Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:38, реферат
Цель данной работы: изучить конституционные права, свободы и обязанности человека в Республики Казахстан.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть систему конституционных прав человека
2) на основе рассмотренных конституционных прав раскрыть основные обязанности гражданина
ВВЕДЕНИЕ
1. Система прав и свобод человека. Права народа и нации
2. Личная свобода и достоинства гражданина
3. Экономические права и свободы человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РК в статье 1 провозглашает, что высшими ценностями является человек, его жизнь, права и свободы. Основные права и свободы человека признаются абсолютными и неотчуждаемыми, принадлежащими каждому от рождения. К ним относятся следующие нормы: о праве человека на жизнь (ст. 15), личную свободу (ст. 16), неприкосновенность его достоинства (ст. 17).
В соответствии с этим одной из важных задач УК, который основывается на Конституции РК и общепризнанных принципах и нормах международного права, является защита человека, его законных прав и интересов.
В соответствии со ст. 17 Конституции РК достоинство человека неприкосновенно. Неприкосновенность достоинства человека означает признание личностной ценности каждого человека, его образа мыслей, основанных на нравственных принципах и соответствующих им поступках. Человек признается носителем ценностных нравственных и интеллектуальных качеств. Достоинство человека связано с его положением в обществе, репутацией, образом жизни, профессионализмом и другими обстоятельствами. Каждый достоин уважения и признания права на самостоятельность его мышления и действий. Конституция строго определяет обязанности по соблюдению неприкосновенности достоинства человека.
Ст. 12 Конституции РК устанавливает, что в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека. Провозглашенные в разделе 2 Конституции права и свободы человека охраняются нормами всех отраслей права, в том числе и уголовного.
Глава 3 УК содержит нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на права и свободы человека и гражданина. Родовым объектом преступлений, ответственность за которые предусмотрена нормами указанной главы УК, являются конституционные права и свободы человека.
И здесь не обойтись еще без одного сформулированного международным сообществом принципа демократического государства: человеку, гражданину разрешено все, что не запрещено Законом; власти запрещено все, что прямо не разрешено ей Законом. То есть человек может делать все, кроме того, что закон (в широком смысле понимания законодательства страны) прямо запрещает, а власть может действовать только в пределах того, что закон ей прямо разрешает делать. Без строгого соблюдения этого принципа права и свободы человека превращаются в виртуальные.
Еще один основополагающий принцип демократии - это ограничение власти большинства. Большинство не имеет права нарушать эти права и свободы. Можно сказать, что права и свободы отдельного человека ограничивают волю и власть большинства. Принцип «ограниченной власти» часто выступает под наименованием: «принцип конституционности». В наше время этот принцип находит свое выражение в главах Конституции, тех ее разделах, в которых идет речь о правах и свободах человека. Они ограничивают и законодательную, и исполнительную власть от того, чтобы поднятием руки проголосовать или в приказном порядке осуществить действие, нарушающее права человека. Этот принцип можно сформулировать так: в демократическом обществе права и свободы человека определяют пределы власти большинства. Вообще, если мы действительно строим демократическое государство, надо привыкнуть к тому, что все законы, касающиеся прав и свобод человека должны быть, во-первых, направлены на обеспечение реализации этих прав и свобод, во-вторых, на их защиту и обеспечение гарантий компенсации, если они нарушены, и, в-третьих, на ясное определение перечня обоснованных ограничений. Нужно привыкнуть, что это не государство или власть дает, «дарует» то или иное право или свободу. «Человек не должен воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека вообще несовместимо с рабской благодарностью за то, что ему, Человеку, позволили воспользоваться крохами (его же!) прав и свобод. Они принадлежат ему уже в силу того, что он – Человек».
Нужно привыкнуть, что человек не должен доказывать, что он имеет то или иное право или свободу. Это власти должны доказать, что существует то или иное ограничение прав и свобод, что оно обоснованно и законно. Если мы не признаем и не внедрим эти международные принципы в нашу практику, никто не будет защищен: ни простой гражданин, ни даже власть имущий, который имеет шанс когда-то превратиться в простого гражданина. Согласно той же международной практике, каждый запрет (ограничение прав и свобод человека) должен отвечать, как минимум, трем условиям:
а) быть предусмотрен законом;
б) служить целям защиты законных интересов общества; а также:
в) являться необходимым для обеспечения защиты этих общественных интересов.
При этом «установленное законом» предполагает не только то, что ограничение обосновано юридически, но также и то, что соответствующий закон соответствует определенным стандартам прозрачности и открытости процедуры его принятия. При обосновании запрета «законные интересы общества» должны быть четко определены и сформулированы. И, наконец, требование «необходимости», означает, что даже если запретительные меры направлены на защиту законных интересов общества, государственная власть должна показать «насущную социальную потребность» в таких мерах. То есть доказать, что без такого запрета обойтись никак нельзя. Более того, должна соблюдаться соразмерность между запретом и преследуемой законной целью, а мотивы, объясняющие введение запрета, должны быть соответствующими и достаточными.
В современном мировом обществе центральное место занимают проблемы человека. Сегодня во многих развитых странах в основе Конституций особое место в системе права занимает статус личности.
По поводу неотъемлемых прав. Так, в ч. 2 ст. 12 действующей Конституции более четко отражена концепция естественных прав человека и определено, что «права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов». То есть эта норма, сначала показывает сущность естественной концепции, а потом определяет современное понимание правового государства, где не только важным является принцип верховенства закона, но и то, что права человека определяют содержание и применение законов.
С частью 1 ст. 12 проекта можно и согласиться, но считаем однозначно, что часть вторую нельзя принимать. Она гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты законных прав и интересов других людей». Поскольку нормы действующей Конституции наиболее точно соответствуют международным пактам о правах человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, где ограничения прав и свобод изложены так же, как и в ст. 39 действующей Конституции. В Основном законе перечислено одно основание ограничения, а их четыре основных. В действующей Конституции ст. 39 устанавливает: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».
Статья 13 проекта уступает нормам действующей Конституции, поскольку почему-то гарантируется только равенство права и свобод (ч. 2 ст. 13). К примеру, в российской конституции гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с конституцией (ст. 17). У нас в соответствии с действующей ч. 1 ст. 12 гарантируются права и свободы в соответствии с Конституцией, то есть в нормах действующей Конституции РК «выпадают» нормы международного права.
Сегодня исследователями Конституции предлагается норма, которая гарантирует равенство, а не сами права и свободы. Если же разработчики ведут речь о равенстве прав по международным пактам, то есть равенство защиты как личных, гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, то тогда эту норму необходимо более четко сформулировать, чтобы она подчеркивала важность принципов и норм международных пактов по правам человека.
Считаем, что ч. 1 статьи 15 надо дополнить словами: «Каждый имеет право на личную неприкосновенность» (в России и других странах такая норма наряду с нормами о достоинстве человека и неприкосновенности частной жизни существует). Именно в такой формулировке она изложена во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о гражданских и политических правах. А норма, гласящая, что «Достоинство человека неприкосновенно» употребляется в контексте запрещения пыток и т.д., точно так же, как у нас она изложена в статье 17 действующей Конституции.
В действующей Конституции есть статья (ч. 1 ст. 16: «Каждый имеет право на личную свободу»), она также изложена в пактах в контексте незаконного задержания и ареста. Существует в действующей Конституции норма ч. 1 ст. 18, которая устанавливает, что «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства», то есть неприкосновенность личной жизни. Частная же жизнь представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, личных, бытовых, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан; свободу размышления, уединения, вступления в контакты с другими людьми или воздержания от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне сферы служебных отношений; тайну жилища, дневников, личных записей, переписки и т.д. «Неприкосновенность» и «тайна» – два понятия, характеризующие природу данного института. Поэтому было бы целесообразным включить предлагаемую норму: «Каждый имеет право на личную неприкосновенность», которая бы гарантировала неприкосновенность именно личности, а не личной жизни. Под правом личной неприкосновенности понимается гарантированная государством личная безопасность и свобода человека, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на:
1) жизнь, здоровье, физическую неприкосновенность (телесную неприкосновенность и половую свободу);
2) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственную неприкосновенность);
3) нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность);
4) индивидуальную свободу человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой, своим свободным временем, по своему свободному усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).
Думаем, что с ч. 2 ст. 15 проекта можно согласиться, т.к. санкционирование заключения под стражу передается от прокурора к суду, и срок задержания снижается с 72 часов до 24 часов: «Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более двадцати четырех часов» (72 часа – это много и не соответствует международным стандартам, к примеру, в России – 48 часов). Так что срок задержания начинает снижаться, и это отвечает демократическому развитию.
Таким образом, в современном праве, нормы, охраняющие права и свободы человека, народа, нации содержатся в основном в нормах Конституции, а также иных отраслях правовой системы государства – уголовном, гражданском, административном и т.п.
Положение личности в обществе характеризует уровень развития государства. На жизнь, личную свободу, честь и достоинство человека никто не имеет права посягать. Поэтому Конституция, другие законы Республики Казахстан уделяют особое внимание обеспечению личной свободы граждан. Если угрожает опасность жизни, здоровью, человеческому достоинству, каждый человек имеет право искать помощи у государственных органов, защиты у закона. Как уже было сказано, для этого существуют специальные органы. Человек вправе обратиться также к Президенту Республики, ища защиты у него от нарушителей его прав и свобод. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не имеют права незаконно ограничивать права граждан. Это означает, что в случае ограничения прав и свобод человека ему должно быть сообщено, какие он законы переступил, какое правонарушение он совершил.
Самое существенное, естественное право человека – право на жизнь.
1. «Каждый имеет право на жизнь.
2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании» (статья 15 Конституции). Смертная казнь может применяться лишь тогда, когда имеются особые обстоятельства, отягчающие ответственность и связанные с исключительной опасностью лица, совершившего тяжкое преступление. Вынося приговор о применении смертной казни, суд должен всесторонне мотивировать, какие обстоятельства позволяют применить такую исключительную меру, и со всей полнотой характеризовать подсудимого. Суд при этом должен установить, является ли подсудимый психически нормальным. В отношении психически больного наказание не применяется вообще.
Лицо, приговоренное к смертной казни, имеет право обратиться к Президенту Республики Казахстан с просьбой о помиловании. При решении вопроса о помиловании принимается во внимание, что собой представляет осужденный человек, имел ли он раньше судимость, применялась ли в отношении его амнистия, его возраст, семейное положение и другие обстоятельства. В настоящее время в Казахстане объявлен мораторий на смертную казнь.
Личная неприкосновенность также охраняется Конституцией.
«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию»
(статья 17). Это положение Конституции относится в основном к должностным лицам. Законодательство Республики Казахстан категорически запрещает применение таких мер, которые причиняют физическую боль, унижают человеческое достоинство. Пытка может выражаться в нанесении удара, побоев, истязаний, телесных повреждений.
Унижение может выражаться в оскорблении личности, национального достоинства и в других действиях. Работники милиции, прокуратуры, применяющие такие методы в отношении обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, эксперта, привлекаются к уголовной ответственности.
Закон охраняет свободу человека от произвола других частных лиц. Если кто-либо попытается лишить человека свободы, то он привлекается к уголовной ответственности. Такое действие может совершаться путем применения насилия (помещение в отдельную комнату, психиатрическую больницу) либо путем угрозы применения насилия. Если же человек применяет насилие с целью задержания преступника и передачи его в правоохранительные органы, то он, разумеется, не привлекается к ответственности. Ведь он выполняет свой гражданский долг. Если же должностное лицо, пользуясь своим служебным положением, незаконно лишает человека свободы, то оно привлекается к ответственности за злоупотребление или превышение власти. К тому же не имеет юридической силы показание, полученное у обвиняемых, свидетелей путем применения насилия.
Проявлением свободы личности является также свобода совести. Каждый человек сам, по своей воле, вправе определить свое отношение к религии. Если человек верит в какую-либо религию, никто не имеет права препятствовать ему выполнять религиозные ритуалы, обычаи. Конечно же, выполнение религиозных ритуалов, обычаев и правил не должно причинять вреда законным интересам других людей, общества. Закон запрещает прямо или косвенно ограничивать права и свободы верующих или же предоставлять им льготы и преимущества. Конституция не предусматривает преимущества ни одной религии. Считается нарушением прав человека возбуждение вражды и ненависти из-за религиозных взглядов. Является правонарушением оскорбление и осквернение вещей, предметов, зданий и мест, которые верующие считают священными.
Информация о работе Система прав и свобод человека. Права народа и нации