СМИ как оружие политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:27, реферат

Описание работы

Если средствами прожурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то ,собственно, журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. ВЛАСТЬ – ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ………...3
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ СМИ ……………………………………….4
3. СМИ КАК «ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ»………………………………………...5
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И СМИ………….. 7
4.1 Субъекты воздействия на СМИ…………………………………………….7
4.2 Пресс-службы в государственных и общественных структурах………….7
4.2.1 Особенности политических PR……………………………………………8
4.2.2 Работа современной пресс-службы с общественностью на правительственном уровне………………………………………………………8
4.2.3 Пресс-службы федеральных органов власти…………………………….9
4.2.4 Непосредственная работа пресс-службы политический партии………12
4.2.5 Работа современной пресс-службы в области фандрайзинга…………..17
5.1 Влияние СМИ на политику государства…………………………………. 18
5.2 Использование СМИ в ходе избирательных компаний…………………. 19
5.3 Выявление общественного мнения…………………………………………19
5.4 Пропаганда…………………………………………………………………...20
6. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СМИ………………………………21
7. ИНФОРМАЦИОННОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Работа содержит 1 файл

СМИ ,как орудие политики.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

На вопрос о  том, являются ли средства массовой информации властной структурой, может быть названо  две точки зрения: 

1) СМИ – действительно  четвертая власть, хотя у них  нет аппарата насилия, но они  могут формировать общественное  мнение; 

2) называть СМИ четвертой властью — ошибка. Да, так говорят, но ведь это метафора. Государство составляют три власти. Четвертой быть не может. Власть – это ответственность. Когда власть перестает быть ответственной, она перестает быть властью. 

Телевидение не несет той ответственности, какую несет политический деятель. И в нормативной стабильной обстановке телевидение властью быть не должно. Оно должно информировать, анализировать, развлекать.  

Телевидение лишь транслирует, передает то, что обладает властью: идеи или слова. 
 

4. Взаимосвязь  и взаимовлияние политики и  СМИ 

4.1 Субъекты воздействия  на СМИ 

Главным субъектом  воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство  через различные институты власти и управления определяет статус и  нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ. 

СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики, таких как  политические партии, общественные организации, отдельные политические группировки  внутри правящей элиты и органов  военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов. 

4.2 Пресс-службы в государственных и общественных структурах 

4.2.1 Особенности политических PR 

Особую роль на рынке PR играют политические PR. Использование  технологий политических PR возможно везде, где речь идет о получении (предоставлении, делегировании) власти, а также ее удержании и реализации. В настоящее время политические PR в России наиболее широко используются в двух сферах: 

1) государственная  власть и управление; 

2) политические кампании (в основном электоральные). 

Первое направление  в нашей стране развито недостаточно, в отличие от США и Западной Европы, где государственные органы довольно часто прибегают к услугам  профессионалов в области PR. Однако очевидно, что спрос на подобные услуги со стороны государства будет расти по мере усиления институтов самого государства, которому для реализации политических и экономических инициатив потребуется эффективный механизм установления диалога с обществом в лице демократических институтов и различных представительных органов. 

Раньше органы государственной власти России часто  прибегали к чисто административным средствам управления - распоряжениям, приказам, указаниям. Однако демократические  преобразования в обществе, изменение политической системы, реформирование государственной службы вызвали потребность в контактах с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации, тем самым превращая службы "паблик рилейшнз" в важнейший элемент всей системы государственного управления, политической структуры. Особенности PR связаны с уровнем управления. На федеральном уровне особое внимание обращается на взаимодействие с прессой, аналитическую и прогностическую деятельность, в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция, и общение с гражданами постоянно и организованно. При этом в том и другом случае работа должна строиться на таких принципах, как системность, основанная на социологических исследованиях, позволяющих объективно оценивать работу правительственных структур; регулярность, искренность и достоверность, полнота, когда нет зон, закрытых от освещения; координация, когда все правительственные службы говорят "одним голосом". 

4.2.2 Работа современной пресс-службы с общественностью на правительственном уровне. 

Public Affairs - это  специализированная часть PR, подразумевающая  работу с общественностью на  правительственном уровне. Это информирование  различных общественных групп  (избирателей, потребителей, активистов  и т.д.) в интересах обеих сторон. 

Если Правительство  проводит какую-либо общественную программу  по здравоохранению, экологии или денежную реформу, оно, в идеальном варианте, разъясняет гражданам, зачем и почему это делается и каким образом  нововведения скажутся на гражданах. Это и называется Public Affairs. 

Властные структуры  используют свои информационные, коммуникативные  возможности наиболее полно, если опираются  на собственные службы по связям с  общественностью, призванные обеспечить устойчивую и планомерную информационно-коммуникационную деятельность, от которой во многом зависит эффективность всего управленческого процесса. 

Пресс-центр  создается на ведомственном уровне (министерство, государственный комитет, управление), а также в структуре  местного управления (пресс-центр мэрии, областной администрации). По масштабу деятельности пресс-центр уступает пресс-службам, хотя в принципе решает те же самые задачи (аккредитация, освещение деятельности структуры, организация пресс-конференций, подготовка информационных материалов, выпуск бюллетеней и т.п.). 

Управления информации министерств (ведомств), поддерживая  контакты со СМИ, снабжая их материалами  по запросам редакций, в то же время  способны и самостоятельно провести PR-кампанию, информационную акцию в  поддержку (обоснование) собственной позиции. Управление информации МИД России обеспечивает плодотворную работу иностранных журналистов, обеспечивает информацией российские СМИ, проводит пресс-конференции, участвует в международных мероприятиях (информационных форумах, симпозиумах, конференциях). Сотрудники центров общественных связей силовых министерств встречаются не только с журналистами, но и с социальными институтами (пресс-конференции, встречи с коллективами и пр.), готовят публикации. Средствами такого ознакомления становятся и собственные издания (газеты, журналы), телефильмы. 

Сообщения, исходящие  от властных структур, проходят так  называемый фильтр пресс-служб, которые  проводят отбор и дозирование  официальной информации. С другой стороны, готовя обзоры печати для руководства органов власти и чиновников, сотрудники пресс-службы преследуют цель не просто передавать опубликованные в газетах новости, а интерпретировать их. 

Таким образом, можно обозначить три основные функции  пресс-службы: 

1) внешняя, предусматривающая проведение в тесном контакте с руководством ведомства анализа служебной информации, вычленение сообщений, представляющих общий интерес, и передачу их в средства массовой информации; 

2) внутренняя: сбор  и анализ распространенных в  средствах массовой информации сведений об органе государственной власти; 

3) охранная, в  соответствии с которой осуществляется  защита служебных тайн и не  предназначенной для общества  информации. 

Сегодня во всех органах государственного управления созданы пресс-службы или, по крайней мере, имеется пресс-секретарь, отвечающий за связь со средствами массовой информации. 

4.2.3 Пресс-службы федеральных органов власти 

Пресс-служба Президента Российской Федерации была образована в 1995 г. численностью 17 человек. Общее  руководство этой службой было возложено на пресс-секретаря Президента. Основные функции пресс-службы - обеспечение связи Президента РФ со средствами массовой информации, информирование последних о деятельности Президента, об издаваемых им правовых актах, о его заявлениях, выступлениях, встречах и других мероприятиях, оперативное информирование Президента о позиции СМИ, об откликах в прессе на телевидении и радио на его выступления и решения, о состоянии общественного мнений. Основные задачи пресс-службы - организация пресс-конференций Президента, его встреч с представителями СМИ, интервью, обеспечение выступлений Президента в прессе; выпуск заявлений и сообщений для печати; проведение брифингов, касающихся деятельности Президента; подготовка для него обзоров печати, справок и других аналитических материалов. [4] 

Сегодня пресс-служба Президента Российской Федерации насчитывает  уже 36 сотрудников, объединенных в четыре отдела: аккредитации и брифингов, оперативной  информации, перспективного планирования, фотодокументов. Функции отделов строго не разграничивались, и они выполняли похожую работу, в то же время, не дублируя ее. [5] Так, отдел аккредитаций и брифингов обязан сообщать журналистам о проведении пресс-конференций, брифингов, встреч, совещаний, заседаний и т.д., а также заниматься аккредитацией журналистов. Интересно, что раньше постоянной аккредитации не было из-за проблем с разветвленной системой безопасности, а действовали разовые приглашения. 

К числу основных функций отделов оперативной  информации и перспективного планирования относятся просмотр и анализ уже опубликованной информации о деятельности Президента и его Администрации, а также распространение в СМИ новой информации - собственной или поступающей в пресс-службу из Правительства. 

Отдел оперативной  информации регулярно готовит несколько видов отчетов: сводку передач телевидения и радиовещания, в которых речь идет о Президенте и о деятельности его Администрации, обзор прессы (как правило, не больше трех страниц) с краткими комментариями к статьям, посвященным Президенту и российской политике, пресс-дайджест завтрашних газет, статьи в котором приводятся полностью; тематические подборки и т.д. Главным требованием, которое предъявляется к материалам, является объективность, поэтому в них присутствует как позитивная, так и негативная информация, в том числе из оппозиционных и коммунистических газет. Некоторые отчеты готовятся ежедневно, другие - раз в неделю. 

Отдел фотодокументов формирует банк фото - и видеоматериалов, посвященных деятельности Президента и его Администрации. 

Пресс-служба Президента Российской Федерации выполняет  главным образом организационно-тактические PR-задачи, в то время как разработка PR-стратегии поручена Управлению по связям с общественностью, созданному после президентских выборов в 1996 г. Тогдашний ее руководитель М. Маргелов подчеркивал, что "пресс-служба занимается тем, что дает информацию о работе Президента в средства массовой информации, констатирует свершившийся факт, организует процесс предоставления этой информации, а Управление работает в режиме диалога, налаживает обратную связь". Его преемник Д. Молчанов добавляет: "Если пресс-служба всегда работает "в белую", официально, без интриг, то Управление по связям с общественностью такие интриги себе позволяет, вплетая время от времени в общий информационный поток некоторые сведения без ссылки на источник".[6] 

В Управлении по связям с общественностью создавались  и специальные подразделения, которых  не было в пресс-службе, например, отдел  по связям с общественностью в  регионах и отдел социологических исследований. 

У пресс-службы федеральных органов власти есть еще весьма важная обязанность, Предусмотренная  Законом РФ "О порядке освещения  деятельности органов государственной  власти в государственных средствах  массовой информации", действующим с января 1995 г. Они должны вести аудио - и видеозаписи всех официальных мероприятий с участием Президента Российской Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ. Для таких записей устанавливается бессрочный режим хранения. Журналисты средств массовой информации имеют право ознакомиться с записями и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий. 

При использовании  записей в теле - и радиопрограммах  ссылка на соответствующую пресс-службу не требуется. 

Пресс-служба Государственной  Думы РФ. В отличие от президентских  структур функции пресс-службы и  связей с общественностью в Госдуме  сконцентрированы в одном подразделении - пресс-службе (она насчитывает около 70 сотрудников), в которую входят; следующие отделы: средств массовой информации, информационного взаимодействия, по связям с центральной и региональной прессой, общественных связей и информационного обеспечения, телерадиослужбы (с разбивкой на подотделы телевещания, радиовещания, координации теле - и радиопрограмм, эксплуатации телерадиокомплекса). Отдел связи со СМИ занимается анализом (на основе публикаций в российских и зарубежных средствах массовой информации) развития политической и социально-экономической жизни в стране, прежде всего с учетом деятельности Государственной Думы; готовит для депутатов информационно-аналитические обзоры по актуальной тематике и публикует их в "Думском вестнике", а для "Информационного бюллетеня" пишет специальные обзоры печати по законотворческой тематике. Пресс-служба комплектует оперативные группы российских и зарубежных журналистов, освещающих протокольные мероприятия руководства Госдумы (приемы, встречи, беседы), систематически оценивает журналистские материалы о работе Думы, при необходимости проводит собеседование с авторами публикаций, выясняя причины искажений, неточностей с целью их исправления, поддерживает рабочие контакты с пресс-секретарями фракций, депутатских групп, комитетов Государственной Думы. Заметим, что при Государственной Думе в 1998 г. было аккредитовано 535 парламентских корреспондентов, 157 спецкоров, 435 человек технического персонала электронных СМИ, 22 информационных агентства, 12 телерадиовещательных компаний, 94 газеты, 48 журналов. Кроме того аккредитация иностранных журналистов шла по линии МИДа. [7] 

Информация о работе СМИ как оружие политики