Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:25, шпаргалка
шпоры маленькие
Судебная
власть принадлежит судам, судебная
система строится на принципах территориальности
и специализации. Правосудие осуществляется
на основе состязательности и равенства
сторон в процессе. Контроль за конституционностью
нормативных актов в
Политическая
культура — часть общей культуры,
включающая исторический опыт, память
о социальных и политических событиях,
политические ценности, ориентации и
навыки, непосредственно влияющие на
политическое поведение. Политическая
культура является одним из основных
понятий сравнительной
Функции политической культуры:
1)
познавательная – формирование
у граждан необходимых
2)
интегративная – достижение на
основе общепринятых политико-
3)
коммуникативная – обеспечение
связи между участниками
4)
обеспечения социального
5)
нормативно-регулятивная –
6)
воспитательная – политическая
социализация – формирование
личности гражданина.
30.Политическая деятельность как основа политической жизни общества
Политическая деятельность - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое.
Органическая связь с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядоченности действий. Изучение данной стороны политики позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В их число входят по крайней мере следующие.
ЗАКОНЫ ПОЛИТИКИ. Их специфика заключается в том, что они действуют не помимо людей, а проявляют себя как совокупность условий, потребностей, интересов, требующих усилий в определенном направлении и направляющих таким образом ход политических процессов. Очевидна, например, связь экономической инициативы и политической свободы, демократии и расширения круга людей, участвующих в принятии экономических решений.
УСЛОВИЯ.
Объективная взаимосвязь
ПОТРЕБНОСТИ. Это комплекс условий, воспринимаемых людьми как абсолютно необходимые для нормального существования. При этом растет не только их объем, но и качественные параметры, степень многообразия потребностей. Например, безопасность сегодня не сводится только к военному ее аспекту, но и включает другие параметры.
КУЛЬТУРНАЯ.
Образовательная СРЕДА, в которой
разворачивается политическая деятельность.
Многие ее компоненты практически не
зависят от людей, и должны приниматься
ими во внимание: это традиции, настроения,
укорененные в определенной социальной
группе стереотипы мышления и поведения.
Политология, или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.
Большинство исследователей склонны выделять 2 группы методов.
Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:
Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:
Функции политологии:
Первые
определения политики появились
в Древней Греции. Тогда же наметились
и первые разногласия, получившие развитие
в дальнейших дискуссиях. Существует
множество определений
1.
Определенный общественный
2.
Определенный набор
3.
Процесс урегулирования
4.
Метод достижения решений
5.
Обнародование программы
Итак,
в общем виде политика – процесс
разрешения тех или иных конфликтов
в группах, сообществах и обществе
в целом, основанный на использовании
приемлемых для всех процедур для
данного общества решений.
В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в более ранний исторический период.
Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии, и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения.
Теория прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.
Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес»-, который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалистической демократии.
Наряду с перечисленными теориями демократии в современный период появился и ряд теорий, развивших основные идеи обозначенных концепций с учетом изменившихся реалий, динамикой демократических процессов.
Так,
сторонники теории партиципаторной
демократии (т. е. основанной на соучастии
граждан непосредственно в политическом
процессе) отрицают принцип разделения
политического труда. Они исходят из идеала
индивидуального самоопределения автономной
личности. Самоопределение личности рассматривается
как право на всестороннее политическое
участие в масштабах всего общества и
в различных его сферах. При таком подходе
фактически выравнивается и ответственность
профессионалов и непрофессионалов в
управлении государством, что снижает
особую ответственность избираемых обществом
элитарных слоев.
Геополитика — междисциплинарная область знания о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли. Различается традиционная геополитика, новая геополитика (геоэкономика) и новейшая геополитика (геофилософия). Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, является географическим разумом государства. Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях.