Система органов государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

В процессе написания данной работы была осуществлена попытка систематизации всего многообразия и разветвлённости государственных органов РФ. Необходимость реформирования системы государственной власти.

Содержание

Введение ………………………………..
Глава I принцип разделения властей
Глава II система органов государственной власти РФ
2.1 Президент РФ
2.2 Система органов законодательной власти
2.3 Система органов исполнительной власти
2.4 Система органов судебной власти
Глава III Государственные органы, не относимые ни к одной из основных ветвей власти

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по КПРФ.docx

— 48.08 Кб (Скачать)

II. Система органов государственной власти в РФ.

       2.2 Система органов законодательной власти.

            Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

         Парламент–обобщенное название законодательного (представительного) органа государства и в каждой стране он имеет свое название (Конгресс, Ригсдаг, Стортинг, Меджлис, Рада, Кнессет, Национальное или Народное собрание, Хурал, Совет и др.).     

       В России парламентом является Федеральное собрание- представительный и законодательный орган Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). По Конституции России (ст. 99) Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Федеральное собрание состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации (ст. 95 Конституции РФ). В силу установленного Конституцией России и федеральными законами порядка формирования палат Федерального Собрания Государственная Дума представляет интересы всего населения России, обладающего избирательным правом, а Совет Федерации – интересы субъектов Российской Федерации.

       В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта РФ: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти (всего 178 членов).  Из своего состава СФ избирает Председателя палаты и его заместителей (в том числе  первого заместителя), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты, подписывают постановления и иные акты палаты. Председатель СФ и его заместители не могут представителями одного субъекта РФ.

       В состав Совета палаты входят Председатель СФ и ого заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ. Совет палаты решает ряд вопросов организационного характера (утверждает ежемесячный график заседаний СФ, рассматривает проект повестки дня  СФ и т.д.).

       В СФ из числа его членов создаются  комитеты, постоянные комиссии, а также  временные комиссии. Эти органы занимаются, в частности, разработкой и предварительным  рассмотрением законопроектов, вносимых СФ в порядке законодательной  инициативы, осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной  Думой ФЗ.

       В статье 102 Конституции РФ перечислены задачи, относящиеся к ведению Совета Федерации. К ним относятся:

       а) принятие решений об одобрении законов, принятых Государственной Думой, либо их отклонении;

       б) выступление с законодательной  инициативой;

       в) утверждение изменения границ между  субъектами РФ;

       г) утверждение указов Президента РФ о введение военного положения;

       д) решение вопросов о возможности  использования Вооружённых Сил  РФ за пределами территории РФ;

       е) назначение выборов Президента РФ;

       ж) отрешение Президента РФ от должности;

       з) назначение на должность по представлению  президента РФ, судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, судей  Высшего Арбитражного Суда РФ;

       и) назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ;

       к) назначение на должность и освобождение от должности, по представлению Президента РФ, Генерального прокурора РФ;

         л) назначение на должность  заместителя Председателя счётной  палаты РФ и половина состава  её аудиторов;

       м) обращение в Конституционный  Суд РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конституции  РФ). 

       Государственная Дума в соответствии с положениями Конституции РФ  состоит из 450 депутатов (ст. 95) и избирается сроком на пять лет (ст. 96).

       Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший на день выборов 21 года, если он не признан судом недееспособным и не содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

       Выборы  депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом  России на первое воскресенье после  истечения конституционного (5-летнего) срока со дня избрания Государственной  Думы предыдущего созыва. Решение  о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев  и не позднее, чем за четыре месяца до дня голосования.

       Кроме законодательной деятельности к  ведению Государственной Думы согласно ст. 103 Конституции РФ относятся:

       а) дача согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

       б) решение вопроса о доверии  Правительству РФ;

       в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России;

       г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов;

       д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным  законом;

       е) объявление амнистии;

       ж) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности;

       По  всем этим вопросам Государственная Дума принимает постановления. Они принимаются большинством голосов от общего числа ее членов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией России.     

       Для организации своей работы депутаты Государственной Думы:

       — избирают Председателя Государственной Думы и его заместителей (из своего числа абсолютным большинством голосов);

       — создают Совет Государственной Думы;

       — образуют депутатские объединения;

       — образуют комитеты и комиссии Государственной Думы.

       Председатель  Государственной Думы:

       - ведет заседания палаты;

       - ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Регламентом Государственной Думы;

       - организует работу Совета Государственной Думы;

       - осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

       - назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы (по согласованию с Советом Государственной Думы и по представлению Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы);

       - представляет палату во взаимоотношениях с другими органами государственной власти и высшими должностными лицами России и иностранных государств, с общественными объединениями и международными организациями;

       - участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом России для разрешения разногласий между органами государственной власти;

       - направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в соответствующий комитет Государственной Думы для подготовки его к рассмотрению Советом Государственной Думы;

       -  подписывает постановления Государственной Думы;

            - издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

       Заместители Председателя Государственной Думы:

       - замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие;

       - ведут заседания палаты по поручению Председателя Государственной Думы;

       - координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы;

       - решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними.  

       Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В его состав входят Председатель Государственной Думы и руководители депутатских объединений. Указанные лица вправе поручать своим представителям замещать их на заседаниях Совета с правом решающего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы.

       Депутатские объединения в Государственной  Думе – это фракции, сформированные в основном из депутатов, избранных от избирательных объединений, и депутатские группы численностью не менее 35 человек, сформированные из других депутатов. Депутаты, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, вправе войти в одно из них при согласии соответствующего избирательного объединения. 

       Комитеты  и комиссии Государственной Думы образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. В состав комитетов и Мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

       Комитеты Государственной Думы создаются по различным отраслям законодательства (напр.: по законодательству и судебно-правовой реформе, по труду и социальной политике,  по делам ветеранов, по охране здоровья,  по экологии, по образованию, культуре и науке, по делам женщин, семьи и молодежи и т.д.).

       В субъекте РФ создаётся единый законодательный  орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий принятие законов  субъекта РФ, а также иные полномочия, возложенные на него. В большинстве  субъектов РФ существуют однопалатные представительные органы. 
 

         2.3 система органов исполнительной власти

       Конституция РФ 1993 г. вместо термина "государственное  управление" ввела в оборот понятие "исполнительная власть". И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное  представление как о самой  исполнительной власти, так и о  реализующих ее органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Так  впервые появляется конституционное  упоминание об органах исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным  органом, возглавляющим единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О правительстве  Российской Федерации" (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712..

Согласно ч. 1 ст. 1 ФКЗ «О правительстве РФ», Правительство  Российской Федерации является органом  государственной власти Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

В ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов  исполнительной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов исполнительной власти (п. "г" ст. 71 Конституции  РФ).

К федеральным органам  исполнительной власти относятся:

    1. Федеральные министерства-
    2. Государственные комитеты-
    3. Федеральные комиссии (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная энергетическая комиссия… ).
    4. Федеральные службы - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель  (Федеральная пограничная служба; Федеральная служба безопасности; Служба внешней разведки России...)
    5. Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Главное здесь - финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств (Российское  авиационно-космическое агентство;  Российское агентство по боеприпасам ; Российское агентство по судостроению….).

Информация о работе Система органов государственной власти в РФ