СМИ в идеологических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:35, реферат

Описание работы

Важная роль в формировании идеологического фундамента общества отводится средствам массовой информации. Информация – специфический и весьма влиятельный инструмент современной жизни. В эпоху глобализации она стала не только вездесущим и повсеместным явлением, но и одним из мощных средств формирования общественного сознания и управления социальными процессами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
2. ФУНКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

идеология реф.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

д) мобилизационную, суть которой в организации и обеспечении проведения кампаний политического характера, в том числе с использованием таких форм политической коммуникации как агитация и пропаганда.

Правомерным и обоснованным является вывод о  том, что «сущность идеологических функций журналистики состоит в  том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в  формировании всех компонентов массового  сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации  общественного мнения» [3, с. 230].

Одной из форм политической коммуникации выступает  пропаганда. Сегодня СМИ чаще всего  употребляют слово «пропаганда» исключительно с отрицательной  нагрузкой. Однако в первоначальном смысле термин «пропаганда» не нес  в себе какой-то политической нагрузки позитивного или  негативного  характера. В переводе с латыни слово  «пропаганда» означает «распространять», то есть суть этого понятия –  распространение каких-нибудь идей, знаний с целью идеологического  и политического воздействия  на общественное сознание.

Таким образом, задача пропаганды состоит  в том, чтобы распространять среди  аудитории СМИ определенную идеологию. Пропаганда в отличие от идеологии  разделяется на три основных типа.

Первый  – «белая» пропаганда, при которой  источник информации хорошо известен, а сама информация в целом ревалентна по отношению к представленным в  ней событиям и фактам.

  Второй тип – «серая» пропаганда, при которой источник информации  однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует  проверки и критического восприятия.

Третий  тип – «черная» пропаганда, которая  скрывает источник информации, либо таковой  вообще реально не существует, а  информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий.

Основной  задачей белорусских СМИ является создание в обществе нравственной атмосферы, очищенной от бездуховности, агрессивной  пропаганды насилия и порока. СМИ  должны способствовать приобщению каждого  человека к духовным ценностям и  национальным традициям, участию в  общественных делах. Их функцией является не только отражение, но и формирование общественного мнения [5, с. 31].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деятельность средств массовой информации в Республике Беларусь

 

С точки зрения представления белорусского государства как субъекта международного глобального управления важным, прежде всего, является  создание через  средства массовой информации положительного имиджа страны; первых лиц государства, представляющих белорусское государство  на международной арене и обычных  граждан; формирование общественного  мнения относительно белорусского государства, его внутренней и внешней политики.

С этой целью необходимо развертывание  собственной сети внешнеполитических коммуникаций, обеспечивающей национальные интересы; предотвращение выхода противоречивой информации из внешнеэкономических  ведомств, от должностных лиц, представляющих страну на международных уровнях; обеспечение  международной общественности объективной  информацией; формирование общественного  мнения относительно деятельности государства [4, с. 59].

Подход  к журналистике как к социальному  и политическому институту позволяет  выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:

  • государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления;
  • государственно-общественные СМИ;
  • СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства;
  • альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых;
  • СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли;
  • СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию [3, с. 239].

По  состоянию на 1.01.2012 года в Республике Беларусь зарегистрировано 1403 периодических изданий, в том числе 678 газет, 676 журналов, 40 бюллетеней, 9 каталога. Более чем две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издается на белорусском, русском, немецком, английском, украинском, польском и других языках [8].

Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией реализации конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение полной и достоверной информации о событиях, происходящих в стране и за рубежом. Оно предоставляет возможность  общественным движениям и отдельным  гражданам донести свою точку  зрения по любому волнующему их вопросу  до жителей Беларуси.

Особенностью  деятельности печатных СМИ в республике является сохранение государственной  поддержки социально значимых периодических  изданий. Из республиканского бюджета  через Министерство информации выделяются финансовые субсидии редакциям детских, молодежных, литературно-художественных и культурологических, образовательных, специализированных и ряда общественно-политических изданий. В то же время, с учетом постоянно  уменьшающихся объемов бюджетного финансирования, перечень периодических  изданий каждый год сокращается.

В качестве приоритетных направлений  в сфере электронных средств  массовой информации Мининформом определены: увеличение телерадиовещательными организациями республики передач собственного производства, сокращение ретранслируемых теле- и радиопрограмм, развитие спутникового телевидения, цифрового теле- и радиовещания.

По  состоянию на 01.01.2012 года в Министерстве информации Республики Беларусь зарегистрировано 243 теле- и радиопрограмм: 162 программы  радиовещания, из которых 139 – государственной  формы собственности, 23 – негосударственной  формы собственности и 81 программы  телевещания, из которых 50 – государственной  формы собственности, 31 – негосударственной  формы собственности [9].

В 2003 году на пресс-конференции средствам  массовой информации регионов России Президент Республики Беларусь Александр  Лукашенко, отвечая ГТРК «Брянск» отметил: «СМИ делят на государственные и негосударственные. Я против такого деления. Считаю, есть государственные и есть частные или какие–то другие средства массовой информации, но все они государственные, поскольку они в государстве зарегистрированы и действуют на территории государства» [7].

Наконец, постоянным структурным компонентом  информационного поля Беларуси являются союзные СМИ. Прежде всего, Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России (ТРО Союза), которая была учреждена в соответствии с пунктом 4 Решения Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года № 1 и подписанным президентами двух стран Договором о совместной ТРО Союза от 22 января 1998 года. ТРО Союза зарегистрирована как электронное СМИ.

Таковы  основные характеристики белорусских  СМИ как социального института, которые на практике неразрывно связаны  с особенностями СМИ как института  политической системы белорусского общества. Прежде всего, речь идет о  взаимоотношениях журналистики и власти, месте СМИ в системе власти.

Общеизвестно, что во многих странах СМИ называют «четвертой властью», хотя, например, в  Швеции журналистику считают «третьей властью» (после парламента и правительства). И действительно, в широком смысле слова СМИ обладают властью —  властью влиять, критиковать, диктовать информационную повестку дня, то есть определять темы сообщений и ранжировать их важность, актуальность для общества. Однако сегодня очень часто журналисты, СМИ стремятся нарушить эту схему и взять на себя функции власти исполнительной. К сожалению, в настоящее время очевидно, что СМИ стремятся к тому, чтобы только они сами направляли потоки массовой информации и тем самым непосредственно контролировали направленность политических и идеологических процессов. Иными словами, СМИ вместо того, чтобы действовать и думать вместе с аудиторией, обществом, пытаются это делать вместо них.

Необходима  сбалансированная система взаимоотношений  и взаимодействия государства и  СМИ. Ее базовым элементом в Беларуси является Министерство информации, на которое возложены функции государственного регулирования в области передачи и распространения массовой информации. Кроме того, взаимодействие СМИ и  органов государственной власти и управления координируют, в пределах своей компетенции, пресс-служба главы  государства, ГУ «Национальный пресс-центр  Республики Беларусь», РУП «Международный центр интеграционной информации», «Общественный пресс-центр Дома прессы», пресс-службы министерств  и ведомств, исполнительных комитетов.

Наличие и эффективное функционирование подобной системы предполагает, что  идеология белорусского государства  должна строиться не на противопоставлении, а на взаимодополняемости государственной политики в сфере СМИ и общенациональной политики в области свободы информации. Если первая создает нормативно-правовые рамки деятельности СМИ в Беларуси, то вторая охватывает все аспекты организации общенационального информационного поля на основе учета интересов и информационных потребностей всех социальных и политических институтов, всех социальных групп белорусского общества. Разрабатываться национальная политика в области СМИ должна на основе данных социологического мониторинга: процессов, происходящих в белорусской журналистике; взаимодействия СМИ с массовой аудиторией и структурами власти. Общенациональная политика в сфере СМИ должна состоять не из директив и административных рамок, а из научно обоснованной оценки ситуации в национальном информационном пространстве, в СМИ и рекомендаций по оптимизации информационного обеспечения жизни общества, по улучшению информационного климата в стране, по формированию социологической и политической культуры у белорусских журналистов [3, с. 248].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Идеология белорусского государства будет  действенной, если будет опираться  на оптимальную структуру национальной системы СМИ и информационного  поля Беларуси, которые обеспечат  возможность любой аудитории  выбрать информацию, удовлетворяющую  ее потребности в этой сфере. С  другой стороны, в основе любого идеологического  процесса лежит позитивное или негативное взаимодействие со СМИ, которое либо усиливает влияние определенной идеологии, либо снижает ее воздействие  на массовую аудиторию, то есть это  взаимодействие неизбежно носит характер либо политического сотрудничества, либо политического соперничества. Поэтому сущностной основой функционирования белорусской журналистики должно стать соблюдение всеми СМИ требования информационного обеспечения демократии. Деятельность СМИ должна базироваться на политическом и идеологическом плюрализме, основой которого являются конституционные нормы (статьи 4 и 5 Конституции Республики Беларусь) признания идеологического и политического многообразия. Плюрализм СМИ предполагает, что все возможные взгляды, не выходящие за рамки конституционных норм, не только могут, но и должны быть представлены обществу, быть доступными самым различным сегментам массовой аудитории. Правилом идеологически ориентирующей деятельности белорусских СМИ должно быть соблюдение социальной, национальной, политической, культурной толерантности — терпимости к взглядам других и настроенности на конструктивное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.. - Минск : Амалфея, 2005. - 48 с.
  2. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-3 // Нац. реестр правовых актов, 2/1524 – 2008.

 

Литература:

3)  Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.- Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690 с.

4) Матусевич, Е.В. Идеологическая работа в Республике Беларусь: в помощь идеологическому активу.- Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.- 175 с.

5) Основы идеологии белорусского государства: учебно-методической пособие для лиц, впервые поступающих на государственную службу/ С.Н. Князев, С.Г. Паречина. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.- 37 с.

 

Интернет:

6) Новостное агентство Телеграф [Электронный ресурс] / Asia Times: «Россия как друг, а не как враг».- Режим доступа: http://www.telegraf.by/world/2007/02/21/asia/ - Дата доступа: 19.01.2012.

7) Пресс-конференция Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко средствам массовой информации регионов России [Электронный ресурс] / Президент Республики Беларусь.- Режим доступа:  http://president.gov.by/press13524.html. – Дата доступа: 18.01.2012.

8) Печатные СМИ Телеграф [Электронный ресурс] /  Министерство информации Республики Беларусь.- Режим доступа: http://mininform.gov.by/rus/smi/pechat/. – Дата доступа 19.01.2012.

9) Электронные СМИ Телеграф [Электронный ресурс] / Министерство информации Республики Беларусь.- Режим доступа: http://mininform.gov.by/rus/smi/elek/.  – Дата доступа: 18.01.2012.

 


Информация о работе СМИ в идеологических процессах