Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:39, контрольная работа
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт».
Введение 3
1. Правовые системы современности. Источники (формы) права. Источники российского права 4
2. Система права Российской Федерации 6
3. Правотворчество 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права ─ это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. Правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Подотрасль права ─ это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.
История знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану. Известно его утверждение, что публичное право относится к положению Римского государства в целом, частное ─ к пользе отдельных лиц. Таким образом, в системе права есть нормы, регулирующие общезначимые, публичные интересы государства и общества, и нормы, выражающие интересы частных лиц. Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. Публично-правовыми являются уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. К сфере частного права относят прежде всего коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Частноправовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц ─ индивидов и организаций. Это, например, гражданское, трудовое, семейное право. Если возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве ─ императивно, на основании предписаний закона.
Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права ─ это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права. Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций.
1. По предмету правового регулирования нормы делятся на конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п.
2. По юридической силе ─ на нормы законов и нормы подзаконных актов.
3. По характеру содержащихся
в их тексте правил поведения
─ на обязывающие нормы (
4. По действию во времени
─ на нормы неопределенно
5. По кругу субъектов ─ на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).
6. По пределам действия
норм в пространстве ─ на
нормы общего действия (действуют
по всей территории, на которую
распространяется юрисдикция
7. По способу установления
правил поведения ─ на
8. По функциональному назначению ─ на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).
9. По реализуемым функциям
─ на регулятивные (устанавливают
субъективные права и
Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой. В классическом виде норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза ─ это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция ─ это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Санкция ─ это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) …, то (диспозиция) …, иначе (санкция) … ».
Правотворчество
В соответствии с современным
подходом правотворчество
Основными функциями правотворчества являются:
а) обновление законодательства,
издание новых нормативно-
б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;
в) восполнение пробелов в праве;
Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:
а) гласности, т. е. осуществляется в открытой и доступной форме;
б) демократизма, отражающего
участие населения в
в) научности, содержанием
которой является адекватное отражение
в нормативных актах реальной
действительности и перспектив развития
общества, привлечение научных
г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре правотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;
д) исполнимости, подразумевающей
финансовое обеспечение нормативно-
е) профессионализма, согласно которому правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники.
Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:
1. Законодательная инициатива
─ официальное внесение
2. Стадия обсуждения
3. Стадия принятия законопроекта
путем голосования депутатов
парламента. Если парламент двухпалатный,
то для принятия закона
4. Стадия обсуждения
5. Промульгация закона
─ опубликование принятого и
утвержденного закона в
Несколько отличается от обычной
законодательной процедуры
Заключение
Проблемы, касающиеся построения системы права имеют теоретическую и практическую значимость. В связи с тем, что они затрагивают вопросы установления таких основополагающих для общей теории права понятий как отрасль права, институт права, норма права. Кроме того, вопрос о системе права связан также с практикой применения норм права, поскольку любая норма действует не изолированно, а только в системе права.
В настоящее время существует
много проблем, связанных с исследованием
и построением системы права.
Многие законы не работают или работают
плохо. Процветает правовой нигилизм вместе
с низкой правовой культурой. Практически
не действуют механизмы защиты прав
человека, даже таких как право
на жизнь, здоровье, безопасность. По масштабам
коррупции Россия занимает одно из
первых мест в мире. Законотворчество
отстает от реальной жизни. При этом
существуют устаревшие и недействующие
правовые нормы. В результате внутри
системы права возникают
Список литературы:
1. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание (учебное пособие). М. 2008;
2. Кутафина О. Е. (под редакцией). Правоведение (учебник для неюридических вузов). М. 2002;
3. Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002;
4. Сорокин В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003;
5. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., Том 1,2. 1995;
6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства. Спб., 2000.