СМИ в идеологических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:35, реферат

Описание работы

Важная роль в формировании идеологического фундамента общества отводится средствам массовой информации. Информация – специфический и весьма влиятельный инструмент современной жизни. В эпоху глобализации она стала не только вездесущим и повсеместным явлением, но и одним из мощных средств формирования общественного сознания и управления социальными процессами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
2. ФУНКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

идеология реф.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики

Кафедра «Новые материалы и технологии»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

СМИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

 

по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

 

 

 

Слушатель группы № 41154/1 ___________ Романовская А.А.

 

Проверил     ___________ Гамезо О.В.

 

 

 

 

 

Минск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

4

  1. ФУНКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

6

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важная  роль в формировании идеологического  фундамента общества отводится средствам  массовой информации. Информация –  специфический и весьма влиятельный  инструмент современной жизни. В  эпоху глобализации она стала  не только вездесущим и повсеместным явлением, но и одним из мощных средств  формирования общественного сознания и управления социальными процессами.

Средства  массовой информации обладают огромным потенциалом воздействия на политическую жизнь страны, особенно в условиях необходимости систематизации идеологической работы.

Возникновение самой журналистики как социального  и политического института во многом определялось потребностями  общества в идеологическом обосновании  своих интересов, прежде всего, в  сфере экономики и политики. В  последующем была открыта и сформулирована социальная закономерность — чем  более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в  целом, а средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ  становятся основным инструментом идеологической ориентации человека в современном  мире. Иными словами, идеологически  ориентирующая деятельность СМИ  превращается в информационный процесс  универсального типа, идущий параллельно  идеологическому процессу.

Массовая  информация на практике всегда имела  и будет иметь идеологическую компоненту. Следовательно, идеологические процессы, в свою очередь, также будут  всегда требовать информационного  обеспечения и сопровождения. СМИ  способны реально осуществлять определенную ориентацию массовой аудитории, давая  ей соответствующим образом подобранную и обработанную социально-политическую информацию, призванную формировать «параллельный» мировоззрению и здравому смыслу образ окружающего мира. При этом основным механизмом реализации идеологически ориентирующейся деятельности СМИ является процесс формирования общественного мнения, который в широком смысле слова тождественен идеологическому процессу, и от которого журналистика зависит сильнее, чем политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах

 

Место и значение СМИ в нашей жизни  трудно оценить однозначно. С одной  стороны, они получают все большую  власть в современном обществе, становясь  важнейшим фактором политической борьбы, а с другой — СМИ сами попадают под непрерывно растущее влияние  и контроль как политики, так и  экономики.

Нельзя  не признать, что сегодня телевидение  оказывает чрезвычайно большое  влияние на массовое сознание. Достаточно посмотреть, как полстраны вертело  головами, глядя по телевизору на Кашпировского, чтобы понять степень этого влияния. Поэтому, давая населению правдивую  информацию о разных сторонах жизни  в стране и мире, надо заботиться о том, чтобы не заполнять экран  сценами жестокости и ужасов, не нагнетать упаднических настроений, пессимизма, неверия в свою страну, не подбрасывать в общество ненавистных настроений и острых противоречий. Но столь же опасна и другая крайность — замалчивание и заглаживание проблем, лакировка действительности, одностороннее освещение и оценки. Такой подход порождает недоверие к средствам массовой информации, неверие в искренность власти. Живое творчество, созидание, интеллект, поиски решений с участием общественности — вот что всегда будет привлекать зрителей к экранам и укреплять доверие к власти и государству [6].

Средство  массовой информации – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет [2].

Место и значение журналистики, СМИ в  политических и идеологических процессах  обусловлено следующими объективными и субъективными факторами.

Во-первых, коммерциализацией газет, журналов, радио, телевидения, Интернета.

Во-вторых, все большим подчинением политики правилам игры, которые диктуют СМИ.

В-третьих, СМИ все больше стараются взять  на себя функцию научного анализа  реальности.

В-четвертых, реальностью становится метаболизм — обмен информацией в обществе. Основу информационного метаболизма  составляют динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание информационного  равновесия в обществе и создание благоприятных условий для функционирования рынка информации в стране.

В-пятых, никакие реформы невозможны без  консолидации общества и активного  подключения к этому процессу человеческого фактора, что неизбежно  ведет к идеологизации СМИ.

В-шестых, сегодня наиболее выгодным видом  коммерческой деятельности стало преобразование человеческого сознания. Под ним  подразумевают стремление решать все  проблемы общества (политические, экономические, социальные, идеологические) корректировкой человеческого сознания, а не изменением реально окружающего нас мира.

В-седьмых, в настоящее время имеет место  принципиальное снижение издержек распространения  социально-политической информации, что  обусловлено развитием принципиально  новых видов политической электронной  коммуникации [3, с. 222].

Среди многих факторов, формирующих наше восприятие мира, средства массовой информации играют очень важную роль. Социологи  говорят, что мы считаем людей  «информированными», когда их взгляды  совпадают с категориями, установленными средствами массовой информации. Когда кто-то ставит эти категории под сомнение, то он в буквальном смысле рискует быть воспринятым как человек, идущий «против здравого смысла» [6].

Очевидно, что собственно экономические требования глобального рынка не совсем стыкуются  с традиционной ролью национальных СМИ. Социально-политическая и идеологическая функции белорусской журналистики, ориентированные на формирование в  республике гражданского общества, вступают в противоречие с философией нового порядка. Суть этой философии в том, что культивируется идеология потребления, утверждающая, что смысл жизни  состоит в обладании вещами. Именно поэтому в СМИ все больше места  отводится маркетинговой информации, которая становится сегодня не просто пропагандой отдельных товаров  или услуг, а новых жизненных  стилей. Политическая реальность при  этом настолько трансформируется журналистами, что становится специфическим средством, декорацией той или иной идеологии.

Четкое  представление содержания идеологической функции СМИ, взаимоотношений журналистики и идеологии, средств массовой информации и идеологических процессов позволяет  оценить, в какой мере распространение  ценностей идеологии потребления  в СМИ будет соотноситься с  задачами укрепления и развития собственных  национальных политических и информационных ценностей, которые необходимы для  формирования полноценной идеологии  белорусского государства [3, с. 224].

 

 

 

 

 

 

2. Функции средств массовой информации

 

Анализируя  функции СМИ в информационной  политике и политической жизни, следует  выделить, прежде всего, учредительную  функцию, связанную с тем, что  СМИ не только отражают происходящие в стране политические процессы, но и воссоздают их, принимая на себя роль активных участников политических сценариев.

Регулятивная  функция СМИ при этом связана с их возможностями воздействовать на принятые в обществе стандарты и нормы поведения, хотя сами СМИ не имеют в политической иерархии юридически закрепленной позиции. СМИ, как показывает опыт, способны интегрироваться в экономические, политические, социальные структуры, выступая не автономным образованием, а составной частью структуры власти, одним из ее компонентов.

Охранительная функция СМИ заключается в целенаправленном распространении господствующей идеологии, удержании социальных конфликтов в политически приемлемых рамках. Нормативно-целостная функция СМИ связана с задачей не только распространения, но и создания соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей [4, с. 58].

Основой демократизации общества является участие  общественности в принятии важнейших  решений на основе полной и достоверной  информации, к которой она имеет  доступ, обеспечение доступа масс к выборам, их прозрачность и открытость, а также обеспечение права  протестовать против власти, которая  не удовлетворяет. СМИ как раз  и реализуют необходимость обеспечения  открытости и прозрачности политического  процесса для включения в него общественности, политическое просвещение  масс, создавая механизмы, позволяющие  демократической власти поддерживать систематические отношения с  избирателями на основе взаимопонимания  и обмена информацией, что делает демократию реальной.

При отсутствии активного и хорошо информированного общества избранные депутаты и назначенные  чиновники могут утратить связь  со своими избирателями и забыть об их интересах, а общественность не сможет реализовать свое право на участие  в принятии политических решений. СМИ, таким образом, создают возможности  для обеспечения открытости власти для общественности и открытости общественности для власти.

Владея  необходимой и достоверной информацией, общественность может давать объективную  оценку деятельности власти и ее институтов. Таким образом, СМИ реализуют  задачи по обеспечению общественности полной и достоверной информацией, политическому просвещению масс, по осуществлению контроля над действиями власти и объективностью освещения, ибо лишь одобрение деятельности власти является непременным условием демократического общества [4, с. 59].

Рассматривая  взаимоотношения СМИ и идеологических процессов уместно припомнить известное  изречение Ж. Эллюля, которое стало  в прошлом веке афоризмом: «Политика  — главная религия нашей эпохи». Характерно, что своим широким  распространением эта политическая иллюзия обязана СМИ. И это  вполне закономерно, так как СМИ  стремятся всячески поддерживать политические иллюзии и мифы, в том числе, входящие в идеологические доктрины [3, с. 227].

Но  политический процесс по своей сути тождественен идеологическому процессу, если мы признаем ту особенность, что  политическая идеология формируется  в конкретной деятельности политических партий и государства. Идеология  составляет духовную опору государства, которое в силу этого всегда будет  стремиться ее распространять и защищать от критики. Идеология, образно говоря, и есть единственно возможная  государственная религия, не имеющая  прямого отношения ни к одной  реально действующей конфессии. Поэтому всегда будет существовать противоречие между идеологией государства  и идеями отдельных граждан и  социальных групп.

СМИ должны исходить из того, что политическая идеология — это неотъемлемый элемент структуры общественного  сознания. Поэтому как и общественное сознание в целом политическая идеология  может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и  тормозить политические процессы.

Существует  достаточно много типологизаций  функций СМИ, но, как правило, они  опираются на классификацию, предложенную известным английским социологом Д. Макквейлом. Он рассматривал все проблемы журналистики как социального института  и с учетом этого предложил  выделять следующие социальные функции  СМИ:

а) информационную, содержанием которой является информирование о социально-политической, экономической и т.п. ситуации в стране и мире, характеристика и позиционирование в СМИ сложившихся отношений власти, отношений между субъектами политических и, следовательно, идеологических процессов;

б) корреляционную, в содержание которой входят анализ, объяснение, комментирование и интерпретация информации в интересах официальной и легитимной власти, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов; политическая социализация; координация действий отдельных субъектов политического процесса и достижение между ними компромиссов и согласия, на основе зафиксированных в СМИ их статусов и идеологических приоритетов;

в) континуитивную, построенную на распространении господствующей культуры и поддержке общности социальных ценностей и норм морали;

г) развлекательную, ориентированную на поддержку средств релаксации, имеющих конечной политической целью — сглаживание социальных противоречий и ослабление социально-политической напряженности в обществе;

Информация о работе СМИ в идеологических процессах