Группа
глобальных проблем включает в себя
в качестве главных:
- нахождение
путей устойчивого экономического развития
в связи с тем, что современные технологические
структуры достигли предела
- проблемы
войны и мира, обеспечения международной
безопасности, разоружения и конверсии,
укрепления доверия к сотрудничеству
между народами
- экологические
проблемы, поставившие человечество перед
угрозой экологического коллапса, сравнимого
с последствиями ракетно–ядерной катастрофы
- проблема
человека, включая измерение общественного
прогресса и соблюдения социальных, экономических
и индивидуальных прав и свобод личности,
борьбу с международной преступностью
и терроризмом, гуманизацию международных
отношений.
Важнейшая
роль в решении глобальных проблем
принадлежит международным организациям,
и в первую очередь системе
ООН. Сохранение мира, упрочение международной
безопасности и разоружение, являясь
главной задачей ООН, служат основной
предпосылкой создания международного
климата, необходимого для решения
глобальных проблем. Важное место в
деятельности ООН занимают проблемы
охраны окружающей среды, здравоохранения,
нормализации положения с продовольствием
и др.
В
центре внимания международных организаций
находятся вопросы охраны окружающей
среды.
Эффективность
действий международных организаций
по решению глобальных проблем зависит,
в конечном счёте, от решения главной
проблемы современности – войны
и мира.
- Теория
и практика политической
модернизации общества
Политическая
модернизация представляет собой процесс
изменения системных качеств
политической жизни и функций
институтов политической системы при
переходе от традиционного общества
к современному. Понятия «традиционное
общество» и «современное общество»
отражают различную цивилизационную
зрелость социальных систем, различающихся
механизмами социальной регуляции
и адаптации, технологией социальных
изменений, местом и ролью индивида
и возможностями его самореализации.
Как показывает исторический опыт,
развитие общества осуществляется от
простых структур к сложным. Развитие
производства как отражение постоянно
растущих потребностей объективно вело
к умножению и усложнению форм
разделения труда. Процессы дифференциации
и интеграции в сфере труда
сопровождались появлением новых групп
интересов, ростом разнообразия социальных
отношений, образов жизни. Следовательно,
закон возрастающего разнообразия
деятельности людей, усложнения социальных
отношений социальной структуры
предполагал определенную адаптивность
общества. Политическая система современного
общества была призвана отражать нарастающее
многообразие интересов, эффективно реагировать
на возникающие требования новых
социальных групп, обеспечивать целостность
социально дифференцированного
общества. В таких условиях политическая
модернизация означает переход общества
от политически простых к более
сложным формам организации политической
жизни.
Однако
единства мнений относительно движущей
силы процесса политической модернизации
в западной политологии не существует.
Наиболее общепризнанной является позиция
Г. Алмонда и Л. Пая, утверждающих,
что политическое развитие опирается
на процесс постоянного совершенствования
функций, которые должна выполнять
политическая система для обеспечения
стабильности и эффективности всего
социального организма. Исходя из функционального
подхода, они установили, что «изменение
системных качеств и функций
политических институтов включает три
процесса: 1) структурную дифференциацию
институтов политической системы и
специализацию их функций; 2) возрастание
способности политической системы
к мобилизации и выживанию» (Л.
Пай); 3) тенденцию к равноправию.
- Типология
партийных систем
В
странах современного мира сложились
различные партийные системы. Их
формирование определяется определенными
факторами. Пожалуй, нет партийной
системы, которая бы не была отражением
классовой структуры общества.
1)
однопартийные (бывший СССР, Албания,
Куба, Монголия, Заир, Того);
2)
с партией, осуществляющей гегемонию
(Мексика);
3)
с доминирующей партией (Япония,
Индия);
4)
двухпартийные (США, Великобритания,
Канада);
5)
умеренного плюрализма (Бельгия,
ФРГ);
6)
крайнего (поляризованного) плюрализма
(Италия, Нидерланды, Финляндия);
7)
атомизированные (Малайзия).
Однопартийная
система присуща авторитарным, особенно
тоталитарным режимам, когда управление
осуществляется одной партией. Ей характерно
конституционное закрепление руководящей
роли одной партии, сращивание партийного
и государственного аппарата, запрет
образования других партий.
Партийная
система с партией-гегемоном характеризуется
пассивным положением одной партии
при отсутствии реальной партийной
конкуренции. Все остальные партии
имеют организационную автономию,
но признают руководящую роль правящей
партии.
Партийная
система с доминирующей партией
предусматривает существование
нескольких партий, одна из которых
на протяжении длительного времени
побеждает на выборах и единоличное
формирует правительство.
Двухпартийная
система характеризуется доминированием
двух мощных партий, одна из которых
находится у власти, а другая -
в оппозиции.
Наиболее
распространенной является партийная
система умеренного плюрализма, которая
характеризуется существованием трех-пяти
партий, ни одна из которых не преобладает
и не может самостоятельно создать
коалицию, а потому партии вынуждены
идти на достижение компромисса по
формированию правительства согласно
количеству завоеванных мандатов.
Атомизированные
партийная система характеризуется
наличием многих маловлиятельных и
немногочисленных партий.
- Форма
государственного устройства
Форма
государственного устройства — способ
территориальной организации государства
или государств, образующих союз. Также
закреплённый в конституции страны способ
взаимосвязи государства и его составных
частей (территорий), характеризующий
территориальную организацию государственной
власти. Не относятся к формам государственного
устройства межгосударственные объединения,
содружества и сообщества государств…
На
текущий момент выделяется три основные
формы государственного устройства:
- Унитарное
государство — простое, единое государство,
которое характеризуется отсутствием
у административно-территориальных единиц
признака суверенитета. Выделяют централизованные
и децентрализованные унитарные государства,
с наличием или отсутствием автономных
образований.
- Федерация
— сложное, союзное государство, части
которого являются государственными образованиями
с определенным государственным суверенитетом.
Строится на распределении функций управления
между центром и субъектами федерации.
- Конфедерация
— временный союз государств, создаваемый
для достижения политических, экономических,
культурных и прочих целей. Не обладает
самостоятельным суверенитетом, отсутствует
единая система законодательства.
- Сущность,
структура, функции
политической системы
общества
Политическая
система общества или политическая
организация общества — организованная
на единой нормативно-ценностной основе
совокупность взаимодействий (отношений)
политических субъектов, связанных с осуществлением
власти (правительством) и управлением
обществом.
Структуру
политической системы составляют организации,
объединения, имеющие прямое или косвенное
отношение к осуществлению политики, к
политической деятельности.
Выделяют
следующие функции политической
системы:
- Обеспечение
политической власти для определённой
социальной группы или для большинства
членов данного общества (политической
системой устанавливаются и осуществляются
конкретные формы и методы властвования
— демократические и антидемократические,
насильственные и ненасильственные и
т. п.).
- Управление
различными сферами жизнедеятельности
людей в интересах отдельных социальных
групп или большинства населения (действие
политической системы как управляющей
включает постановку целей, задач, путей
развития общества, конкретных программ
в деятельности политических институтов).
- Мобилизация
средств и ресурсов, необходимых для достижения
этих целей и задач (без огромной организаторской
работы, людских, материальных и духовных
ресурсов многие поставленные цели и задачи
обречены на заведомое недостижение).
- Выявление
и представительство интересов различных
субъектов политических отношений (без
селекции, чёткого определения и выражения
на политическом уровне данных интересов
никакая политика невозможна).
- Удовлетворение
интересов различных субъектов политических
отношений посредством распределения
материальных и духовных ценностей в соответствии
с теми или иными идеалами конкретного
общества (именно в сфере распределения
сталкиваются интересы разнообразных
общностей людей).
- Интеграция
общества, создание необходимых условий
для взаимодействия различных элементов
его структуры (объединяя разные политические
силы, политическая система пытается сглаживать,
снимать неизбежно возникающие в обществе
противоречия, преодолевать конфликты,
устранять коллизии).
- Политическая
социализация (посредством которой формируется
политическое сознание индивида и он включается
в работу конкретных политических механизмов,
благодаря чему происходит воспроизводство
политической системы путём обучения
всё новых членов общества и приобщения
их к политическому участию и деятельности).
- Легитимация
политической власти (т. е. достижение
определённой степени соответствия реальной
политической жизни официальным политическим
и правовым нормам).
- Сущность
политического лидерства
В
современной политологии существует
несколько определений политического
лидерства. Приведем некоторые из них:
- политическое
лидерство – это управленческий статус,
социальная позиция, связанная с принятием
властных решений, это руководящая должность;
- политическое
лидерство – это приоритетное постоянное
влияние со стороны определенного лица
на все общество, политическую организацию
или большую социальную группу;
- политическое
лидерство – это символ группы, общности,
образец политического поведения группы,
способный реализовать ее интересы с помощью
власти;
- политическое
лидерство – это способ взаимодействия
лидера и масс, в процессе которого лидер
оказывает значительное влияние на общество.
- Политика
и религия. Формы
взаимодействия церкви
и государства.
Религия
и политика на протяжении многих веков
так или иначе соприкасались
и соприкасаются друг с другом.
При этом степень и характер действия
религиозного фактора на политику различны,
но его присутствие в политических
действиях и движениях далеко
не случайное явление. И это разъясняется
сущностными чертами как религии,
так и политики.
В
документе отмечается, что в современном
государстве существует разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную; имеются различные
уровни власти: общегосударственный, региональный,
местный, что определяет специфику
взаимоотношений Церкви с властями
разных ветвей и уровней.
Церковь
не отдает официального предпочтения
той или иной политической организации
или политическому лидеру, а проповедует
мир и сотрудничество людей, придерживающихся
различных политических взглядов. Она
также допускает наличие различных
политических убеждений среди ее
епископата, клира и мирян. Однако,
участие священнослужителей в деятельности
политических организаций, в предвыборных
процессах, включая выдвижение кандидатур
священнослужителей на выборах любых
органов представительной власти всех
уровней, не допускается. В то же время
ничто не должно препятствовать участию
иерархов, священнослужителей и мирян,
наравне с другими гражданами,
в народных волеизъявлениях путем
голосования.