Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:39, контрольная работа
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт».
Введение 3
1. Правовые системы современности. Источники (формы) права. Источники российского права 4
2. Система права Российской Федерации 6
3. Правотворчество 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»
Факультет: «Социологии и управления»
Специальность: «Государственное и муниципальное управление»
Контрольная работа
по дисциплине: «Правоведение»
на тему: «Система права в Российской Федерации».
Выполнила: студентка 1 курса,
ЗО на базе ОСО
Кирилова Е. И.
Проверил преподаватель:
______________________
Рязань, 2009
Содержание:
Введение
1. Правовые системы современности.
Источники (формы) права. Источники российского
права
2. Система права Российской
Федерации
3. Правотворчество
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными – естественными, техническими, социальными. Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей . Все они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Самым распространенным видом
социальных норм являются правовые нормы,
с помощью которых в
Из числа причин, вызывающих необходимость расположения правовых норм по определенной системе, наиболее важными являются следующие. Во-первых, распределение правовых норм по определенной системе облегчает их изучение, теоретическое осмысление, определение эффективности их воздействия на те или иные общественные отношения и помогает научно определить пути совершенствования права с целью эффективного регулирования общественных отношений. Кроме того, системное расположение правовых норм содействует правоприменению, совершенствованию законодательной техники. В условиях формирования в России гражданского общества, перехода к рыночной экономике, строительству правового государства, сопровождающегося серьезными изменениями в российском праве, возникла необходимость в научной оценке происходящих процессов и внесения изменений в понятие системы права.
Правовые системы современности. Источники (формы) права. Источники российского права
Тесная связь государства и права отражена в понятии источники (формы) права. Источники (формы) права ─ это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.
Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права. Для каждой из них характерна своя ведущая форма права. В странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, т. е. придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел.
Для большинства стран Африки и Азии главным источником права служат правовые обычаи ─ устойчивые, сложившиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением.
Под судебной практикой понимают такую деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения.
Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно-правовой акт ─ это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон ─ это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Его признаки:
1) может быть принят лишь органом законодательной власти или всеми гражданами на референдуме;
2) обладает высшей юридической
силой в системе нормативно-
3) порядок разработки, принятия и вступления в силу определяется, как правило, конституцией государства;
4) регулируют наиболее важные общественные отношения.
Подзаконные акты ─ правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему .Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется моментом вступления в силу и моментом прекращения действия. В Российской Федерации вступают в силу:
· законы о поправках к Конституции ─ со дня их опубликования;
· федеральные ─ через 10 дней после их опубликования;
· нормативные акты Президента РФ ─ по истечении 7 дней после опубликования;
· акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти ─ через 7 дней после опубликования;
· иные акты Правительства ─ со дня их подписания;
· нормативные акты федеральных органов исполнительной власти ─ через 10 дней после их опубликования.
Действие нормативно-правовых
актов прекращается: в результате
прямого указания государственного
органа об отмене (прямая отмена); в
связи с изданием нового нормативно-правового
акта заменившего ранее
Нормативно-правовой акт может действовать на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и в отдельных случаях ─ за пределами государства. Действие нормативно-правового акта распространяется, как правило, на всех лиц, проживающих на соответствующей территории. Однако ряд законов распространяется лишь на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев.
Система права Российской Федерации
Система права ─ это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В основе построения системы права лежат принципы, такие как:
Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе.
В системе права можно выделить три уровня: низший составляют нормы права, второй ─ правовые институты и подотрасли права, а третий ─ отрасли права.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:
а) конституционное (государственное) право ─ совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т. д.;
б) административное право ─ совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
в) гражданское право ─ отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
г) семейное право ─ отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;
д) трудовое право ─ совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;
е) финансовое право ─ отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
ж) уголовное право ─ совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
з) земельное право ─ отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
В последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.
Все указанные выше отрасли
права относятся к материальном
а) гражданско-процессуальное
право ─ совокупность норм права,
регулирующих деятельность судов в
связи с рассмотрением в них
споров, возникающих в сфере
б) уголовно-процессуальное право ─ совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.
Часть отраслей российского
права носит комплексный
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы. Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Статья 15 Конституции России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора». Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.