Система органов государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

В процессе написания данной работы была осуществлена попытка систематизации всего многообразия и разветвлённости государственных органов РФ. Необходимость реформирования системы государственной власти.

Содержание

Введение ………………………………..
Глава I принцип разделения властей
Глава II система органов государственной власти РФ
2.1 Президент РФ
2.2 Система органов законодательной власти
2.3 Система органов исполнительной власти
2.4 Система органов судебной власти
Глава III Государственные органы, не относимые ни к одной из основных ветвей власти

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по КПРФ.docx

— 48.08 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 система органов судебной власти.

               Глава 7 Конституции РФ посвящена  судебной власти РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

          Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

       В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:  

        1. Конституционная юстиция. Она  включает Конституционный Суд  РФ, а также конституционные и  уставные суды в субъектах  РФ, которые, однако, не составляют  единой системы с федеральным  Конституционным Судом.

       Конституция Российской Федерации установила в  статье 125 четыре группы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, это:

       - проверка конституционности законов,  иных правовых нормативных актов  и договоров, осуществляемая по  трем видам запросов и жалоб  (от органов власти, граждан и  судов);

       - разрешение споров о компетенции;  толкование Конституции Российской  Федерации; 

       - дача заключения о соблюдении  порядка выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации  в государственной измене или  в другом тяжком преступлении.

       Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей.

       Судьи Конституционного Суда, согласно Конституции  Российской Федерации, назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Их статус установлен Федеральным  конституционным законом "О Конституционном  Суде Российской Федерации".

         Каждый судья Конституционного  Суда назначается на должность  в индивидуальном порядке путем  тайного голосования и приводится  к присяге. Срок полномочий  судьи Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст пребывания  в должности - 70 лет. Законом  установлены гарантии независимости  судьи Конституционного Суда, основные  среди которых - несменяемость,  неприкосновенность, равенство прав  судей.

         Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими  судьями в пленарном заседании  Конституционного Суда тайным  голосованием сроком на три  года.

       2. Суды общей юрисдикции. Они включают  Верховный Суд РФ, верховные суды  республик, краевые и областные  суды, суды автономной области  и автономных округов, городские  суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные  суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях  и т. д.). Они осуществляют правосудие  по уголовным, гражданским делам  и делам, возникающим из административных  правонарушений.

       Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают  гражданские, административные и уголовные  дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются  федеральным законом и законом  субъекта РФ.

       Конституция РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

         Из этой нормы становится ясным,  что Верховный Суд РФ возглавляет  систему судов общей юрисдикции.

         Полномочия Верховного Суда РФ  закреплены также в Уголовно-процессуальном  и Гражданском процессуальном  кодексах и в ряде законов. 

         Верховный Суд является высшим  судебным органом не для всех  федеральных судов, а только  для судов общей юрисдикции, в  его ведение не входит конституционная  и арбитражная юстиция.

         Перечень дел, в отношении которых  Верховный Суд РФ является  высшим судебным органом, выглядит  не очень определенно. Упомянуты  общеизвестные категории гражданских,  уголовных и административных  дел, но не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть  истолковано как возможность  в будущем расширить подсудность  судов общей юрисдикции.

         В приведенной статье Конституции  РФ сформулирована другая важная  функция Верховного Суда: осуществлять  надзор за деятельностью нижестоящих  судов. Это положение давно  вызывает споры среди специалистов, многие из которых усматривают  в надзоре скрытое нарушение  независимости судов. Однако для  таких подозрений нет достаточных  оснований, поскольку Верховный Суд как высшая судебная инстанция надзирает за судами не путем командования ими, а осуществляя естественный для любого такого органа пересмотр судебных дел в кассационном порядке, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

       Верховный Суд РФ может также выступать  в качестве суда первой инстанции  по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное  дело, имеет право просить, чтобы  оно было рассмотрено Верховным  Судом в первой инстанции; этим Судом  рассматриваются жалобы на решения  квалификационных коллегий об отрешении  судьи от должности, на ненормативные  акты Президента РФ, Федерального собрания, Правительства и др.

       Верховный Суд обладает правом законодательной  инициативы, он наделен полномочием  рассматривать жалобы граждан, связанные  с нарушениями избирательных  прав (по выборам Президента РФ и  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания).

         В штатную численность членов  Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять  заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного  Суда РФ. Заместители председателя  и другие судьи Верховного  Суда РФ назначаются Советом  Федерации Федерального Собрания  по представлению Президента  РФ, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда  РФ.

       Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом  его работы, что отражает соответствующую  широкую деятельность судов общей  юрисдикции.

         Верховный Суд РФ действует  в составе: 

        1) Пленума Верховного Суда;

        2) Президиума Верховного Суда;

         3) Судебной коллегии по гражданским делам;

        4) Судебной коллегии по уголовным  делам; 

         5) Военной коллегии.

        3. Арбитражные суды. В эту систему  входят Высший Арбитражный суд  РФ, федеральные арбитражные суды  округов, арбитражные суды республик  и других субъектов РФ. Они  осуществляют правосудие путем  разрешения экономических споров  и рассмотрения ряда иных дел.

       Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они  также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными  актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают  споры с участием иностранных  предпринимателей.

       Организационно-структурная  система арбитражных судов строится на трех уровнях:

         Первый уровень составляют федеральные  арбитражные суды субъектов Российской  Федерации. В их числе арбитражные  суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов. В них рассматриваются  дела в первой инстанции, а  также пересматриваются в полном  объеме дела по апелляционным  жалобам на не вступившие в законную силу решения (общее количество арбитражных судов первого уровня – 81).

       Второй  уровень образуют 10 федеральных  арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах  в Российской Федерации".

       Третий  уровень представляет Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.

         В соответствии со статьей  127 Конституции Российской Федерации  Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации является высшим судебным  органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет  судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам  судебной практики. Он входит  в единую судебную систему  страны наряду с Конституционным  судом Российской Федерации и  судами общей юрисдикции во  главе с Верховным Судом Российской  Федерации.

            Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       III. Государственные органы, не относимые ни к одной из основных ветвей власти

       Счётная палата РФ - постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, образуемый Федеральным Собранием  РФ и подотчётно ему.

       Счётная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Место нахождения Счётной палаты – город Москва.

       Задачи  Счётной палаты:

       1)

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе написания данной работы мною была осуществлена попытка систематизации всего многообразия и разветвлённости государственных органов РФ.

 В заключении хотелось бы отметить, что я не зря выделила в отдельную главу государственные органы, не вошедшие ни в одну из систем, тем самым мне хотелось подчеркнуть, что наша система государственных органов еще достаточно чётко не сформирована и является динамичной и развивающейся. 

Информация о работе Система органов государственной власти в РФ