Система права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт».

Содержание

Введение 3
1. Правовые системы современности. Источники (формы) права. Источники российского права 4
2. Система права Российской Федерации 6
3. Правотворчество 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

правоведение.docx

— 33.17 Кб (Скачать)

Наряду с отраслями  права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права ─ это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. Правовой  институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Подотрасль права ─ это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

История знает и иной подход к структуре права, возникший  еще в древних цивилизациях. Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану. Известно его утверждение, что публичное право относится к положению Римского государства в целом, частное ─ к пользе отдельных лиц. Таким образом, в системе права есть нормы, регулирующие общезначимые, публичные интересы государства и общества, и нормы, выражающие интересы частных лиц. Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. Публично-правовыми являются уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. К сфере частного права относят прежде всего коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Частноправовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц ─ индивидов и организаций. Это, например, гражданское, трудовое, семейное право. Если возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве ─ императивно, на основании предписаний закона.

Начальный элемент всего  правового здания составляют нормы права. Нормы права ─ это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права. Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций.

1. По предмету правового  регулирования нормы делятся  на конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п.

2. По юридической силе  ─ на нормы законов и нормы  подзаконных актов.

3. По характеру содержащихся  в их тексте правил поведения  ─ на обязывающие нормы (устанавливают  обязанность совершать определенные  положительные действия), запрещающие  нормы (устанавливают обязанность  не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют  права на совершение определенных  положительных действий).

4. По действию во времени  ─ на нормы неопределенно длительного  действия (в нормативно-правовом  акте не указан период их  действия во времени), временные нормы (период их действия определен) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

5. По кругу субъектов ─ на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия  норм в пространстве ─ на  нормы общего действия (действуют  по всей территории, на которую  распространяется юрисдикция государственного  органа, издавшего правовую норму)  и нормы местного действия (действуют  в пределах территории, определенной  самим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления  правил поведения ─ на императивные (не допускают никаких отступлений  от установленного ими правила  поведения, действуя независимо  от усмотрения субъектов правоотношений) и диспозитивные (предоставляют  субъектам правоотношений возможность  самим определять конкретное  содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению ─ на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).

9. По реализуемым функциям  ─ на регулятивные (устанавливают  субъективные права и возлагают  на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих норм).

Под структурой правовой нормы  понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь  этих частей между собой. В классическом виде норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза ─ это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция ─ это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Санкция ─ это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) …, то (диспозиция) …, иначе (санкция) … ».

 

Правотворчество

В соответствии с современным  подходом правотворчество рассматривается  как завершающая стадия процесса правообразования, который идет в  недрах общества. Государство лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже  сложились.

Основными функциями правотворчества  являются:

а) обновление законодательства, издание новых нормативно-правовых актов;

б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;

в) восполнение пробелов в праве;

Правотворческая деятельность в демократическом государстве  строится на следующих принципах:

а) гласности, т. е. осуществляется в открытой и доступной форме;

б) демократизма, отражающего  участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов;

в) научности, содержанием  которой является адекватное отражение  в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов-практиков  к процессу правотворчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;

г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом  требований к порядку и процедуре  правотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции  органа, принимающего правовой акт;

д) исполнимости, подразумевающей  финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подготовку соответствующих  кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;

е) профессионализма, согласно которому правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных  приемов и средств юридической  техники.

Важнейшей разновидностью правотворчества  является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Законодательная инициатива  ─ официальное внесение законопроекта  в законодательное учреждение  в соответствии с установленной  процедурой, что влечет за собой  обязанность соответствующего законодательного  органа рассмотреть законопроект на своем заседании. В Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента (Государственную Думу).

2. Стадия обсуждения законопроекта.  Внесенный в порядке законодательной  инициативы законопроект Советом  Государственной Думы направляется  в соответствующий профильный  комитет, который после обсуждения  выносит проект на пленарное  заседание Государственной Думы  с собственными замечаниями и  предложениями. Обсуждение законопроекта  проходит три чтения, в ходе  которых в его текст вносятся  поправки.

3. Стадия принятия законопроекта  путем голосования депутатов  парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется  согласие обеих палат. В Российской  Федерации законы принимаются  Государственной Думой большинством  голосов от общего числа ее  депутатов.

4. Стадия обсуждения законопроекта.  В соответствии с Конституцией  РФ принятый Государственной  Думой закон должен быть в  течение 5 дней передан на рассмотрение  Совета Федерации. Федеральный  закон считается одобренным, если  за него проголосовало более  половины от общего числа членов  этой палаты. В случае отклонения  закона Советом Федерации палаты  Федерального Собрания могут  создать согласительную комиссию. Однако Государственная Дума  может преодолеть вето Совета  Федерации, повторно проголосовав  за закон (для этого требуется  не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятые парламентом законы направляются главе государства, который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным, когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным, когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием (закон должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации).

5. Промульгация закона  ─ опубликование принятого и  утвержденного закона в официальном  печатном органе, осуществляемое  главой государства в установленные  законом сроки. Только после  промульгации закон обретает  обязательную силу. В Российской  Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной  законодательной процедуры процесс  рассмотрения федеральных конституционных  законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

 

Заключение

Проблемы, касающиеся построения системы права имеют теоретическую и практическую значимость. В связи с тем, что они затрагивают вопросы установления таких основополагающих для общей теории права понятий как отрасль права, институт права, норма права. Кроме того, вопрос о системе права связан также с практикой применения норм права, поскольку любая норма действует не изолированно, а только в системе права.

В настоящее время существует много проблем, связанных с исследованием  и построением системы права. Многие законы не работают или работают плохо. Процветает правовой нигилизм вместе с низкой правовой культурой. Практически  не действуют механизмы защиты прав человека, даже таких как право  на жизнь, здоровье, безопасность. По масштабам  коррупции Россия занимает одно из первых мест в мире. Законотворчество отстает от реальной жизни. При этом существуют устаревшие и недействующие  правовые нормы. В результате внутри системы права возникают противоречия. Также существуют противоречия между  федеральным и региональным законодательством. Между тем, устойчивая, непротиворечивая, функционирующая система права  может оказать организующее воздействие  на общественную жизнь, социально-экономическую, политическую ситуацию в обществе. Следовательно, от того, насколько согласованна и эффективна система права зависит  успех проводимых в стране преобразований, построение гражданского общества и  создание правового государства.

 

 

Список литературы:

1. Клименко А. В., Румынина  В. В. Обществознание (учебное  пособие). М. 2008;

2. Кутафина О. Е. (под  редакцией).  Правоведение (учебник  для неюридических вузов). М. 2002;

3. Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002;

4. Сорокин В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003;

5. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., Том 1,2. 1995;

6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства. Спб., 2000.

 

 

 

 

 


Информация о работе Система права в Российской Федерации