Энгельс, Э.Бернштейн, А.Грамши, В.Ленин и других. Суть социалистической идеи – в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития. Социализм защищает право человека не только иметь (обладать) что-то в соответствии со своими заслугами и трудовыми усилиями, но и быть тем, кем ты есть. Отличие социализма как строя – в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки. Другое дело, что появилось оно на базе реальной практики строительства социализма в странах, социально экономически и культурно к этому не готовых, часто с использованием наиболее простых, как казалось, решений, уводивших далеко в сторону от достижения поставленных целей. Основными её ценностями исторически являются справедливость, равенство, солидарность. Современные социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода. В настоящее время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризируется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность – как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.

 
 
 
 
 

    2 Реформистское (социал-демократия) и революционное (коммунизм) направления.

 

Под социал-демократией, как правило, подразумевают теорию и практику партий, входящих в Социалистический интернационал, те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно рассматривать  и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. При этом существует целый ряд  национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Очевидно, что социал-демократия - это весьма сложный и многоплановый феномен. Название данной главы выбрано не случайно. Этим подчеркивается, что речь здесь пойдет о социал-демократии как идейно-политическом течении, таком же, как либерализм, консерватизм и марксизм. Названные и другие родственные им разновидности социал-демократии, как правило, объединяются общим понятием "демократический социализм". Именно на основных идеях, принципах, ценностях и установках демократического социализма и будет сконцентрировано главное внимание. Основную лепту в разработку основополагающих установок демократического социализма, ориентированного на постепенное реформирование общества, внес Э.Бернштейн. Можно сказать, что в смысле признания идей интеграции рабочего класса в существующую систему и ее постепенной трансформации эволюционным путем большинство современных социал-демократов являются наследниками Э.Бернштейна. Главная его заслуга состояла в отказе от тех установок марксизма, реализация которых в России и ряде других стран привела к установлению тоталитарных режимов, что доказало историческую правоту основателя демократического социализма. Речь идет прежде всего об уничтожении до основания старого мира, установлении диктатуры пролетариата, непримиримой классовой борьбе, социальной революции как главном или даже единственном пути ниспровержения старого порядка и т.д.Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э.Бернштейн обосновывал необходимость перехода социал-демократии "на почву парламентской деятельности, числового народного представительства и народного законодательства, которые противоречат идее диктатуры". "Классовая диктатура принадлежит более низкой культуре",- подчеркивал Бернштейн, рассматривая социал-демократию как носительницу более высокой культуры и отказываясь от насильственных, конвульсивных форм перехода к более совершенному социальному устройству. Он считал, что "социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию" является законным наследием либерализма. Речь идет о таких принципиальных для обоих течений вопросах, как свобода личности, экономическая самостоятельность отдельного индивида, его ответственность перед обществом за свои действия и т.д. Свобода, сопряженная с ответственностью, говорил Бернштейн, возможна лишь при наличии соответствующей организации, и "в этом смысле социализм можно было бы даже назвать организаторским либерализмом".По мысли Бернштейна, "демократия - это средство и в то же время цель. Она есть средство проведения социализма и она есть форма осуществления этого социализма". При этом он не без оснований утверждал, что "демократия в принципе предполагает Упразднение господства классов, если только не самих классов". Он же - и тоже не без оснований - говорил о консервативном свойстве демократии .И действительно, в демократической системе отдельные партии и стоящие за ними силы так или иначе сознают границы своего влияния и меру своих возможностей и могут предпринять лишь то, на что в данных условиях могут рассчитывать. Даже в тех случаях, когда те или иные партии предъявляют повышенные требования, зачастую это делается, чтобы иметь возможность получить больше при неизбежных компромиссах с другими силами и партиями. Это обусловливает умеренность требований и постепенность преобразований. Э.Бернштейн настойчиво подчеркивал, что "демократия суть средство и цель одновременно. Она средство завоевания социализма и форма осуществления социализма". По его мнению, реализация полного политического равенства является гарантией реализации основных либеральных принципов. В этом он видел сущность социализма.Характерные черты социал-демократической доктрины, которая воплощена в концепции демократического социализма:                                                                                            - социализм – общественной строй, который достигается нев результате классовой борьбы и революционной ликвидации капитализма, а путем реформ;

- в экономической  сфере – сохранение частной  собственности и функционирование  других форм собственности, т.е.  поддержка идеи смешанной экономики;

- государственное  регулирование экономикой;

- национализация  крупнейших компаний;

- самоуправление  рабочих коллективов и фермеров;

- участие профсоюзов  в разработке национальной экономической  политики;

- участие трудящихся  в принятии решений на уровне  компаний и предприятий;

- разработка  и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение  роста среднего класса, достижения  высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального  равенства и справедливости, особенно  в сфере образования, здравоохранения,  культуры и информации;

- в международном  плане – разработка и поддержание  программ, обеспечивающих стабильность в мире.Как следует из основополагающих документов Социнтерна, демократический социализма – это "общественная модель, которая на базе парламентской демократии и правового государствапостепенно шаг за шагом устраняет недостатки и классовую разобщенность, осуществляет демократию в государстве, экономике и обществе ….. равно как и личную и духовную свободу и тем самым завоевывает и охраняет свои ценности: свободу, справедливость и солидарность."

Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства. Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата, всех работников наемного (физического и умственного) труда, эксплуатируемых капиталом. Высшая фаза общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства: общество, непосредственной целью которого становится неограниченное, всестороннее развитие каждого человека.Коммунизм предполагает соединение в руках тех, кто производит материальные и духовные ценности, всех решающих средств производства и обмена, обращение всего достояния общества на службу трудящимся, превращение их в сплоченную товарищескую ассоциацию. Идеи о гармоничном развитии человека и человеческих отношений зародились еще в XV веке. Однако они существовали в утопической форме, как мечты, осуществление которых не связано с материальным преобразованием общества. В отличие от утопистов, Маркс представил коммунистическое общество как необходимый продукт реального исторического движения, продукт классовой борьбы. По словам Маркса коммунизм не доктрина, не совокупность воззрений о желаемом и должном. С самого начала марксистское учение о коммунизме формировалось как научная теория, базирующаяся на исследовании реально существующих общественных отношений и их развития. Овладение коммунизмом как учением предполагает затем его превращение в общественно-политическое движение, а далее и в общественный строй, который кратко определяется как политическая и экономическая власть трудящихся.То есть коммунизм это научно обоснованное учение, возникшее вследствие полного материалистического анализа всей истории человечества. Неверны и реакционны представления о коммунизме как якобы о бездельном потребительском рае, - без образцово поставленной, организованной общественно обусловленной деятельности, вовлекающей в свою орбиту всех здоровых граждан, любое человеческое объединение неминуемо приходит к своему социально-нравственному вырождению и полуживотному самосознанию. Коммунизм - это постепенно набирающее силу общеисторическое движение и то качественное состояние людского сообщества, когда каждый индивид наглядно убеждается в том, что он как социальное существо получает от своей активной личной включенности в живую самодеятельность товарищеского коллектива и духовно и материально неизмеримо больше, чем от присвоения кусков чужого мертвого труда. Иными словами, коммунизм - это такой способ человеческого общения, при котором творец безусловно преобладает над расточителем и утверждается отношение каждого и к "ближнему” и к "дальнему”, как к самому себе. Маркс и Энгельс называли коммунизм началом подлинной истории человечества в отличие от его предыстории, изобилующей взаимными утеснениями и конфликтами. При истинном коммунизме все заводы, фабрики, банки, больницы, школы, земля, полезные ископаемые принадлежат не группе избранных лиц, а всему народу в целом. При коммунизме подразумевается, что каждый член общества будет образован и всесторонне развит, что в свою очередь позволит народу самостоятельно распоряжаться всеми ресурсами и финансами. Народ через советы будет самостоятельно решать, что ему хорошо, а что плохо. Вся власть, вся законотворческая сила, вся судебная система управляется народом совместно, а не избранной когортой лиц. Если же при коммунизме и будут назначаться чиновники, то они целиком и полностью будут отчитываться о своей работе перед людьми, и чиновники не будут иметь особых привилегий. В случае если народ увидит, что чиновник не справляется со своей работой, то народ может свободно отозвать этого чиновника. При коммунизме высшей властью является народ, целиком и полностью.

 
 
 

3 Социалистическая  идеология в России: история и  современность

Социалистическая  идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые  появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который  в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества. На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

 
 
 
 

4 Современный  социализм

В основе всех прежних воззрений на историю  лежало представление, что причину  всех исторических перемен следует  искать в конечном счете в изменяющихся идеях людей и что из всех исторических перемен важнейшими, определяющими всю историю, являются политические. Но откуда появляются у людей идеи и каковы движущие причины политических перемен – об этом не задумывались. Лишь в ХIХ веке в новейшей школе французских, а отчасти и английских историков возникло убеждение, что движущей силой европейской истории, по крайней мере со времени средних веков, была борьба развивающейся буржуазии против феодального дворянства за общественное и политическое господство. Человек, впервые давший социализму, а тем самым и всему рабочему движению наших дней научную основу – Карл Маркс – доказал, что вся предшествующая история человечества есть история борьбы классов, что во всей разнообразной и сложной политической борьбе речь шла всегда именно об общественном и политическом господстве тех или иных классов общества, о сохранении господства со стороны старых классов, о достижении господства со стороны поднимающихся новых. Но вследствие чего возникают и существуют эти классы? Вследствие имеющихся всякий раз налицо материальных, чисто физически ощущаемых условий, при которых общество в каждую данную эпоху производит и обменивает необходимые средства существования. Феодальное господство в средние века опиралось на хозяйство мелких самодовлеющих крестьянских общин, которые сами производили почти все необходимые предметы своего потребления, почти не знали обмена и которым воинственное дворянство давало защиту от внешних врагов и национальную или, по крайней мере, политическую связь; когда же возникли города, а вместе с ними обособленная ремесленная промышленность и торговый оборот, сначала внутри страны, в затем и международный, тогда развилась городская буржуазия, которая еще в средние века завоевала себе в борьбе с дворянством место в феодальной системе в качестве также привилегированного сословия. Однако с открытием внеевропейских земель, с середины  XV века, буржуазия приобрела гораздо более обширную область для торговой деятельности и вместе с тем новый стимул для развития своей промышленности; в важнейших отраслях ремесло было вытеснено мануфактурой, уже фабричной по своему характеру, а та, в свою очередь, - крупной промышленностью, которая стала возможна благодаря изобретениям XVIII столетия, в особенности благодаря изобретению паровой машины. Крупная же промышленность оказала обратное влияние на торговлю, вытеснив в отсталых странах старый ручной труд, а в более развитых странах создав новые средства сообщения: пароходы, железные дороги, электрический телеграф. Буржуазия таким образом все более и более сосредоточивала в своих руках общественные богатства и общественную силу, хотя долго еще лишена была политической власти, которая оставалась в руках дворянства и королевской власти, опиравшейся на дворянство. Но на известной ступени развития – во Франции со времени великой революции – она завоевала также и политическую власть, став, в свою очередь, господствующим классом по отношению к пролетариату и мелкому крестьянству. С этой точки зрения – конечно, при достаточном знакомстве с экономическим положением общества на соответствующем этапе – все исторические явления объясняются простейшим образом, и точно так же представления и идеи каждого данного исторического периода объясняются в высшей степени просто экономическими условиями жизни и обусловленными ими общественными и политическими отношениями этого периода. История впервые была поставлена на свою действительную основу; за тем явным, но до сих пор совершенно упускавшимся из виду фактом, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться и что, следовательно, они должны трудиться, прежде чем они могут бороться за господство, заниматься политикой, религией, философией и т.д., за этим очевидным фактом были теперь, наконец, признаны его исторические права. Для социалистического мировоззрения это новое понимание истории было в высшей степени важно. Оно доказало, что вся история и поныне идет путем антагонизма и борьбы классов, что всегда существовали господствующие и подчиненные, эксплуатирующие и эксплуатируемые классы и что огромное большинство человечества всегда было обречено на суровый труд и жалкое существование. Почему же это? Просто потому, что на всех предыдущих ступенях развития человечества производство было до того мало развито, что историческое развитие могло совершаться лишь в этой антагонистической форме, что исторический прогресс в общем и целом был предоставлен деятельности незначительного привилегированного меньшинства, между тем как огромная масса была обречена на добывание себе скудных средств существования и, кроме того, на постоянное увеличение богатств привилегированных. Но это же понимание истории, естественно и разумно объясняющее существовавшее до сих пор классовое господство, которое иначе можно объяснить только злой волей людей, приводит также к убеждению, что вследствие колоссального развития в настоящее время производительных сил исчезает, по крайней мере в наиболее передовых странах, последнее основание для деления людей на господствующих и подчиненных, эксплуатирующих и эксплуатируемых; что господствующая крупная буржуазия сыграла уже свою историческую роль, что она не только не способна более руководить обществом, но даже превратилась в тормоз для дальнейшего развития производства, как это доказывают регулярно повторяющиеся промышленные и торговые кризисы; что историческое руководство перешло теперь к пролетариату – к классу, который по всем условиям своего общественного положения может освободить себя только тем, что устранит всякое классовое господство, всякое рабство и всякую эксплуатацию вообще; что общественные производительные силы, выросшие настолько, что буржуазия не может с ними более справиться, лишь ждут того, чтобы объединившийся пролетариат ими овладел и установил такой строй, который предоставит каждому члену общества возможность участвовать не только в производстве, но и в распределении и управлении общественными богатствами и который путем планомерной организации всего производства увеличит до таких размеров производительные силы общества и создаваемые им продукты, что каждому будет обеспечено удовлетворение его разумных потребностей в постоянно возрастающих размерах.Второе важное основание научного социализма состоит в окончательном выяснении отношения между капиталом и трудом, другими словами, в раскрытии того, каким образом внутри современного общества, при существующем капиталистическом способе производства, совершается эксплуатация рабочего капиталистом. С тех пор как политическая экономия выдвинула положение, что труд является источником всякого богатства и всякой стоимости, неизбежно возник вопрос: как же это возможно совместить с тем, что наемный рабочий получает не все произведенное его трудом количество стоимости, а должен часть ее отдавать капиталисту? Тщетно пытались и буржуазные экономисты и социалисты дать научно обоснованный ответ на этот вопрос, пока наконец не выступил Маркс со своим решением. Это решение заключается в следующем. Современный капиталистический способ производства предполагает существование двух общественных классов: с одной стороны, капиталистов, обладающих средствами производства и жизненными средствами, с другой – пролетариев, лишенных и того и другого и обладающих лишь одним товаром для продажи: своей рабочей силой; а продавать свою рабочую силу они вынуждены, чтобы получать необходимые жизненные средства. Но стоимость товара определяется количеством общественно необходимого труда, овеществленного в его производстве, а стало быть, и воспроизводстве; следовательно, стоимость рабочей силы среднего человека в течение дня, месяца, года определяется количеством труда, овеществленного в массе жизненных средств, необходимых для поддержания этой рабочей силы в течение дня, месяца, года. Предположим, что для производства жизненных средств рабочего на один день требуется шесть рабочих часов или – что одно и то же – заключающийся в них труд равен шести часам труда; в таком случае стоимость рабочей силы в продолжение одного дня будет выражаться в сумме денег, также воплощающих в себе шесть рабочих часов. Предположим далее, что капиталист, предоставивший занятие рабочему, платит ему эту сумму, т.е. полную стоимость его рабочей силы. Если бы, таким образом, рабочий трудился на капиталиста по  шесть часов в день, то он целиком возмещал бы капиталисту понесенные тем издержки, т.е. шесть часов труда за шесть часов труда. В этом случае ничего, конечно, не досталось бы капиталисту; поэтому последний представляет дело совсем иначе: я, - говорит он, - купил силу этого рабочего не на шесть часов, а на целый день, и потому он заставляет рабочего трудиться, смотря по обстоятельствам, 8, 10, 12, 14 и больше  часов,   так что продукт седьмого, восьмого и последующих часов является продуктом неоплаченного труда и попадает прямо в карман капиталиста. Таким образом, на службе у капиталиста рабочий не только воспроизводит стоимость своей оплаченной капиталистом рабочей силы, но сверх того производит еще прибавочную стоимость, которая сначала присваивается капиталистом, а в дальнейшем по определенным экономическим законам распределяется среди всего класса капиталистов в целом и образует тот источник, из которого возникает земельная рента, прибыль, накопление капитала, - словом, все те богатства, которые потребляются или накопляются нетрудящимися классами. Тем самым, однако, было доказано, что обогащение современных капиталистов не в меньшей степени, чем это было у рабовладельцев или эксплуатировавших крепостной труд феодалов, происходит посредством присвоения чужого неоплаченного труда и что все эти формы эксплуатации отличаются друг от друга лишь тем способом, каким этот неоплаченный труд присваивается. Но тем самым у имущих классов было выбито последнее основание для лицемерных фраз, будто в современном обществе господствуют право и справедливость, равенство прав и обязанностей и всеобщая гармония интересов, и современное буржуазное общество было разоблачено не в меньшей степени, чем предшествующее, разоблачено как грандиозное учреждение для эксплуатации громадного большинства народа незначительным, постоянно сокращающимся меньшинством.На этих двух важных основаниях зиждется современный научный социализм.  Его вывод о том, что капиталистическое производство с неизбежностью процесса природы само порождает свое собственное отрицание, что оно само создало элементы нового экономического строя, дав одновременно величайший толчок росту производительных сил общественного труда и полному развитию каждого индивидуального производителя; что капиталистическая собственность, в основе которой фактически уже лежит коллективная форма производства, не может не превратиться в собственность общественную, - лежит в основе революционной теории, которой руководствуются сознательные участники пролетарского движения, ведущие борьбу за уничтожение наемного рабства, освобождение рабочего класса.

Информация о работе Социалистическая политическая идеология