Система прав и свобод человека. Права народа и нации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

Цель данной работы: изучить конституционные права, свободы и обязанности человека в Республики Казахстан.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть систему конституционных прав человека
2) на основе рассмотренных конституционных прав раскрыть основные обязанности гражданина

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Система прав и свобод человека. Права народа и нации
2. Личная свобода и достоинства гражданина
3. Экономические права и свободы человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

1121 р СЛАЙДЫ 3.Система прав и свобод человека. Права народа и нации (1).doc

— 118.50 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
КАЗАХСТАНСКО-АМЕРИКАНСКИЙ СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Права и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Система прав и свобод человека. Права народа и нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:              Белоус Анастасия

 

Студент 1 курса,

группа 11-Ю-4-Б-О-Р

 

 

ПРОВЕРИЛ:              Даутбаева Д.А.

 

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Система прав и свобод человека. Права народа и нации

2. Личная свобода и достоинства гражданина

3. Экономические права и свободы человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена вопросу исследования системы конституционных  прав и свобод граждан. Наша страна находится сейчас на переходном этапе, но  наступит  момент, когда уровень жизни поднимется до такой степени, что проблема гарантии и реализации прав и свобод людей будет стоять на первом месте.

Конституция Республики Казахстан – основной, главный нормативный акт государства и общества, становящегося на путь демократического, цивилизованного развития. Конституция устанавливает государственный и общественный строй, принципы их организации и функционирования. В ней закрепляется конституционный статус человека  и гражданина. Конституция является источником не только конституционного права, но и всех отраслей национального права. Ей присущи черты, которыми не обладают другие нормативные правовые акты.

Конституция принята народом Казахстана, поэтому в Конституции выражается воля народа, что характеризует ее сущность. Конституция Республики Казахстан  признает весь народ без деления на социальные группы, без ограничения прав субъектом конституционно-правовых отношений.

Важной особенностью Конституции является  и то, что она выступает основным законом, с одной стороны, государства, а с другой – общества. Это связано со статусом народа, как источника государственной власти и как социальной базы  общества. Конституция учреждает государство со всеми его атрибутами, она закрепляет его суверенитет со всеми его элементами: территорией, верховной властью, гражданством, самостоятельным законодательством и т.п. Конституция закладывает основы взаимоотношений государства, государственных органов с обществом, общественными институтами. Конституция определяет основы общественного строя: экономические, организационные, социальные, духовные, личностные. Поэтому не только государство, его институты черпают правовые положения, идеи в Конституции. Наряду с этим общество, его составляющие должны основывать свою деятельность на Конституции. Нормативные положения Конституции, запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, действуют прямо и непосредственно. Поэтому правоохранительные органы непосредственно руководствуются Конституцией, когда принимают меры против подобных явлений.

Цель данной работы: изучить конституционные права, свободы и обязанности человека в Республики Казахстан.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1)     рассмотреть систему конституционных прав человека

2)     на основе рассмотренных конституционных прав раскрыть основные обязанности гражданина

Объект: Граждане Республики Казахстан и иностранные лица.

Предмет: Конституционные права, свободы и обязанности человека в Республике Казахстан.

Метод исследования: анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Система прав и свобод человека. Права народа и нации

 

Становление современного перечня прав человека, закрепленного международно-правовыми документами и конституциями государств, является результатом длительного исторического развития стандартов, которые стали нормой демократического общества. По вопросу о том, что составляет основу прав человека, существуют значительно различающиеся подходы. С одной стороны, естественно-правовая традиция выдвинула теорию, согласно которой это основание кроется в самой природе человека. С другой - традиция юридического позитивизма, наоборот, подчеркивала позитивную природу современного права, его характеристику как права, установленного и гарантированного государством.

Естественно-правовая концепция прав человека, сформировавшаяся в период буржуазных революций XVII - XVIII вв., устанавливала следующие приоритеты во взаимоотношениях государства и человека: свободу, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные права человека. Естественные, неотъемлемые права человека, появившиеся в результате буржуазных революций, стали критерием ограничения государственной власти. Государству ставится в обязанность признавать эти права, не посягать на них, защищать их от любых вмешательств. На данном этапе обозначился новый подход к отношениям власти и человека: исходным становится человек, а государство должно оберегать его гражданские интересы, обеспечивать «всеобщее благо»[1].

Согласно позитивистскому подходу к природе прав человека и взаимоотношениям государства и личности, права человека, их объем и содержание определяются государством, которое «дарует» их человеку. Одной из главных особенностей данного подхода является подчинение индивида праву и обязанности беспрекословно его соблюдать, поскольку права человека служат цели подчинения индивида государству, а не утверждения приоритета прав человека по отношению к последнему.

Абсолютные, неотчуждаемые права человека, которые присущи ему от рождения, и поэтому являющиеся независимыми от воли государства, государство не может не признать. Однако, «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. закон. Поэтому такие права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя их законодательное формулирование, функцию их защиты и обеспечения. Особое значение имеет запись этих прав в Конституции. Однако следует заметить, что ограничение власти государства правами человека не должно вести к предельному умалению его роли, которая весома не только в охране прав и свобод человека, но и в придании им законодательной, т.е. общеобязательной формы.

В современном мире, государства, придерживающиеся естественно-правовой концепции прав человека, отнюдь не отвергают их позитивистского оформления. То есть и естественно-правовая концепция, и позитивистский подход не должны быть абсолютными противоположностями. Думается, что в настоящее время позитивистский подход в области прав человека не должен отдаляться от категорий свободы, справедливости, самоценности индивида для того, чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге прав человека. Оформляя законодательно права и свободы человека, государство обязывает себя гарантировать и обеспечивать их.

В настоящее время высказывается мнение против преувеличения значения естественных прав человека. Дискуссия о правах человека и гражданина, их соотношение с правами общества, государства, коллективов отражает новую постановку вопроса: не о разделенных правах человека и гражданина, а о целостном подходе к человеческой личности. Следовательно, необходимо отказаться от противопоставления естественного и позитивного права.

Республика Казахстан признает естественный характер прав человека, вместе с тем без законодательного закрепления прав будет невозможна эффективная их защита со стороны государства. То есть современные условия требуют комплексного подхода (естественно-правовой концепции и позитивистского подхода) к вопросу о правах человека. Конституционное закрепление основных прав и свобод человека является по своей сути компромиссом между естественно-правовым и позитивистским подходами. Признавая естественные права и свободы в своем законодательстве, государство гарантирует их, обеспечивает им должную защиту. Взятые из доктрин и деклараций как права естественные, они, имеющие государственно-правовое признание и гарантированность, становятся правами в юридическом смысле. То есть, это свидетельствует о том, что конституционная практика идет по пути позитивного закрепления естественных прав и принципов, что смягчает противостояние естественно-правовой концепции и позитивистского подхода.

В международных документах и казахстанском законодательстве используют два понятия: «права человека» и «свобода человека». Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что понятие «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивида: «каждый имеет право на свободу совести» (статья 22 Конституции). В то время как понятие «право» определяет конкретные действия человека (например, право на судебную защиту). Понятие «свобода» имеет более широкое значение, чем понятие «право». Однако в республиканских нормативных правовых актах нередко можно встретить применение понятий «право» и «свобода» как синонимов. Это свидетельствует о том, что законодатель не делает различий между этими понятиями.

Важен также вопрос соотношения прав человека и прав гражданина. В правовой литературе представлены различные взгляды на эту проблему. Основания разграничения между правами человека и правами гражданина, заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи индивида с принадлежностью к тому или иному государству. Это, в частности, - естественные неотчуждаемые права, принадлежащие всем и каждому от рождения, такие как гражданские. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, некоторые люди в мире имеют статус лица без гражданства и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Однако, в данном случае применение категории «права гражданина» более уместно, так как те же самые апатриды, иностранные граждане обладают всеми теми правами и свободами, за небольшим исключением, что и граждане того или иного государства.

Таким образом, фундаментом правовой государственности являются права и свободы человека. Принцип их приоритета составляет ядро принципов правового государства. Конституция Республики Казахстан 1995 года впервые в Конституционной практике нашего государства закрепила специально вторым разделом статус человека и гражданина. В статье 1 Конституции, Республика провозглашается демократическим правовым государством, понятие которого раскрывается дальше: «высшими ценностями которого является человек, его права и свободы»[2].

Очень важным для уяснения статуса человека пункт 2 статья 12, в котором говорится, что права, и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Данное правоположение делает акцент на происхождение прав человека как его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств.

Признав естественный характер происхождения прав и свобод человека, Конституция РК закрепила широкий перечень прав и свобод: из 98 статей, 30 посвящены правам и основным свободам человека и гражданина, что в целом свидетельствует о соответствии Конституции Республики Казахстан международным стандартам.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных не основных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Нельзя забывать, что у современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет, и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции. Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой «в цивилизованном обществе» объявляется «охрана интересов человека, его прав». Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав - это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только «цивилизованного», но и любого уважающего себя и своих граждан государства и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями.

Казахстан переживает один из важнейших этапов развития своей государственности, правовой базис которого очерчен в принятой путем референдума 31 августа 1993 г. Конституции. Данный этап начался переходным периодом осуществления коренных политических, социально-экономических и духовных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике гражданского общества и демократического социального правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С выполнением этих задач непосредственно связано изменение и развитие функций Казахстанского государства по сравнению с периодом до прекращения существования СССР. Рыночная реформа заметно ограничила пределы и видоизменила механизм воздействия государства на экономические отношения, создала условия для развития частной собственности и свободного предпринимательства, привела к разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной системы устранил монополию государственного руководства экономикой, свойственную хозяйственно-организаторской функции социалистического государства, расчистил дорогу рыночным отношениям. В обстановке экономической независимости система уравнительного распределения материальных благ перестала соответствовать новым экономическим отношениям, превратилась в сдерживающий фактор их развития. В связи с этим отпала необходимость в функции государственного контроля за мерой труда и мерой потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем осложнилось содержание хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и других внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским государством; в одну из основных превратилась функция сбора налогов.

Информация о работе Система прав и свобод человека. Права народа и нации