Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:35, реферат
Важная роль в формировании идеологического фундамента общества отводится средствам массовой информации. Информация – специфический и весьма влиятельный инструмент современной жизни. В эпоху глобализации она стала не только вездесущим и повсеместным явлением, но и одним из мощных средств формирования общественного сознания и управления социальными процессами.
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
2. ФУНКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
д) мобилизационную, суть которой в организации и обеспечении проведения кампаний политического характера, в том числе с использованием таких форм политической коммуникации как агитация и пропаганда.
Правомерным и обоснованным является вывод о том, что «сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения» [3, с. 230].
Одной из форм политической коммуникации выступает пропаганда. Сегодня СМИ чаще всего употребляют слово «пропаганда» исключительно с отрицательной нагрузкой. Однако в первоначальном смысле термин «пропаганда» не нес в себе какой-то политической нагрузки позитивного или негативного характера. В переводе с латыни слово «пропаганда» означает «распространять», то есть суть этого понятия – распространение каких-нибудь идей, знаний с целью идеологического и политического воздействия на общественное сознание.
Таким образом, задача пропаганды состоит в том, чтобы распространять среди аудитории СМИ определенную идеологию. Пропаганда в отличие от идеологии разделяется на три основных типа.
Первый – «белая» пропаганда, при которой источник информации хорошо известен, а сама информация в целом ревалентна по отношению к представленным в ней событиям и фактам.
Второй тип – «серая»
Третий тип – «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий.
Основной
задачей белорусских СМИ
С точки зрения представления белорусского государства как субъекта международного глобального управления важным, прежде всего, является создание через средства массовой информации положительного имиджа страны; первых лиц государства, представляющих белорусское государство на международной арене и обычных граждан; формирование общественного мнения относительно белорусского государства, его внутренней и внешней политики.
С этой целью необходимо развертывание собственной сети внешнеполитических коммуникаций, обеспечивающей национальные интересы; предотвращение выхода противоречивой информации из внешнеэкономических ведомств, от должностных лиц, представляющих страну на международных уровнях; обеспечение международной общественности объективной информацией; формирование общественного мнения относительно деятельности государства [4, с. 59].
Подход
к журналистике как к социальному
и политическому институту
По состоянию на 1.01.2012 года в Республике Беларусь зарегистрировано 1403 периодических изданий, в том числе 678 газет, 676 журналов, 40 бюллетеней, 9 каталога. Более чем две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издается на белорусском, русском, немецком, английском, украинском, польском и других языках [8].
Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией реализации конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение полной и достоверной информации о событиях, происходящих в стране и за рубежом. Оно предоставляет возможность общественным движениям и отдельным гражданам донести свою точку зрения по любому волнующему их вопросу до жителей Беларуси.
Особенностью
деятельности печатных СМИ в республике
является сохранение государственной
поддержки социально значимых периодических
изданий. Из республиканского бюджета
через Министерство информации выделяются
финансовые субсидии редакциям детских,
молодежных, литературно-художественных
и культурологических, образовательных,
специализированных и ряда общественно-политических
изданий. В то же время, с учетом постоянно
уменьшающихся объемов
В качестве приоритетных направлений в сфере электронных средств массовой информации Мининформом определены: увеличение телерадиовещательными организациями республики передач собственного производства, сокращение ретранслируемых теле- и радиопрограмм, развитие спутникового телевидения, цифрового теле- и радиовещания.
По состоянию на 01.01.2012 года в Министерстве информации Республики Беларусь зарегистрировано 243 теле- и радиопрограмм: 162 программы радиовещания, из которых 139 – государственной формы собственности, 23 – негосударственной формы собственности и 81 программы телевещания, из которых 50 – государственной формы собственности, 31 – негосударственной формы собственности [9].
В 2003 году на пресс-конференции средствам массовой информации регионов России Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, отвечая ГТРК «Брянск» отметил: «СМИ делят на государственные и негосударственные. Я против такого деления. Считаю, есть государственные и есть частные или какие–то другие средства массовой информации, но все они государственные, поскольку они в государстве зарегистрированы и действуют на территории государства» [7].
Наконец, постоянным структурным компонентом информационного поля Беларуси являются союзные СМИ. Прежде всего, Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России (ТРО Союза), которая была учреждена в соответствии с пунктом 4 Решения Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года № 1 и подписанным президентами двух стран Договором о совместной ТРО Союза от 22 января 1998 года. ТРО Союза зарегистрирована как электронное СМИ.
Таковы
основные характеристики белорусских
СМИ как социального института,
которые на практике неразрывно связаны
с особенностями СМИ как
Общеизвестно, что во многих странах СМИ называют «четвертой властью», хотя, например, в Швеции журналистику считают «третьей властью» (после парламента и правительства). И действительно, в широком смысле слова СМИ обладают властью — властью влиять, критиковать, диктовать информационную повестку дня, то есть определять темы сообщений и ранжировать их важность, актуальность для общества. Однако сегодня очень часто журналисты, СМИ стремятся нарушить эту схему и взять на себя функции власти исполнительной. К сожалению, в настоящее время очевидно, что СМИ стремятся к тому, чтобы только они сами направляли потоки массовой информации и тем самым непосредственно контролировали направленность политических и идеологических процессов. Иными словами, СМИ вместо того, чтобы действовать и думать вместе с аудиторией, обществом, пытаются это делать вместо них.
Необходима
сбалансированная система взаимоотношений
и взаимодействия государства и
СМИ. Ее базовым элементом в Беларуси
является Министерство информации, на
которое возложены функции
Наличие и эффективное функционирование подобной системы предполагает, что идеология белорусского государства должна строиться не на противопоставлении, а на взаимодополняемости государственной политики в сфере СМИ и общенациональной политики в области свободы информации. Если первая создает нормативно-правовые рамки деятельности СМИ в Беларуси, то вторая охватывает все аспекты организации общенационального информационного поля на основе учета интересов и информационных потребностей всех социальных и политических институтов, всех социальных групп белорусского общества. Разрабатываться национальная политика в области СМИ должна на основе данных социологического мониторинга: процессов, происходящих в белорусской журналистике; взаимодействия СМИ с массовой аудиторией и структурами власти. Общенациональная политика в сфере СМИ должна состоять не из директив и административных рамок, а из научно обоснованной оценки ситуации в национальном информационном пространстве, в СМИ и рекомендаций по оптимизации информационного обеспечения жизни общества, по улучшению информационного климата в стране, по формированию социологической и политической культуры у белорусских журналистов [3, с. 248].
Идеология
белорусского государства будет
действенной, если будет опираться
на оптимальную структуру
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
Литература:
3) Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.- Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690 с.
4) Матусевич, Е.В. Идеологическая работа в Республике Беларусь: в помощь идеологическому активу.- Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.- 175 с.
5) Основы идеологии белорусского государства: учебно-методической пособие для лиц, впервые поступающих на государственную службу/ С.Н. Князев, С.Г. Паречина. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.- 37 с.
Интернет:
6)
Новостное агентство Телеграф [Электронный
ресурс] / Asia Times: «Россия как друг, а не
как враг».- Режим доступа: http://www.telegraf.by/world/
7)
Пресс-конференция Президента Республики
Беларусь Александра Лукашенко средствам
массовой информации регионов России
[Электронный ресурс] / Президент Республики
Беларусь.- Режим доступа: http://president.gov.by/
8)
Печатные СМИ Телеграф [Электронный ресурс]
/ Министерство информации Республики
Беларусь.- Режим доступа: http://mininform.gov.by/rus/
9)
Электронные СМИ Телеграф [Электронный
ресурс] / Министерство информации Республики
Беларусь.- Режим доступа: http://mininform.gov.by/rus/